Судья Оренбургского областного суда Хлынина Е.В. при секретаре Плешивцевой К.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации Кирюшкинского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области ФИО1 на постановление начальника Северо-Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 17 мая 2017 года N 16/04-133 и решение судьи Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 13 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении администрации Кирюшкинского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области,
установил:
постановлением начальника Северо-Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 17 мая 2017 года N 16/04-133 администрация Кирюшкинского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, 30 мая 2017 года главой администрации Кирюшкинского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области ФИО2ФИО3. подана жалоба в Бугурусланский районный суд Оренбургской области.
Решением судьи Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 13 июля 2017 года постановление начальника Северо-Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 17 мая 2017 года N 16/04-133 оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, глава администрации Кирюшкинского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области ФИО4. просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи, вынесенных в отношении администрации Кирюшкинского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области, ссылаясь на их незаконность.
Лица участвующие в деле представитель администрации "Кирюшкинского сельсовета" Бугурусланского района, начальник Северо -Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области ФИО5., вынесший постановление были надлежащим образом извещены о дне судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении не заявляли, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
На основании ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых и оказываемых услуг.
В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта ч. 3 ст.18 ФЗ.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 года N 24 утверждены СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4. "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01).
Данные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (далее - системы водоснабжения).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года N 10 введены в действие Санитарные правила и нормы - СанПиН 2.1.4.1110-02.2.1.4. "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы" (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02).
Указанные санитарные правила и нормы определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Пунктом 1.4. установлено, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствии с п.5 ст.25 ФЗ от 07.12.2011г. "О водоснабжении и водоотведении".
П. 2.4.СанПиН 2.1.1074-01 также предусмотрено, что юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды (далее - рабочая программа) в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе (далее - центр госсанэпиднадзора) и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.
В соответствии с п.3.2.1.1.СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Из материалов дела следует, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области Северо-Западного территориального отдела на основании распоряжения N16-43-П от 15 марта 2017г. в отношении администрации Кирюшкинского сельсовет Бугурусланского района была проведена плановая выездная проверка, по результатам которой установлено, что администрацией Киришкинского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области допущены следующие нарушения:
на источники, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с. Кирюшкино, с. Нуштайкино и в с. Баймаково Бугурусланского района Оренбургской области отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии данных источников санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, что является нарушением ч. 3 ст. 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
при возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, не информирует об этом Северо-Западный отдел Роспотребнадзора по Оренбургской области, что является нарушением п. 2.5 СанПиН 2.1.4.1074-01;
проекты зон санитарной охраны на водозаборные сооружения с. Кирюшкино, с. Нуштайкино и с. Баймаково не разработаны и не утверждены в установленном порядке, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источников водоснабжения отсутствуют, что является нарушением п.п. 1.4, 1.6, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02, ч. 4 ст. 18 Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
не разработана программа производственного контроля качества питьевой воды, и не согласовано с Северо-Западным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области программа производственного контроля качества питьевой воды, что является нарушением ст. 25 п. 5 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении") и п. 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01;
территория первого пояса ЗСО скважин не ограждены, дорожки к сооружению не имеют твердого покрытия, что является нарушением п. 3.2.1.14 СанПиН 2.1.4.1110-02.
Выводы судьи о наличии в действиях администрации Кирюшкинский сельсовет состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, нахожу верными. Вместе с тем прихожу к выводу о том, что вмененное нарушение, а именно: при возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, не информирует об этом Северо-Западный отдел Роспотребнадзора по Оренбургской области, что является нарушением п. 2.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 вменен юридическому лицу необоснованно. Фактически указанное нарушение ничем не подтверждено, поскольку каких-либо фактов подтверждающих, что администрация сельсовета не проинформировала о возникших аварийных ситуациях или технических нарушениях Роспотребнадзор отсутствуют, в связи с чем данный пункт подлежит исключению из обвинения, а постановление должностного лица и судьи в указанной части - изменению.
В остальном факт допущенных юридическим лицом нарушений подтверждается собранными по делу доказательствами: актом проверки от 28 апреля 2017 года, протоколом об административном правонарушении от 28 апреля 2017 года, которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии администрацией Кирюшкинского сельсовета необходимых и достаточных мер по исполнению возложенных на нее обязанностей по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, а также о невозможности соблюдения им норм действующего законодательства, в материалах дела не содержится.
Объективную сторону вмененного Администрации Кирюшкинский сельсовет Бугурусланского района Оренбургской области административного правонарушения образуют действия (бездействие), выражающиеся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, в связи с чем действия данного юридического лица получили правильную юридическую оценку и квалифицированы по ст.6.5 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что администрация Кирюшкинского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, являются несостоятельными.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" вопросы организации водоснабжения на территории сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям ст.23 ФЗ N416.
В силу п.1 ст.37 ФЗ от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация наделяется Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.
Как следует из Устава Муниципального образования "Кирюшкинский сельсовет" Бугурусланского района Оренбургской области к вопросам местного значения сельсовета в том числе относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Как было установлено в ходе проверки население данного муниципального образования пользуется централизованным водоснабжением, система водоснабжения в с. Баймаково, с Нуштайкино, с.Кирюшкино, которые входят в состав территории сельсовета, представлены 9 скважинами и водонапорной башней Рожновского. Сведений о том, что данные объекты принадлежат иным юридическим лицам, были переданы в аренду либо о том, что водоснабжение на территории указанного муниципального образования осуществляет другая организация представлено не было и не отрицалось самой администрацией в жалобе.
Таким образом, администрация Кирюшкинского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области, как исполнительный орган местного самоуправления поселения, владея указанным имуществом, является субъектом данного административного правонарушения, вопреки доводам жалобы и несет ответственность за соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.
Указание в жалобе на то, что администрация сельсовета не является организацией осуществляющей водоснабжение не освобождает ее от ответственности, поскольку администрация сельсовета не передавала принадлежащее ей имущество в чью-либо собственность либо в аренду и фактически сама осуществляла водоснабжение на территории указанного сельсовета.
Остальные доводы жалобы также по существу сводятся к несогласию администрации с привлечением к административной ответственности, а также к тому, что она не является надлежащим субъектом, подлежащим ответственности, в связи с чем не могут быть приняты во внимание, по указанным выше основаниям.
Таким образом, выводы, изложенные в решении суда о том, что администрация Кирюшкинского сельсовета является надлежащим субъектом административного правонарушения и обоснованна была привлечена к ответственности по ст.6.5 КоАП РФ сомнений не вызывают, в связи с чем жалоба не подлежит удовлетворению.
Постановление о привлечении администрации Кирюшкинского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ст. 6.3 КоАП РФ, с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.
При таких обстоятельствах решение судьи Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 13 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении администрации Кирюшкинского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области, следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.3, 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление начальника Северо-Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 17 мая 2017 года N 16/04-133 и решение судьи Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 13 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении администрации Кирюшкинского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области изменить:
-исключить из числа вмененных администрации Кирюшкинского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области, по ст. 6.5 КоАП РФ следующее нарушение:
при возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, не информирует об этом Северо-Западный отдел Роспотребнадзора по Оренбургской области в соответствии с п. 2.5 СанПиН 2.1.4.1074-01.
В остальной части постановление начальника Северо-Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 17 мая 2017 года N 16/04-133 и решение судьи Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 13 июля 2017 года оставить без изменения, а жалобу главы администрации Кирюшкинскинского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области ФИО6 - оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст. ст. 30.12 - 30.19 КоАП РФ.
Судья Оренбургского
областного суда Е.В. Хлынина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.