Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ившиной Т.В.,
судей областного суда Имамовой Р.А., Федотовой Е.В.,
при секретаре Башатове И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казённого учреждения "Управление Финансового обеспечения МО РФ по Свердловской области" на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 22 июня 2017 года по гражданскому делу по иску НЮВ к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Оренбургской области", Министерству обороны Российской Федерации о признании права на перерасчет пенсии, взыскании недополученной пенсии, убытков, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., объяснения истца НЮВ, представителей ответчика ФКУ "Военный комиссариат Оренбургской области" Зарубиной В.В., Лепляева А.М., не возражавших против удовлетворения жалобы, представителя ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Свердловской области" Левина П.П., подержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
НЮВ обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Оренбургской области" о признании права на перерасчет пенсии, взыскании недополученной пенсии, убытков, компенсации морального вреда, указав, что с июля 2001 года является пенсионером вооруженных сил РФ. До увольнения занимал должность начальника 1-го отделения - заместителя военного комиссара Военного комиссариата ***. На данную должность он был переведён на основании приказа командующего войсками ПриВО от 30 марта 1998 г. N в связи с сокращением ранее занимаемой им должности начальника командного пункта - заместителя начальника штаба по боевому управлению ***. Данная должность была сокращена Директивой Главнокомандующего сухопутными войсками от 25 декабря 1998 года N, при этом данная должность имела 10-й тарифный разряд, в то время как новая должность имела 7-й тарифный разряд, то есть не являлась равнозначной. Однако рапорта о согласии на перевод на неравнозначную должность он не подавал.
При подготовке приказа командующего войсками ПриВО от 30 марта 1998 г. N не было учтено, что должность, на которую он назначался, была нижестоящей, так как имела 7-й тарифный разряд, в связи с чем в приказ не было включено условие о сохранении ему размера денежного довольствия по 10-му тарифному разряду. По той же причине приказ не содержал сведений о том, что он назначен на должность с сохранением права на исчисление пенсии за выслугу лет в соответствие с постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941.
Вышеуказанное повлекло в дальнейшем нарушение его прав, поскольку ему начислялась пенсия в меньшем размере от положенного.
Он неоднократно обращался в различные органы по вопросу неверного исчисления пенсии, однако от соответствующих должностных лиц получал отказ.
Только в июне 2016 г. на основании представления командующего войсками ЦВО и письма военного прокурора ЦВО пункт 16 приказа командующего войсками ПриВО от 30 марта 1998 г. N был изложен в новой редакции, устранены ошибки, допущенные при его составлении.
13 июля 2016 г. он обратился к ответчику с требованием осуществить перерасчет пенсии исходя из 10-го тарифного разряда, перерасчет был произведен с 30 июля 2016 г. за 12 предшествующих месяцев, то есть с 30 июля 2015 года по 29 июля 2016 года.
В соответствии со ст.58 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Ошибка в расчёте при назначении пенсии была допущена одним из органов Министерства обороны РФ на основании приказа, оформленного с ошибкой другим органом Министерства обороны РФ.
Также считает, что имеет право на получение недополученной пенсии на основании ст.15 ГК РФ. Убыток ему причинен тем, что при составлении приказа от 30 марта 1998 г. N командующего войсками ПриВО была допущена ошибка, которая впоследствии привела к неправильному расчету, назначении и выплате пенсии в необоснованно заниженном размере с момента назначения пенсии по 29 июля 2015 года.
В результате незаконных действий ответчиков были нарушены его права на достойное пенсионное обеспечение, унижено его достоинство, он испытывал сильные переживания, нравственные страдания, которые привели к ухудшению физического самочувствия. На фоне нравственных страданий, переживаний и унижения, он перенес *** от которого до настоящего времени не восстановился. Таким образом, ответчиками был нанесен моральный вред, компенсацию которого оценивает в 200 000 рублей.
Просил суд признать за ним право на перерасчёт пенсии исходя из 10-го тарифного разряда с момента назначения пенсии по 29 июля 2015 года. Взыскать с ответчиков в пользу истца недополученную пенсию с момента назначения пенсии по 29 июля 2015 года с учетом индексации в размере 235 263 рублей 21 копейки, взыскать с ответчиков компенсацию причиненного морального вреда в размере 200 000 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины.
Представители ответчика ФКУ "Военный комиссариат Оренбургской области" иск не признали.
Представители ответчика Министерства обороны Российской Федерации, третьего лица ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по свердловской области" в судебное заседание не явились.
Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Решением суда исковые требования НЮВ к Министерству обороны Российской Федерации удовлетворены частично.
Суд постановилвзыскать с Министерства обороны Российской Федерации в лице Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области" убытки в виде недополученной пенсии за период с 06 июля 2001 г. по 29 июля 2015 г. в размере 234 947 рублей 19 копеек.
В удовлетворении исковых требований в остальной части, а также исковых требований к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Оренбургской области" - отказать.
В апелляционной жалобе ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Свердловской области", ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права, просит данное решение изменить, исключить из резолютивной части решения слова "в лице Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области".
Представитель Министерства обороны Российской Федерации, извещенный о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не просил.
Руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно ч.1 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В соответствии с пункта 8 Постановления Совета Министров - Правительства РФ N 941 от 22 сентября 1993 года, пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
В силу подпункта "а" пункта 9 Постановления Совета Министров - Правительства РФ N 941 от 22 сентября 1993 года, в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления, включать: уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах "в", "г" и "д" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов.
Абзацем вторым пункта 9 постановления установлено, что офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей (в том числе офицерам органов безопасности, обслуживающим атомные надводные корабли и атомные подводные крейсеры, включая вторые экипажи и экипажи строящихся крейсеров) и минных тральщиков на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода. В таком же порядке могут исчисляться пенсии при увольнении с военной службы также офицерам в званиях подполковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что войсковая часть N, в которой проходил службу истец, была расформирована на основании Директивы Главкома сухопутных войск от 25 декабря 1997 г., Директивы командующего войсками ПриВО от 22 января 1998 г., приказа командующего войсками ПриВО от 03 февраля 1998 г. Личный состав направлен для дальнейшего прохождения службы, в том числе: подполковник НЮВ - в качестве заместителя военного комиссара (адрес). На момент издания приказа о перемещении истца на нижестоящую должность, выслуга лет НЮВ, дающая право на назначение пенсии за выслугу лет, составляла 22 года.
Указанные сведения содержатся в личном деле НЮВ, которое обозревалось в суде первой инстанции.
В соответствии с архивной выпиской филиала архива штаба Приволжско-Уральского военного округа МО РФ от 13 марта 2006 г. N, пунктом 16 параграфа 1 приказа Командующего войсками Приволжского военного округа от 30 марта 1998 г. N (по личному составу), подполковник НЮВ, начальник командного пункта - заместитель начальника штаба по боевому управлению *** освобожден от занимаемой должности и назначен на равную должность начальника 1-го отделения - заместителя военного комиссара (адрес).
Приказом командующего войсками ПриВО N от 01 мая 2001 г. подполковник НЮВ, заместитель военного комиссара - начальник 1-го отделения мобилизационного военного комиссариата (адрес), досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас по собственному желанию на основании пункта 6 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
На основании приказа военного комиссара ***N от 12 июня 2001 г., подполковник НЮВ - начальник 1-го отделения, уволенный с военной службы приказом Командующего войсками ПриВО от 31 мая 2001 г. N в запас по собственному желанию, с 05 июля 2001 г. исключён из списков личного состава военного комиссариата (адрес), всех видов обеспечения и направлен на учет в военный комиссариат (адрес) с выплатой единовременного пособия при увольнении.
В соответствии с денежным аттестатом серии NN на момент увольнения со службы истца оклад по воинской должности составлял 818 рублей, что соответствовало 8 тарифному разряду, оклад по воинскому званию составлял 660 рублей, процентная надбавка за выслугу лет - 40%, денежное довольствие истцу выплачено по 05 июля 2001 года, с 06 июля 2001 года истец является получателем пенсии за выслугу лет.
НЮВ является пенсионером Министерства обороны РФ с 06 июля 2001 г.
Как следует из решения Ленинского районного суда г.Оренбурга от 27 мая 2009 г. по иску НЮВ к ФКУ "Военный комиссариат Оренбургской области" о понуждении пересчитать пенсионные выплаты, взыскании компенсации морального вреда, истец с 14 января 2005 г. неоднократно обращался в Военный комиссариат Оренбургской области и в другие инстанции о перерасчете назначенной пенсии исходя из должностного оклада по должности, занимаемой им до перевода на службу в военный комиссариат (адрес), соответствовавшему в то время 10-му тарифному разряду.
В удовлетворении исковых требований НЮВ было отказано ввиду отсутствия в приказе Командующего войсками ПриВО от 30 марта 1998 г. N льготного "боковика" - пояснительной записки, подтверждающей право военнослужащего на исчисление пенсии из сохраняемого оклада по воинской должности, замещаемой до перевода в военный комиссариат (адрес).
30 июля 2012 г. НЮВ обратился в военный комиссариат Оренбургской области с ходатайством о внесении изменений в пункт 16 приказа Командующего войсками ПриВО от 30 марта 1998 г. N, с указанием в нём сохранения права на исчисление пенсии за выслугу лет по должности, занимаемой до перемещения в связи с организационно-штатными мероприятиями на воинскую должность с меньшим должностным окладом.
Письмом Главного управления кадров МО РФ от 13 октября 2012 г. представление о внесении изменений в приказ Командующего войсками ПриВО от 30 марта 1998 г. N и приложенные к нему материалы возвращены в военный комиссариат Оренбургской области без реализации, как не прошедшие правовую экспертизу.
В 2013 г. НЮВ вновь обратился в Ленинский районный суд г.Оренбурга с иском к ФКУ "Военный комиссариат Оренбургской области" о понуждении внести изменения в личное дело военнослужащего НЮВ о сохраняемом праве на исчисление пенсии из оклада по воинской должности, занимаемой до перемещения на нижестоящую воинскую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 13 мая 2013 г. НЮВ также было отказано в удовлетворении исковых требований.
Из ответа начальника отдела надзора военной прокуратуры Центрального военного округа от 02 декабря 2016 г. на обращение истца от 12 октября 2016 г. следует, что 27 мая 2016 г. военным прокурором ЦВО в связи с выявленными нарушениями закона командующему войсками ЦВО направлена информация о состоянии законности для принятия мер, направленных на изменение приказа командующего войсками ПриВО от 30 марта 1998 г. N в части, касающейся назначения НЮВ на воинскую должность начальника 1-го отделения - заместителя военного комиссара (адрес). В рамках рассмотрения указанной информации начальнику Главного управления кадров МО РФ направлено представление к внесению изменений в приказ, реализованное путем издания 30 июля 2016 г. приказа Статс-секретаря - заместителя Министра обороны РФ N.
В соответствии с выпиской из приказа Статс-секретаря - заместителя Министра обороны РФ N от 30 июля 2016 г., пункт 16 приказа командующего войсками ПриВО от 30 марта 1998 г. N о назначении НЮВ изложен в новой редакции, согласно которой истец перемещён в связи с организационно-штатными мероприятиями на воинскую должность с меньшим должностным окладом денежного содержания и с сохранением права на исчисление пенсии за выслугу лет в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941.
Как следует из ответа ФКУ "Военный комиссариат Оренбургской области" от 05 декабря 2016 г. на обращение истца о перерасчёте пенсии за весь период её выплаты, перерасчёт пенсии за выслугу лет НЮВ произведен с 30 июля 2016 г. на основании приказа Статс-секретаря - заместителя Министра обороны РФ N, а также произведена доплата к пенсии за 12 месяцев, предшествовавших дате возникновения права на неё, то есть за период с 30 июля 2015 г. по 29 июля 2016 г. в общей сумме 16 705 рублей 08 копеек.
Суд пришел к выводу об отсутствии вины пенсионного органа в получении истцом пенсии до 30 июля 2016 г. в меньшем размере, чем установлено законодательством, оснований для взыскания недополученной пенсии за период с 06 июля 2001 г. по 29 июля 2015 г. в соответствии с ч.2 ст.58 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N с ФКУ "Военный комиссариат Оренбургской области" не нашел, ссылаясь на то, что перерасчет пенсий носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера, к которому прилагаются необходимые документы. Своё право на перерасчет пенсии истец не мог реализовать до издания приказа о перемещении на нижестоящую должность с "боковиком", а после его издания пенсионный орган полностью исполнил свою обязанность по перерасчету пенсии истца и её выплате с учетом положений ст.55 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Между тем, суд обоснованно указал, что препятствием к назначению пенсии истцу в полном объёме явилось ненадлежащим образом оформленное личное дело, в котором, в том числе, отсутствовал приказ о перемещении истца на нижестоящую должность, содержащий указание на право истца об исчислении пенсии исходя из "сохраненного" оклада по должности, занимаемой до перемещения на нижестоящую должность.
Издавая приказ N от 30 июля 2016 г. о внесении изменений в приказ командующего войсками ПриВО N от 30 марта 1998 г., ответчик - Министерство обороны РФ, признало наличие ошибки в оформлении спорного приказа в виде отсутствия "боковика".
На основании статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, взыскивая сумму убытков в размере недоплаченной пенсии с Министерства обороны РФ, суд исходил из того, что право истца на получение пенсии в полном размере было нарушено вследствие виновных действий должностных лиц Министерства обороны РФ, своевременно и надлежащим образом не оформивших приказ о перемещении истца на нижестоящую должность, что, как установлено судом, и явилось причиной назначении НЮВ пенсии за выслугу лет в меньшем размере.
В соответствии с приведённым судом расчётом размера убытков с учётом того, что за 12 месяцев размер недоплаченной пенсии НЮВ составил 16 705, 08 руб., ежемесячная недоплата составила 1 392 рубля 09 копеек (16 705,08/12=1 392,09 руб.).
Период недоплаты назначенной пенсии составил 167 полных месяцев, а также 26 дней в июле 2001 г. и 29 дней в июле 2015 г.
Разница в неполученной пенсии за 26 дней июля 2001 г. составляет 1 167,56 руб. (1392,09/31х26=1167,56), неполученная пенсия за период с августа 2001 г. по июнь 2015 г., составила 232 477,36 руб., а сумма неполученной пенсии за период с 1 по 29 июля 2015 г. равна 1 302,27 руб. (1 392,09/31х29=1 302,27).
Таким образом, согласно расчёту суда сумма убытков, причинённых НЮВ, составляет 234 947 рублей 19 копеек.
Проверив произведённый судом первой инстанции расчёт, судебная коллегия с ним соглашается, а также находит верными выводы суда о взыскании указанной суммы с ответчика Министерства обороны Российской Федерации.
Между тем доводы жалобы Федерального казённого учреждения "Управление Финансового обеспечения МО РФ по Свердловской области" заслуживают внимания на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казённым, бюджетным или автономным.
В силу пункта 3 указанной статьи государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.
На основании изложенного, учитывая, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство обороны Российской Федерации, оно должно самостоятельно нести ответственность по возмещению убытков, причиненных истцу его должностными лицами.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части взыскания с Министерства обороны Российской Федерации в лице Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области" убытков подлежит изменению.
Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 22 июня 2017г. изменить в части, изложив абзац 2 резолютивной части решения в следующей редакции: "взыскать с Министерства обороны Российской Федерации убытки в виде недополученной пенсии за период с 06 июля 2001 г. по 29 июля 2015 г. в размере 234 947 рублей 19 коп.".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.