Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Сухаревой С.И.
судей
Петровой Ю.Ю. и Подгорной Е.П.
при секретаре
Дарбаковой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 мая 2017 года гражданское дело N ... по апелляционным жалобам Алабушевой Александры Вадимовны, Индивидуального предпринимателя Моревой А. Ю. на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по иску прокурора Центрального района Санкт-Петербурга в защиту неопределенного круга лиц к Алабушевой Александре Вадимовне, Индивидуальному предпринимателю Моревой А. Ю. об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Сухаревой С.И., объяснения представителя Моревой А.Ю. - Носкова Д.А. по доверенности N ... от "дата", прокурора Штыга Т.В., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района Санкт-Петербурга, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Алабушевой А.В. и ИП Моревой А.Ю. об обязании прекратить осуществление деятельности по оказанию гостиничных услуг и предоставлению квартиры "адрес" под временное проживание граждан и о взыскании с ответчиков государственной пошлины, указывая, что квартира "адрес" принадлежит на праве собственности Алабушевой А.В., которая на основании договора аренды от "дата" предоставила указанную квартиру ИП Моревой А.Ю. По результатам проверки прокуратуры "адрес" Санкт-Петербурга по обращениям граждан в квартире "адрес" выявлена организация массового временного проживания граждан на основании договоров об оказании гостиничных услуг.
В обоснование требований истец указывал, что собственник жилого помещения вправе предоставить данное помещение во владение и пользование гражданину или организации на основании договора с соблюдением требований законодательства. Использование жилого помещения под гостиницу противоречит правовым нормам нарушает права и законные интересы, как жителей указанного дома, так и потребителей, т.е. неограниченного круга лиц, что было выявлено при проведении проверки квартиры, принадлежащей Алабушевой А.В., не переведенной в нежилой фонд и предоставленной на договорной основе ИП Моревой А.Ю. для организации гостиничного бизнеса.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от "дата"Алабушев А.В., Индивидуальный предприниматель Морева А.Ю. обязаны прекратить осуществление деятельности по оказанию услуг хостела в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", "адрес". С Алабушевой А.В. взыскана в доход местного бюджета государственная пошлина в сумме 300 рублей. С Индивидуального предпринимателя Моревой А.Ю. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 300 рублей.
В апелляционных жалобах Алабушева А.В., Индивидуальный предприниматель Морева А.Ю. просят решение суда отменить и вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебное заседание Алабушева А.В. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом (л.д.86-88), о причинах неявки не сообщила, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в ее отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями ст. 15, 17, п.4 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, оценив представленные сторонами доказательства по делу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что использование квартиры, имеющий статус жилого помещения, собственником, а также иными лицами в качестве меблированных комнат или для организации хостела, гостиницы, то есть для временного заселения посторонних граждан на возмездной основе, противоречит вышеназванным нормам права и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Материалами дела подтверждено, что собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", является Алабушева А.В.
На основании договора аренды жилого помещения от "дата"Алабушева А.В. осуществляет сдачу в аренду принадлежащей на праве собственности квартиры индивидуальному предпринимателю Моревой А.Ю.
Как следует из выписки из ЕГРИП видами экономической деятельности ИП Моревой А.Ю. являются: деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания, деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания.
В соответствии с объяснениями сотрудника ИП Моревой А.Ю.Булавиной Н.Ю. в вышеуказанном жилом помещении ИП Морева А.Ю. предоставляет услуги размещения граждан, расчет с клиентами производится наличным и безналичным способом, а также клиентам выдается договор оказания гостиничных услуг и анкета, подтверждающие проживание в хостеле.
Таким образом, названная квартира используется ответчиками не в соответствии с целевым назначением жилого помещения - постоянного проживания граждан, а в предпринимательских целях, для временного размещения граждан путем сдачи в наем меблированных комнат, что предусматривает в силу статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимость перевода указанного жилого помещения в нежилое; доказательств присвоения квартире статуса нежилого помещения в установленном законом порядке, а также принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес", "адрес", решения о согласии на перевод указанной квартиры из жилого помещения в нежилое с возможностью использования общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, в целях осуществления ответчиками предпринимательской деятельности, ответчиками не представлено.
В силу пункта 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "дата" N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при рассмотрении споров, возникающих в связи с реализацией собственником своих правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему жилым помещением, судам следует учитывать, что законом установлены пределы осуществления права собственности на жилое помещение, которые заключаются в том, что собственник обязан: использовать жилое помещение по назначению, то есть для проживания граждан (часть 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации), поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (часть 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности допускается с соблюдением положений, установленных частями 2 и 3 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По смыслу указанных норм собственник или иной гражданин может лишь совмещать проживание в жилом помещении и осуществление какой-либо профессиональной (предпринимательской) деятельности, тогда как организация по сдаче внаем меблированных комнат неограниченному кругу лиц является самостоятельным видом деятельности, направленным исключительно на извлечение прибыли от предоставления услуг.
Осуществление предпринимательской деятельности по сдаче внаем меблированных комнат неограниченному кругу лиц предполагает применение иных санитарно-гигиенических требований и оснащение указанных помещений дополнительным оборудованием, не требующимся в стандартной квартире и необходимым для оказания потребителям услуг надлежащего качества: системой звукоизоляции номеров, средствами противопожарной безопасности, охранной сигнализацией, средствами для уборки и санитарной очистки номеров и так далее. Не соблюдение указанных требований может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов не только собственников помещений многоквартирного жилого дома и лиц, проживающих в доме, но и лиц, которые по тем или иным основаниям посещают данный дом.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что использование квартиры, имеющий статус жилого помещения, собственником, а также иными лицами в качестве меблированных комнат или для организации мини-отеля, хостела, гостиницы, то есть для временного заселения посторонних граждан на возмездной основе, противоречит как пункту 3 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и пункту 2 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционных жалоб о том, что права других лиц действиями ответчиков не нарушаются, опровергаются материалами дела. А именно, обращением граждан в правоохранительные органы о том, что размещение гостиницы в указанной квартире нарушает права жильцов вышеназванного дома, в части соблюдения тишины в ночное время, а также неправомерным увеличением в спорной квартире количества санузлов, душевых и батарей. (л.д.7-8).
Ссылки апелляционной жалобы Алабушевой А.В. о том, что она не организовывала указанный бизнес в своей квартире и поэтому не должна нести ответственность установленную судом по прекращению гостиничной деятельности, также не могут служить основанием для отмены решения суда, учитывая, что Алабушева А.В. как собственник жилого помещения обязана использовать его по целевому назначению.
В силу ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.
Согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ, граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В силу ст. 17 ЖК РФ допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из Постановления Правительства РФ от "дата" N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями" следует, что собственник жилого помещения в многоквартирном доме пользуется жилым помещением по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
В силу п. 3.2.5 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 5Н85-2008, утвержденного Приказом Ростехрегулирования от "дата" N 518-ст молодежная гостиница (хостел) это предприятие, предоставляющие услуги размещения и питания, управление которыми осуществляется некоммерческой организацией; проживание - в многоместных номерах, питание - с ограниченным выбором блюд и/или наличие оборудования для самостоятельного приготовления пищи; предоставление дополнительных услуг, включая развлекательные и образовательные программы, в основном для молодежи.
В соответствии со ст. 288 ГК РФ собственник владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением, т.е. для постоянного проживания. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.
Согласно ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
По смыслу п. 2 ст. 17 ЖК РФ собственник или иной гражданин может лишь совмещать проживание в жилом помещении и осуществление какой-либо профессиональной (предпринимательской) деятельности: адвокатской или нотариальной практики, репетиторской деятельности и т.д.
Согласно п. 1.1. Приказа Минжилкомхоза РСФСР от "дата" N 420 "Об утверждении и введении в действие "Правил технической эксплуатации гостиниц и их оборудования" задачей технической эксплуатации гостиничного фонда является обеспечение исправного состояния конструкций, частей зданий и инженерного оборудования гостиниц и бесперебойной их работы в пределах не менее нормативного срока службы, своевременное выполнение планового предупредительного ремонта, обеспечение надлежащего благоустройства и санитарно-технического состояния зданий и прилегающего к ним участка. Гостиницы, передаваемые в эксплуатацию, должны соответствовать проекту и требованиям главы СНиП по нормам проектирования гостиниц (п. 1.17).
В ходе проверки прокурором получены письменные доказательства, согласно которым сведения о сдаче спорного жилого помещения под гостиницу-хостел (мини-отель) "Друзья на Невском" размещены на интернет-странице (л.д.50-54), из которых следует, что в указанной квартире размещено несколько номеров, в общих ванных комнатах имеются душевые кабины и отдельные туалеты, указана оплата различных категорий номеров, отражены отзывы гостей мини-отеля.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ИП Морева А.Ю. с которой Алабушева А.В. заключила договор аренды, пересдает за плату физическим лицам указанное перепланированное жилое помещение для временного размещения и проживания, то есть использует его под гостиницу, допуская единовременное пребывание в квартире неустановленного количества лиц, не зарегистрированных по месту жительства и пользующихся коммунальными услугами; гостиничные услуги оказываются круглосуточно, отдельного входа в данное помещение не имеется, что нарушает законные права и интересы жителей многоквартирного дома на благоприятные условия проживания, тишину и покой в ночное время. Кроме того ответчиком не разработан паспорт антитеррористической защищенности и техногенной безопасности объекта, что свидетельствует о создании угроз безопасности граждан, проживающих в доме. С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что жилое помещение используется ответчиками не по назначению.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункты 1, 3 статьи 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания установлены Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "дата" N 64 (п. 1.2 Санитарных правил).
Санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 1.4 СанПиН 2."дата"-10).
В соответствии с п. п. 3.3, 3.7, 9.1 СанПиН 2."дата"-10 помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания. Помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания, при этом участки для стоянки автотранспорта персонала должны располагаться за пределами придомовой территории. При эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается использование жилого помещения для целей, не предусмотренных проектной документацией.
В силу п. п. 5.1, 5.7.1 раздела 5 Общие требования к хостелам ГОСТ Р 56184-2014. "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам", хостелы в своей деятельности должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных документов федеральных органов исполнительной власти (1), (2), (3), (4), (5) и требованиям настоящего Стандарта. Архитектурно-планировочные, строительные элементы и конструктивные решения хостелов должны соответствовать требованиям строительных норм (3), (8) (Жилищного кодекса РФ).
На основании ст. 103 ГПК РФ, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчиков в доход местного бюджета государственную пошлину, от уплаты которой освобожден истец, в размере 300 рублей с каждого.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционные жалобы, которые не содержат предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.