Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,
судей Кокшарова Е.В., Федина К.А.,
при секретаре Безумовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Жабина Н.М. к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, Министерству социальной политики Свердловской области о признании решений об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" незаконными, признании права на присвоение звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе представителя истца Капарушкиной О.В. (нотариальная доверенность серии 66АА N 4141018 от 14.03.2017 сроком на три года) на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 21.06.2017.
Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения истца и его представителя Капарушкиной О.В., поддержавших апелляционную жалобу, объяснения представителя ответчика Данилиной А.В. (доверенность N990 от 15.03.2017 сроком на три года), возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы истца, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жабин Н.М. обратился в суд с иском к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее - Управление, ответчик), Министерству социальной политики Свердловской области (далее - Министерство, ответчик) об оспаривании законности отказа во включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".
В обоснование исковых требований Жабин Н.М. указал, что 09.11.2016 обратился в Управление с заявлением о включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", представив в обоснование документы о награждении его нагрудным знаком "Почетный знак Гражданской обороны СССР" и юбилейной медалью "100 лет Транссибирской магистрали". В удовлетворении заявления ему отказано решением Управления от 21.11.2016. Отказ мотивирован тем, что имеющиеся у истца награды не подлежат учету при присвоении звания "Ветеран труда". Не согласившись с решением Управления об отказе во включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", истец подал жалобу в Министерство, жалоба оставлена без удовлетворения письмом от 21.02.2017, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
На основании изложенного истец просил признать решение Управления от 21.11.2016 и решение Министерства от 21.02.2017 незаконными и признать за ним право на присвоение звания "Ветеран труда" с 09.11.2016.
Ответчики иск не признала, просили в его удовлетворении отказать.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 21.06.2017 исковые требования Жабина Н.М. оставлены без удовлетворения.
С таким решением не согласился истец, представитель которого Капарушкина О.В. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В обоснование ссылается на необоснованное применение судом "Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области", утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N 458-УГ. По мнению апеллянта, названное Положение ограничивает круг лиц, которым может быть присвоено звание "Ветеран труда", по сравнению с Федеральным законом 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", является по своей юридической силе нижестоящим нормативным актом, принято после даты награждения истца юбилейной медалью (по мнению истца, данная медаль является государственной наградой РФ) и в связи с этим не должно применяться к спорным правоотношениям. На момент обращения с заявлением в Управление истец был награжден не только юбилейной медалью "100 лет Транссибирской магистрали", но и нагрудным знаком "Почетный знак Гражданской обороны СССР", имел требуемый законом стаж работы, что свидетельствует о наличии оснований для включения его в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда"
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Данилина А.В. просит оставить решение суда без изменения, полагая несостоятельными доводы апелляционной жалобы истца.
В заседание судебной коллегии Министерство, извещенное о месте и времени апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом (почтой, исх. N 33-17049/2017 от 08.09.2017), своего представителя не направило, о причинах неявки представителя не уведомило, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявило.
Судебная коллегия в соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ определилао рассмотрении дела при данной явке.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истца и отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Жабин Н.М. 09.11.2016 обратился в Управление с заявлением о включении его в списки лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", представив в обоснование документы о награждении его приказом N 110 от 25.08.1986 начальника Гражданской обороны СССР - заместителя Министра обороны СССР нагрудным знаком "Почетный знак Гражданской обороны СССР" и Указом Президента Российской Федерации от 27.06.2001 юбилейной медалью "100 лет Транссибирской магистрали" (копии удостоверений - л.д. 8, 9).
Решением Управления, оформленным в виде письма от 21.11.2016 N 5307/3, в удовлетворении заявления истца о включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", отказано в связи с несоблюдением условий присвоения данного звания (л.д. 17, 18).
Не согласившись с решением Управления, Жабин Н.М. обжаловал его в Министерство (л.д. 19-21), в удовлетворении жалобы отказано письмом Министерства N 07-12-24/705 от 21.02.2017 (л.д. 22-24).
При разрешении настоящего спора суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", нормами "Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области", утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N 458-УГ, пришел к выводу о невозможности учета имеющихся у истца наград для присвоения звания "Ветеран труда" и отсутствии в связи с этим правовых оснований для присвоения истцу указанного звания.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с таким выводом суда.
Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ, действующей с 01.07.2016, т.е. на момент возникновения спорных правоотношений) ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На территории Свердловской области порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" регламентированы "Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области", утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N 458-УГ (далее по тексту - Положение).
Согласно подп. 1 ч. 1 п. 1 Положения (в редакции Указа Губернатора от 20.05.2016 N 280-УГ, действующей на дату возникновения спорных правоотношений) звание "Ветеран труда" присваивается проживающим на территории Свердловской области лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В соответствии с п. 5 Положения к ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе), дающим в соответствии с подпунктом 1 части первой пункта 1 настоящего Положения право на присвоение звания "Ветеран труда", относятся знаки, учрежденные за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
Согласно п. 6 Положения к ведомственным знакам отличия в труде, дающим в соответствии с подпунктом 1 части первой пункта 1 настоящего Положения право на присвоение звания "Ветеран труда" гражданам, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды, решение о награждении работников которыми принято:
1) Президентом Российской Федерации;
2) Председателем Правительства Российской Федерации;
3) председателями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
4) Руководителем Администрации Президента Российской Федерации;
5) руководителями федеральных органов исполнительной власти;
6) председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
7) Генеральным прокурором Российской Федерации;
8) Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
К ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым для присвоения звания "Ветеран труда" указанной категории граждан, также относятся награды за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) (почетные звания, заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, нагрудные знаки, ведомственные медали, почетные грамоты, почетные дипломы, почетные знаки, нагрудные значки), награждение которыми производилось от имени Президиума Верховного Совета СССР, РСФСР, Совета министров СССР, РСФСР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, министерств и ведомств СССР, РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, а также знак "Победитель социалистического соревнования ... года" либо знак "Ударник ... пятилетки", знак отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности".
При этом не учитываются, в том числе, знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба, а также юбилейные и памятные знаки, значки, медали.
Таким образом, в силу приведенных выше нормативных положений, для присвоения звания "Ветеран труда" необходимо наличие совокупности условий:
- лицо должно быть награждено орденом или медалью СССР или Российской Федерации, т.е. государственной наградой СССР или Российской Федерации, почетной грамотой Президента РФ, либо удостоено почетного звания СССР или Российской Федерации, благодарности Президента РФ, либо награждено ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики);
- наличие стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Вывод суда первой инстанции о том, что юбилейная медаль "100 лет Транссибирской магистрали", награждение которой истца произведено на основании Указа Президента РФ от 27.06.2001 N 777, не подлежит учету при присвоении звания "Ветеран труда" в силу п. 6 Положения, ошибочен, однако не повлек неправильного разрешения спора.
Пункт 6 Положения к правоотношениям сторон (в части награждения истца юбилейной медалью) применению не подлежит, поскольку касается ведомственных знаков отличия в труде. Между тем, юбилейная медаль "100 лет Транссибирской магистрали" ведомственным знаком отличия в труде не является, поскольку учреждена не ведомством, а главой государства.
Не является данная юбилейная медаль, вопреки утверждению истца, и государственной наградой Российской Федерации.
Как следует из Указа Президента РФ от 27.06.2001 N 777, юбилейная медаль "100 лет Транссибирской магистрали" учреждена в ознаменование 100-летия Транссибирской железнодорожной магистрали. Согласно Положению "О юбилейной медали "100 лет Транссибирской магистрали", утвержденному названным Указом, ею награждаются работники железнодорожного транспорта, безупречно проработавшие в отрасли 20 и более лет, а также другие граждане, внесшие значительный вклад в развитие Транссибирской железнодорожной магистрали.
В государственную наградную систему Российской Федерации юбилейная медаль "100 лет Транссибирской магистрали" не входит (п. 2 Указа Президента РФ от 07.09.2010 N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации"). Не входила данная медаль в систему государственных наград и в соответствии с Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 02.03.1994 N 442 и действовавшим на дату награждения медалью истца в 2001 г.
С учетом изложенного, юбилейная медаль "100 лет Транссибирской магистрали", не являясь ни государственной наградой Российской Федерации, ни ведомственным знаком отличия в труде, не может учитываться при присвоении звания "Ветеран труда". В этой связи то обстоятельство, что согласно Положению о юбилейной медали "100 лет Транссибирской магистрали" ею награждаются работники железнодорожного транспорта, безупречно проработавшие в отрасли 20 и более лет, правового значения для разрешения спора не имеет, поскольку установленное Федеральным законом "О ветеранах" и Положением условие награждения - за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) - необходимо только для ведомственных знаков отличия, к которым юбилейная медаль "100 лет Транссибирской магистрали" не относится.
Что касается нагрудного знака "Почетный знак Гражданской обороны СССР", то данная награда также не подлежит учету при присвоении звания "Ветеран труда", во-первых, в силу прямого указания об этом в п. 6 Положения, согласно которому знаки отличия ведомств, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба (нагрудный знак "Почетный знак Гражданской обороны СССР" учрежден 23.11.1968 приказом начальника Гражданской обороны СССР в качестве поощрения работников и военнослужащих, в 1971 г. руководство гражданской обороной было возложено на Министерство обороны СССР - ведомство, в котором предусмотрена военная служба), не подлежат учету при присвоении звания "Ветеран труда", во-вторых, согласно представленному истцом удостоверению N 21642 к указанному нагрудному знаку, основанием награждения является "За умелую организацию, руководство и обеспечение выполнения задач и мероприятий гражданской обороны", а не за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу), как того требует ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" и п. 5 Положения.
С учетом изложенного, оспариваемые истцом отказ Управления во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", отказ Министерства в удовлетворении жалобы на решение Управления являются правомерными, а решение суда об отказе в удовлетворении иска Жабина Н.М. - законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что нормы Положения не подлежат применению в рассматриваемом споре, поскольку ограничивают по сравнению с Федеральным законом 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" круг лиц, которым может быть присвоено звание "Ветеран труда", не могут быть признаны состоятельными, поскольку в рамках предоставленных государством полномочий именно субъект Российской Федерации утверждает перечень наград и ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", и предусматривает условия, при соблюдении которых проживающие на территории данного субъекта лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", имеют возможность реализовать данное право на основании положений Федерального закона "О ветеранах".
Разграничивая полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты, федеральный законодатель отнес к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В силу статьи 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанным в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.
Исходя из того, что вопросы социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации, а также порядок и условия присвоения указанного звания.
Отклоняются судебной коллегией и доводы жалобы о невозможности применения норм Положения ввиду того, что оно утверждено после награждения истца юбилейной медалью "100 лет Транссибирской магистрали" и ухудшает его положение по сравнению с Федеральным законом "О ветеранах". В силу прямого указания в ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно п. 3 Положения реализация права на присвоение звания "Ветеран труда" осуществляется в заявительном порядке, в то время как на дату обращения с заявлением о включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда" (09.11.2016), права на присвоение указанного звания с учетом тех знаков отличия, документы о награждении которыми истец представил в Управление, у него не имелось.
При этом ссылка апеллянта на статью 54 Конституции РФ в обоснование довода о невозможности применения к нему правового регулирования, установленного после награждения его юбилейной медалью, не может быть признана состоятельной, поскольку указанная норма Конституции РФ, согласно которой закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, вопросы социального обеспечения не регулирует и к спорной ситуации не применима.
Доводы истца в жалобе о необоснованном неприменении судом при разрешении спора положений ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости", согласно которой за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, не может повлечь отмены обжалуемого решения, поскольку в соответствии с действовавшим по состоянию на 30.06.2016 правовым регулированием знаки отличия, которыми награжден истец, не подлежали учету при присвоении звания "Ветеран труда", соответственно, право на присвоение звания "Ветеран труда" по состоянию на 30.06.2016 у истца отсутствовало, а потому в настоящее время отсутствует и возможность реализации несуществующего права.
Ссылка в жалобе на правовую позицию Департамента социальной защиты населения Ямало-ненецкого автономного округа о возможности учета имеющихся у истца юбилейной медали и нагрудного знака при присвоении звания "Ветеран труда" не может быть признана состоятельной, поскольку в соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Соответственно, каждый субъект Российской Федерации самостоятельно определяет перечень наград и ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", который может отличаться от перечня наград, установленном в ином субъекте Российской Федерации.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 21.06.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца, подписанную и поданную представителем Капарушкиной О.В., - без удовлетворения.
Председательствующий: Колесникова О.Г.
Судьи: Кокшаров Е.В.
Федин К.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.