Судья Санкт-Петербургского городского суда Куприк С.В, рассмотрев 12 сентября 2017 года в открытом судебном заседании в помещении суда, с участием прокурора Махова Е.А., при секретаре Оленике П.А., административное дело по жалобе на решение судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 14 июля 2017 года в отношении
Сергеевой Г. А., "дата" года рождения, уроженки "адрес", зарегистрированной и проживающей по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", являющейся индивидуальным предпринимателем
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды " ... " А.В. N 003-2016/П-712-754 от 09 декабря 2016 года ИП Сергеева Г.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Вина ИП Сергеевой Г.А. установлена в том, что прокуратурой Василеостровского района Санкт-Петербурга совместно со специалистом Комитета но природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее - Комитет) проведена проверка деятельности ИП Сергеевой Г.А. на предмет соблюдения природоохранного законодательства Российской Федерации.
Проведенной проверкой установлено, что ИП Сергеева Г.А. осуществляет деятельность по оказанию услуг по мойке автотранспорта. Согласно договору субаренды от 01.09.2015 NАК-198/15 ИП Сергеева Г.А. для осуществления деятельности занимает нежилые помещения общей площадью 100 кв.м., расположенные по адресу: Санкт-Петербург, пл. Морской Славы, дом 1, литер А.
В процессе хозяйственной деятельности предприятия образуются отходы производства и потребления: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), осадок (шлам) механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащей нефтепродукты в количестве менее 15%, обводненный.
Образование указанных отходов подтверждается предоставленными в ходе проверки документами:
- договором от 31.12.2015 N 57/16 с ООО "" ... " на вывоз отходов, образующихся в процессе хозяйственной деятельности;
- актами приема-передачи отходов на размещение на специализированное предприятие ЗАО "" ... "" за I - II квартал 2016 года;
- паспортами на вышеперечисленные отходы, составленными ИП Сергеевой Г.А. в марте 2016 года;
- протоколами анализа проб отходов от 09.03.2016, проведенном химико-аналитической лабораторией Научно-исследовательского технологического института им. СП. Капицы ФГБОУ высшего образования "Ульяновский государственный университет".
С учетом изложенного, предпринимателем осуществляется деятельность по обращению с отходами.
Статьей 19 Федерального закона "Об охране окружающей среды" N7-ФЗ определены основы нормирования в области охраны окружающей среды. Согласно п. 1 названной статьи закона нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Одним из элементов системы нормирования в области охраны окружающей среды является установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства). Согласно п.1 ст.24 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" целью установления нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение является предотвращения негативного воздействия на окружающую среду в результате деятельности хозяйствующих субъектов, связанной с образованием отходов.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства лимиты на размещение отходов определяются количеством отходов, фактически направленных для размещения на полигоны, отраженным в сдаваемой ими отчетности.
На основании п.8 ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" N89-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2015 N1211 Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее - Комитет) наделен полномочиями по осуществлению приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (иной) деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (далее - Отчетность). Порядок представления и контроля Отчетности в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых на территории Санкт-Петербурга образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому", надзору, утвержден распоряжением Комитета от 09.02.2016 N20-р. Отчетность предоставляется субъектами малого и среднего предпринимательства по каждому обособленному подразделению (филиалу, производственной площадке). Срок предоставления Отчетности в Комитет - до 01 марта 2016 года.
Данная административная процедура направлена на достижение целей максимального снижения количества образуемых отходов, а так же осуществление контроля за размещением отходов только на специализированных объектах, предназначенных для размещения отходов.
В соответствии с п.1 ст.19 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами -федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Порядок учета в области обращения с отходами утвержден приказом Министерства природных ресурсов и эхсологии Российской Федерации от 01.09.2011 N 721. Согласно п.5 Порядка учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Таким образом, осуществление контроля и учета размещения отходов является средством предотвращения негативного воздействия на окружающую среду в результате превышения предельно допустимого количества отходов, направляемых для размещения на конкретный объект размещения отходов.
В нарушение вышеуказанных требований природоохранного законодательства ИП Сергеева Г.А., являясь субъектом малого предпринимательства, отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов за 2015 год до 1 марта 2016 года в Комитет не представила, учет отходов 1 - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц не осуществляет, что может создать угрозу негативного воздействия на окружающую среду.
ИП Сергеева Г.А., осуществляя деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, не предприняла должных мер по соблюдению природоохранного законодательства, что образует состав совершенного административного правонарушения. Ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, повлекшее нарушение природоохранных требований, образует состав совершенного индивидуальным предпринимателем административного правонарушения.
Таким образом, ИП Г.А. Сергеева совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Решением судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 14 июля 2017 года постановление должностного лица от 09 декабря 2016 года оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
ИП Сергеева Г.А. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой.
В обоснование жалобы указала, что при рассмотрении дела не были учтены фактические обстоятельства по делу, что привело к назначению наказания без применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, учитывая, что имелись основания для применения ст. 2. 9 КоАП РФ. Заявитель жалобы ссылается также на то, что в настоящее время применяются меры к устранению выявленных нарушений, доход от предпринимательской деятельности не велик, а на ее иждивении находятся престарелые родители, являющиеся инвалидами, никаких негативных последствий не наступило, а потому просит применить положения ст. 4.1.1 КоАП РФ, и ограничится устным замечанием.
В судебном заседании ИП Сергеева Г.А. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Прокурор Махов Е.А. дал заключение, согласно которому постановление и решение районного суда являются законными и обоснованными. Вина ИП Сергеевой Г.А. подтверждается материалами дела, наказание ей назначено в минимальном размере, оснований для снижения назначенного ей наказания не имеется.
Должностное лицо, ведущий специалист-юристконсульт юридического отдела Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности " ... " К.А., подтвердила обстоятельства установленные постановлением по делу об административном правонарушении, полагая, что вынесенное судьей районного суда решение является законным и обоснованным, а назначенное ИП Сергеевой Г.А. наказание справедливым, назначенным с учетом всех обстоятельств по делу, а потому оснований для снижения наказания, применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, считаю постановление должностного лица и решение суда первой инстанции законными и обоснованными по следующим основаниям.
Согласно статье 8.2 КоАП РФ административная ответственность наступает за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Статьей 19 Федерального закона "Об охране окружающей среды" N7-ФЗ определены основы нормирования в области охраны окружающей среды. Согласно п. 1 названной статьи закона нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Согласно п.1 ст.24 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" целью установления нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение является предотвращения негативного воздействия на окружающую среду в результате деятельности хозяйствующих субъектов, связанной с образованием отходов.
На основании п.8 ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" N89-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2015 N1211 Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее - Комитет) наделен полномочиями по осуществлению приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (иной) деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (далее - Отчетность). Порядок представления и контроля Отчетности в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых на территории Санкт-Петербурга образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому", надзору, утвержден распоряжением Комитета от 09.02.2016 N20-р. Отчетность предоставляется субъектами малого и среднего предпринимательства по каждому обособленному подразделению (филиалу, производственной площадке). Срок предоставления Отчетности в Комитет - до 01 марта 2016 года.
Порядок учета в области обращения с отходами утвержден приказом Министерства природных ресурсов и эхсологии Российской Федерации от 01.09.2011 N 721. Согласно п.5 Порядка учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Как установлено должностным лицом и судом первой инстанции, 14.07.2016 прокуратурой Василеостровского района совместно со специалистом Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности проведена проверка деятельности ИП Сергеевой Г.А. на предмет соблюдений требований природоохранного законодательства. По результатам проведенной проверки были выявлены следующие нарушения: не предоставление ИП Сергеевой Г.А. в установленный срок (до 01.03.2016) в Комитет отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2015 год; отсутствие учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах I-V класса опасности.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и виновность ИП Сергеевой Г.А. в его совершении подтверждены помимо постановления от 09 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 21.09.2016 г.; договором субаренды нежилого помещения АК-198/15; актом проверки от 14.07.2016 г.; а также иными материалами дела, исследованными судьей районного суда.
Таким образом, обстоятельства данного административного правонарушения установлены на основании полно и всесторонне исследованных материалах дела об административном правонарушении, совокупность доказательств является достаточной для объективного вывода о виновности ИП Сергеевой Г.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дела фактические и юридически значимые обстоятельства установлены полно и всесторонне, подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в судебном заседании и получившими правильную юридическую оценку, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Оснований не доверять указанным доказательствам не имеется.
При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда не нарушены требования ст. 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен, неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу ИП Сергеевой Г.А. по делу не усматривается. Ходатайств, заявленных в соответствии со ст. 24.4 КоАП РФ, и не разрешенных судьей, в материалах дела не имеется.
Судьей районного суда, с учетом приведенных законоположений, исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ. Исследованные судом доказательства являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно положены судьей в основу вынесенного решения. Решение судьи мотивированно, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей назначено ИП Сергеевой Г.А. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и ч. ч. 3.2, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения.
Оснований для замены назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение по основаниям ст. 4.1.1 КоАП РФ, также не усматриваю.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Вместе с тем анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на ИП Сергееву Г.А. административного штрафа на предупреждение в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении ИП Сергеевой Г.А. к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на нее законодательством, регламентирующим соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Назначенное ИП Сергеевой Г.А. административное наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности ответственности.
В отсутствие совокупности всех обстоятельств, перечисленных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых постановления и судебного акта.
Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения ИП Сергеевой Г.А. к административной ответственности, не нарушены.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного инспектора Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды " ... " А.В. N 003-2016/П-712-754 от 09 декабря 2016 года и решение судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 14 июля 2017 года, вынесенные в отношении ИП Сергеевой Г. А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу ИП Сергеевой Г.А. - без удовлетворения.
Судья С.В. Куприк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.