Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего судьи Анненковой К.К.,
судей Васякина А.Н., Устьянцевой С.А.,
при секретаре Зубковой Ю.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калинина Н.В. к Управлению федеральной службы исполнения наказания России по Оренбургской области, Федеральной службе исполнения наказания России о признании решения незаконным, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилом помещении с целью получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
по апелляционной жалобе Калинина Н.В. на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 14 июня 2017 года,
установила:
Истец Калинин Н.В. обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь в его обоснование на то, что 23.05.2016 года комиссией УФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принято решение об отказе ему с составом семьи 3 человека в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием на дату подачи им рапорта 16.01.2014 года обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года, а именно не представлена информация о регистрации супруги и сына за последние 5 лет, отсутствует финансово-лицевой счет и выписка из домовой книги в отношении адреса регистрации и сына заявителя в (адрес). Считает решение об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным, поскольку из представленных им документов усматривается, что супруга и сын с 1999 года по 2011 год фактически проживали по адресу (адрес). В связи с отсутствием правоустанавливающих документов и не присвоением почтового адреса формально они были зарегистрированы по адресу (адрес). В 2007 году после оформления документов и присвоения адреса, супруга и сын были зарегистрированы по адресу (адрес). Полагает, что фактические обстоятельства не изменились, все сведения о занимаемых ранее жилых помещениях были им предоставлены, в том числе справка о регистрации, выданная ФКУ-3 УФСИН России по Оренбургской области, которая является альтернативным документом в связи с отсутствием выписки из домовой книги, которая в МКД не предусмотрена. За период рассмотрения рапорта в комиссии ФСИН России изменился состав его семьи, в 2015 году родился второй ребенок.
Просил суд: признать решение от 23.05.2016 года комиссии УФСИН России "По рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения" незаконным. Обязать комиссию ФСИН России поставить его и членов его семьи в составе четыре человека на учет для получения единовременной социальной выплаты со дня обращения с соответствующим рапортом 16.01.2014 года.
Истец Калинин Н.В., представитель истца Банников Д.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержали исковые требования.
Представитель ответчика Мажура С.А., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что истцом не были представлены необходимые документы о месте регистрации супруги и ребенка за последние пять лет до обращения с рапортом, а представленные истцом в суд документы не были предметом рассмотрения комиссии ФСИН России.
Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 14 июня 2017 года в удовлетворении исковых требований Калинину Н.В. отказано.
С указанным решением не согласился истец Калинин Н.В., в апелляционной жалобе просит решение отменить полностью, принять по делу новое решение, которым его исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование жалобы Калинин Н.В. ссылается на неверное применение судом первой инстанции норм материального права и не полную оценку всех обстоятельств дела, считает, что суд не дал им должную объективную оценку. Поскольку в материалах учетного дела имеется копия лицевого счета о регистрации 3 человек по адресу: (адрес). Отсутствие в нем фамилий не доказывает, что заявитель и члены его семьи действительно не были зарегистрированы по указанному адресу. Им была представлена справка с ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области вместе с поквартирной карточкой, в которой указано, что Калинин Н.В. был зарегистрирован 06.09.2007, снят с регистрационного учета 20.07.2009 г., супруга К.С.С ... зарегистрирована 06.09.2007 г., снята с регистрационного учета 03.02.2001 г., сын К.А.Н. зарегистрирован 06.09.2007 г., снят с учета 03.02.2011 г. Фактические обстоятельства не менялись с 1999 года по 2011 год, помещение по указанному адресу является ведомственным и состоит на балансе ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области, считает, что право истца не должно нарушаться в связи с некорректным ведением документов жилого фонда.
Заслушав доклад судьи Анненковой К.К., выслушав пояснения истца Калинина Н.В., его представителя Банникова Д.В., действующего на основании доверенности, представителя ответчиков Мажуры С.А., действующего на основании доверенностей, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными (далее - Правила).
Данные правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (пункт 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт "и" пункта 5 Правил).
В соответствии с пп. "з" п.5 Правил предоставляются выписки из домовых книг, копии финансово-лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы.
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил).
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" приказом ФСИН России от 16 октября 2014 г. N 550 утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - Порядок).
В приложении N 1 к Порядку утвержден рекомендуемый образец заявления (рапорта) для принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов.
При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами и Порядком. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами и Порядком требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Как установлено судом, основанием для отказа комиссией ФСИН России в постановке Калинина Н.В. с составом семьи из трех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило то обстоятельство, что на момент рассмотрения комиссией ФСИН России вопроса о нуждаемости в жилом помещении для постановки на учет с целью получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, заявителем рапорта от 16.01.2014 года не была предоставлена информация о месте регистрации супруги с сына заявителя за последние пять лет до дня обращения с рапортом, копия финансово-лицевого счета и выписка из домовой книги по адресу (адрес).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно указал, что в связи с тем, что Калининым Н.В. не предоставлены обязательные документы за последние пять лет либо документы, заменяющие их, документы, подтверждающие невозможность их получения, поэтому комиссия ФСИН России правомерно отказало Калинину Н.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Поскольку Калининым Н.В. в нарушение требований п. 5 п.п. "з" Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 369 от 24 апреля 2013 года, не представлен полный пакет надлежащих документов, в частности сведения о регистрации за последние пять лет, копия финансового лицевого счета и выписка из домовой книги с места регистрации по месту пребывания по адресу: (адрес) либо иному месту регистрации с 16.01.2009 года до 2011 года, то комиссия ФСИН России правомерно отказала истцу в составе семьи из трех человек в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что судом дана неверная оценка представленным им в суд доказательствам, не могут повлиять на результат разрешения спора, поскольку дополнительные документы истцом не были представлены в комиссию УФСИН России по Оренбургской области и в УФСИН России, поэтому судом дана верная оценка оспариваемому решению ответчика от 23 мая 2016 года, не располагавшему сведениями о регистрации членов семьи истца по какому-либо адресу с января 2009 года.
Вопреки доводам апелляционной жалобы и в материалах гражданского дела не имеется письменных сведений о такой регистрации супруги и сына истца с 06.09.2007 года. В соответствии с изложенными выше положениями закона и Правилами принятия решения о постановке на учет нуждающихся в жилье сотрудников ФСИН России комиссия вправе принять такое решение после оценки полного пакета представленных заявителем документов о занимаемых им жилых помещениях в течение пяти лет до момента обращения с рапортом о постановке на учет, в связи с чем решением суда в случае предоставления дополнительных документов в суд подменять решение компетентного органа не допустимо.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства установилправильно, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, нарушения норм материального и процессуального права не допустил и постановилзаконное, обоснованное решение, не подлежащее отмене по доводам жалобы.
Руководствуясь статьями 328,329 гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила
Решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 14 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Калинина Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.