Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Мирошниковой Е.Н.
судей
Овчинниковой Л.Д., Вологдиной Т.И.
при секретаре
Сергеевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 июля 2017 года гражданское дело N2-952/2017 по апелляционной жалобе Григорьева Александра Егоровича на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 марта 2017 года по иску Егорова Александра Григорьевича к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Мирошниковой Е.Н., выслушав объяснения истца Григорьева А.Е. и его представителя - адвоката Афанасьева А.В., действующего на основании ордера А 1677605 от 09.06.2017, поддержавших апелляционную жалобу, возражения представителя ответчика ГУ МВД по г. Санкт-Петербургу - Раневой А.А., действующей на основании доверенности от 05.01.2017 N12 сроком по 31.12.2017, представителя 3-го лица ОМВД России по Петродворцовому району г. Санкт-Петербурга - Ковпак О.Н., действующей на основании доверенности от 09.01.2017 N1 сроком по 31.12.2017, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее ГУМВД России по СПб и ЛО) об обязании предоставить жилое помещение, истец указал, что в период с 1990 по 07.07.2011 год проходил службу в ОМВД России по "адрес" Санкт-Петербургу. Срок службы в ОВД составил на момент увольнения более 20 лет, приказом от 07.07.2011 N 584 л/с истец уволен из органов внутренних дел РФ. На основании договора найма служебного жилого помещения N 1 от 10.11.2005 он был зарегистрирован с 29.11.2005 и проживал по сентябрь 2016 года в квартире, расположенной по адресу: "адрес". Указанная квартира была предоставлена ему на основании распоряжения Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга от 03.11.2005 N 1228 в связи со службой " ... ". Из ответа ОМВД РФ по Петродворцовому району от 18.05.2016 следует, что он с ноября 2003 года был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Закон Российской Федерации N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", истец полагает, что у ответчика с момента увольнения истца возникла обязанность по его обеспечению жилым помещением по договору социального найма согласно нормам предоставления площади жилого помещения, поскольку он был постановлен на соответствующий учет до 01.03.2015.
Ответчик возражал против заявленных требований, указывая, что в системе МВД России. В соответствии с действующим законодательством на тот момент, была предусмотрена постановка как на очередь сотрудников органов внутренних дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и по их волеизъявлению подлежащих постановке на соответствующий учет в порядке Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции", так и отдельный учет сотрудников ОВД, обратившихся за предоставлением служебного жилого помещения, предоставление которых осуществлялось в соответствии со ст. 93 ЖК РФ, то есть для заселения в связи с характером трудовых отношений, проживания по месту работы. К такой категории граждан в соответствии со ст. 30 Закона "О милиции", п.5.3 Приказа МВД России от 16.09.2002 N900 "О мерах по совершенствованию деятельности участковых-уполномоченных милиции", Распоряжением Комитета по жилищной политике Администрации Санкт-Петербурга от 26.06.2001 N 43р "Об утверждении перечня категорий работников, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него", относятся и лица, исполняющие обязанности участковых-уполномоченных милиции (полиции), ввиду возложенных на них обязанностей. К таким лицам относился и истец. Поскольку в 2002 году проживал в общежитии СПбГУ по адресу: "адрес", при наличии его рапорта, он был поставлен на учет участковых уполномоченных, нуждающихся в предоставлении жилых помещений. В 2005 году истцу администрацией Петродворцового района Санкт-Петербурга была предоставлена служебная квартира, как участковому уполномоченному милиции. Согласно же представленным УОТО Тыла ГУ МВД России сведениям (письмо от 30.01.2017 N 110/2-253) в соответствии с единым списком индивидуального учета сотрудников ГК МВД России, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения их жилой площадью от 18.01.2017 Григорьев А.Е. на указанном учете в ГУ МВД России не состоит. Иных документов, в том числе о постановке на учет истца, как нуждающегося в улучшении жилищных условий (в том числе до 01.03.2005) в УМВД России по Петродворцовому району Санкт-Петербурга, а также в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, не поступало и не имеется.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 марта 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
С постановленным судебным актом истец не согласился, подал апелляционную жалобу, доводы которой аналогичны доводам, приведенным им в суде первой инстанции. Указывает, что в деле имеются доказательства, что он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях до 01.03.2005.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение участников судебного заседания, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
В силу ч. 1 ст. 6 Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По смыслу приведенных выше правовых норм право на получение жилого помещения по договору социального найма либо на получение единовременной социальной выплаты может быть реализовано сотрудником только при условии, если он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в котором проходил службу, до 01 марта 2005 года и состоял на учете на момент увольнения.
Согласно п.1 ч.1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст.93 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.
К такой категории граждан, в соответствии со ст.30 Закона "О милиции",. п.5.3 приказа МВД России от 16.09.2002 года N 900 "О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции", Распоряжением Комитета по жилищной политике Администрации Санкт-Петербурга от 26.06.2001 года N 43-р "Об утверждении перечня категорий работников, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него", относятся и лица, исполняющие обязанности участковых уполномоченных милиции (полиции), ввиду возложенных на них обязанностей.
В соответствии с Инструкцией о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденной приказом МВД России от 18.03.2003 года, для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий со стороны сотрудника должен был быть подан соответствующий рапорт, к: которому должны были прилагаться справка из кадрового аппарата, выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, справка (акт) проверки жилищных условий (п.9).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.12.2002 года N 897 служебное жилое помещение предоставляется сотрудникам для создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении ими служебных обязанностей (п.7 Положения), при этом данное право сохраняется и за сотрудниками, имеющими в собственности квартиры, индивидуальные жилые дома, в случае если предоставление такого служебного помещения связано с необходимостью проживания по месту службы (п.9).
Аналогичные положения содержатся в Инструкции о порядке организации работы по предоставлению жилых помещений специализированного жилого фонда ОВД РФ (служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях), утвержденной приказом МВД России от 06.05.2012 года N 490 и Инструкции о порядке использования жилых помещений, находящихся в оперативном управлении ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и расположенных в зоне КАД, утвержденной приказом ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 18.03.2013 года N 168.
Судом установлено, что Григорьев А.Е. проходил службу в органах внутренних дел РФ в должности " ... "
Приказом ГУ МВД России от 07.07.2011 года N 584 л/с Григорьев А.Е. уволен из органов внутренних дел по п. "б" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по достижении предельного возраста).
По данным архивного дела Григорьева А.Е. числятся: жена - ФИО, сын - ФИО1 ("дата" г.р.). На момент прохождения службы Григорьев А.Е. был зарегистрирован: "адрес", проживал по адресу: "адрес". Данные обстоятельства истцом не оспариваются.
Из материалов дела следует, что в 2002 году Григорьевым А.Е. был написан рапорт начальнику УВД Петродворцового района Санкт-Петербурга о включении его в список сотрудников Петродворцового РУВД, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Состав семьи им был указан: жена - ФИО и сын - ФИО1 Также указано, что в он в ОВД с 1990 года, в должности " ... " с 2002 года. В настоящее время проживает в общежитии СПбГУ по адресу: "адрес". Жена проживает по тому же адресу.
Из представленного списка сотрудников Петродворцового РУВД, согласованного с Главой администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга следует, что истец был включен в список личного состава служб и подразделений Петпродворцового РУВД, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указанный список, согласно сопроводительному письму от 17.11.2003 исх. N 75/10490, был направлен председателю административного комитета Канцелярии Администрации Санкт-Петербурга.
Сопроводительным письмом от 21.04.2004 на имя
Главы администрация Петродворцового административного района Санкт-
Петербурга начальником УВД Петродворцового Административного района Санкт-Петербурга по исполнение п. 1.7 протокола совещания аппарата Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга N10 от 22.03.2004, направлен список сотрудников " ... ",
которые в связи с характером трудовых отношений должны проживать по
месту работы или вблизи от него, для предоставления им жилых
помещений. В данном списке указан Григорьев А.Е.
Истец в исковом заявлении указал, что на основании распоряжения администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга от 03.11.2005 N 1228, на основании договора найма служебного жилого помещения N 1 от 10.11.2005 ему, как " ... " была предоставлена квартира, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, "адрес".
Данные обстоятельства не оспариваются стороной ответчика и третьего лица.
Проанализировав вышеуказанные доказательства и оценив их по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец был поставлен на учет участковых уполномоченных, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, то есть, только как нуждающийся в служебном жилом помещении, предоставляемом в соответствии с Законом "О милиции", п.5.3 Приказа МВД России от 16.09.2002 года N 900 "О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции", Распоряжением Комитета по жилищной политике Администрации Санкт-Петербурга от 26.06.2001 года N 43-р "Об утверждении перечня категорий работников, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него".
Из материалов дела следует, что решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 14.12.2015 Григорьев А.Е. признан утратившим право пользования жилой площадью, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" выселен из указанной квартиры без предоставления другого жилого помещения. В удовлетворении встречного иска Григорьева А.Е. к Администрации Петродворцового района о признании права пользования жилым помещением отказано.
При этом из вышеуказанного решения следует, что спорная квартира была предоставлена Григорьеву А.Е. на основании Распоряжения N 1228 от 03.11.2005, включена в состав специализированного жилищного фонда, предоставлена как служебная жилая площадь.
Коллегия полагает, что поскольку достоверных и достаточных доказательств того, что в период до 01.03.2005 года истец в установленном порядке был признан нуждающимся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истцом не было представлено доказательств, свидетельствующих о постановке на такой учет, а также доказательств наличия оснований для постановки на соответствующий учет, а обращение истца с рапортом о включении в список сотрудников Петродворцового РУВД, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятие истца на учет в целях обеспечения служебным жилым помещением и предоставление такового в связи с характером службы в органах внутренних дел, не свидетельствует о постановке истца на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
В апелляционной жалобе истец выражает несогласие с выводами суда, изложенными в решении, произведенной судом оценкой представленных доказательств.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам жалобы истца, поскольку представленные в материалы дела доказательства, оценка которым дана судом первой инстанции по правилам ст.67 ГПК РФ, подтверждают, что истец нуждающимся в улучшении жилищных условий в установленном действующим в спорный период законодательством порядке не признан, в связи с чем, не относится к категории сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, подлежащих обеспечению жилым помещением. Кроме того, следует отметить, что ответчик не наделен правомочиями по предоставлению жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не подрывают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Григорьева Александра Егоровича - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.