Судья Липецкого областного суда Федосова Н.Н., рассмотрев жалобу ООО "Промсельхозстрой" на постановление судьи Липецкого районного суда Липецкой области от 08 сентября 2017 года, вынесенное в отношении ООО "Промсельхозстрой" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Липецкого районного суда Липецкой области от 08 сентября 201 7 г ода ООО "Промсельхозстрой" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) , подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Липецкий областной суд, ООО "Промсельхозстрой" просит отменить постановление судьи, прекратить производство по делу, ссылаясь на его незаконность.
Выслушав объяснения защитника ООО "Промсельхозстрой" Асатурову М.С., поддержавшую доводы жалобы, объяснения представителя УМВД России по Липецкой области Панарина С.В. , возражавше го против удовлетворения жалобы,
изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно примечанию к названной норме в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральны м закон ом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 13.3 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, Работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеют право привлекать к трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением работодателем или заказчиком работ (услуг) предпринимательской деятельности, иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, р аботодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
В силу части 4 статьи 13 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
Как установлено судом и следует из письменных материалов дела , 07 августа 2017 г. в 10 час. 00 мин. начальником ОИК УВМ УМВД России по Липецкой
области С.В. Панариным, совместно со старшим инспектором по особым поручениям
ОИК УВМ УМВД России по Липецкой области ФИО7, инспектором по
особым поручениям ОИК УВМ УМВД России по Липецкой области ФИО8,
инспектором по особым поручениям ОИК УВМ УМВД России по Липецкой области ФИО9, специалистом-экепертом ОИК УВМ УМВД России по Липецкой области ФИО10 иа основании распоряжения заместителя начальника Управления- начальника полиции УМВД России по Липецкой области ФИО11N от 11.07.2017 в отношении ООО "Промсельхозстрой" ("адрес"), была проведена документарная проверка, в ходе которой установлено, что ООО "Промсельхозстрой" 22.09.2016 г. в 12 час. 00 мни, незаконно привлекло, допустило к трудовой деятельности в Российской Федерации гражданина "адрес"ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р., при отсутствии у него патента на осуществление трудовой деятельности на территории Липецкой области.
На момент проверки гражданин "адрес"
ФИО20ДД.ММ.ГГГГ занимался монтажом деревянного каркаса фермы (производственного
корпуса) N по адресу: "адрес"
(территория строящегося свинокомплекса) по договору строительного подряда между
ООО ""данные изъяты"" и ООО "Промсельхозстрой" N 31 от 25.04.2016г. Тем самым юридическое лицо - ООО "Промсельхозстрой" нарушило требования пункта 4 статьи 13, пункта 1 статьи 13.3 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации , то есть совершило административной правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении АА N 443180/234 от 07.08.2017г., актом документарной проверки N148 от 07.08.2017г., актом проверки N3 от 22.09.2016г. Добровского ОП МОМВД России "Чаплыгинский", распоряжением Добровского ОП МОМВД России "Чаплыгинский" от 22.09.2016г. N3 о проведении внеплановой/выездной проверки, протоколом от 22.09.2016г. АА N317 об административном правонарушении, постановлением от 22.09.2016 МС N317 в отношении ФИО12 и его объяснениями от 22.09.2016г., согласно которым он прибыл на территорию РФ 23.07.2016г., работал в "адрес" около недели. Потом прораб ООО "Промсельхозстрой" ФИО13 предложил ему работу при строительстве свинофермы в Липецкой области. Проживает он на территории строительства свинофермы в вагончике, находящемся в "адрес", выполняет работы по возведению корпуса второй свинофермы. В его обязанности входит осуществление монтажа деревянных конструкций. Свою деятельность осуществляет с середины августа 2016 года. Договор не заключал, работу осуществлял по договоренности с ФИО21. Размер оплаты составляет 100000 рублей за оконченную работу. Совместно с ним проживают и осуществляют трудовую деятельность граждане "данные изъяты"ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17
Согласно договор у строительного подряда от 25.04.2016 г. , заключенно му между ООО "данные изъяты"" "данные изъяты"") и ООО "Промсельхозстрой", ООО "Промсельхозстрой" принимает на себя обязательства по выполнению строительно-монтажных работ на объекте "Свинокомплекс" в производственных корпусах N1-N8. Согласно локальному сметному расчету в комплекс работ входит, в том числе, изготовление деревянных ограждений, каркасов .
Как следует из п. 1.2 Договора подрядчик обязан выполнить работы в объеме, порученном Заказчиком собственными силами в соответствии с условиями Договора.
Все собранные по делу об административном правонарушении доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Как следует из п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", противоправным является привлечение к трудовой деятельности, осуществляемое в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к выполнению работ, оказанию услуг без соответствующего разрешения.
Исходя из совокупности доказательств, судья правильно пришёл к выводу о том, что ООО "Промсельхозстрой" 22.09.2016 года незаконно привлекло ФИО12 к трудовой деятельности в Российской Федерации при отсутствии у него патента в виде фактического допуска к выполнению работ .
В связи с чем, судья обоснованно сделал вывод о наличии в действиях ООО "Промсельхозстрой" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что иностранные граждане могли быть привлечены к работе субподрядчиками ООО ""данные изъяты"", а также субподрядчиком ООО "Промсельхозстрой" - "данные изъяты"" , осуществляющими работы на территории свинокомплекса на производственном корпусе N2, а потому в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения по ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, были предметом рассмотрения и признаны несостоятельными исходя из следующего.
Доводы жалобы о том, что ООО "Промсельхозстрой" не выполняло работы на производственном корпусе N2, что подтверждается договором субподряда с ООО "данные изъяты" актами выполненных работ, не свидетельствует о факте наличия между ООО "данные изъяты" и ФИО12трудовых отношений и не опровергают вывод судьи о допуске к работе данного иностранного гражданина ООО "Промсельхозстрой".
Доводы жалобы о том, что общество обратилось в Арбитражный суд Воронежской области, из которого видно, что по договору с ООО ""данные изъяты"" была выполнена лишь часть работ, и как следует из отзыва на исковое заявление, ООО ""данные изъяты"" вообще оспаривает факт выполнения работ, не имеет правового значения.
Из представленных в материалы дела документов следует, что между ООО ""данные изъяты" и ООО "Промсельхозстрой" имеется спор в Арбитражном суде по объему и стоимости выполненных работ.
Факт выполнения объема работ на объекте, и то, что определенный вид работ не был фактически выполнен в соответствии с условиями Договора, не имеет правового значения.
Нарушение было выявлено в то время, когда иностранный гражданин находился на рабочем месте и был допущен к выполнению работ.
Материалы дела содержат доказательства того, что именно ООО "Промсельхозстрой" привлекло иностранного гражданина ФИО12 к трудовой деятельности, что подтверждается в частности, объяснениями самого иностранного гражданина, договором подряда от 25.04.2016 года N 31, исходя из условий которого ООО "Промсельхозстрой" является подрядчиком по заданию ООО "данные изъяты"
При этом, условия данного Договора не допускают права передачи ООО "Промсельхозстрой" обязательств по договору строительного подряда N31 по договору субподряда.
Ссылка на необоснованный отказ судьи районного суда о вызове свидетеля ФИО26 при наличии иных доказательств подтверждающих факт привлечения ФИО12 к работе ООО "Промсельхозстрой" основанием для отмены постановления судьи не является.
В суде Панарин С.В., принимавший участие в проверке показал, что ему известно со слов ФИО13, что иностранные граждане были допущены к работе по договоренности с генеральным директором ООО "Промсельхозстрой" ФИО19
Панариным С.В. также была суду предоставлена копия договора субподряда от 16 июля 2016 между ООО "Промсельхозстрой" и временной строительной бригадой в лице бригадира ФИО13 на строительство свинокомплекса, корпуса N2, согласно условиям которого, ООО "Промсельхозстрой" вправе по представлению бригады утвердить бригадира, ответственного за организацию работы и соблюдение трудовой и технологической дисциплины. Договор был передан Панарину С.В. матерью ФИО13, поскольку сам он находится за пределами Липецкой области.
Защитник отрицал факт заключения такого договора ООО "Промсельхозстрой" с ФИО13
Со своей стороны защитником был представлен договор N субподряда от 27.07.2016 года между ООО "Промсельхозстрой" и ФИО13 на строительство свинокомплекса, корпуса N, подписанного генеральным директором общества ФИО19 и ФИО13
При этом, защитник ссылалась на то, что договор является не заключенным, поскольку в нем отсутствует условие о сроке начала и окончания работ, договор не исполнялся.
Вместе с тем, рассмотрев доказательства в их совокупности, в частности с объяснениями иностранного гражданина, подтверждается тот факт, что ФИО13, действуя от имени руководителя общества, по договоренности с ним, привлекал для работы на свинокомплексе, корпусе N2 иностранных граждан, в том числе ФИО22, для выполнения работ ООО "Промсельхозстрой" по договору N31 от 25.04.2016 года.
ООО "Промсельхозстрой" фактически допустило иностранного гражданина к выполнению работ по договору строительного подряда N31, устройство деревянных каркасов на корпусе N2.
Ссылки в жалобе на необоснованный отказ в истребовании доказательств из ООО ""данные изъяты"": актов о приемке выполненных работ и видах работ на объекте, а также справки о стоимости выполненных работ и затрат, кем выполнялись работы на объекте, при наличии иных доказательств подтверждающих факт привлечения ФИО23 к работе ООО "Промсельхозстрой", основаниями для отмены постановления судьи не являются. Данные сведения не имеют правового значения для дела.
Допустимых доказательств того, что иностранный гражданин привлечен к работе субподрядчиком ООО "Промсельхозстрой", иными субподрядчиками ООО "данные изъяты" нет.
Доводы о том, что иностранный гражданин не указывает в объяснениях на то, что он был привлечен к трудовой деятельности именно ООО "Промсельхозстрой", пояснения его являются предположительными, несостоятельны, поскольку ФИО25 указывает, что его допустил к работе ФИО24, который работает в ООО "Промсельхозстрой".
Пояснения иностранных граждан утвердительны, понятны и не вызывают сомнений.
Доводы об идентичности показаний иностранных граждан не вызывает сомнений, поскольку на работу они принимались бригадой, одним лицом и на одних и тех же условиях и при одних и тех же обстоятельствах, все они давали пояснения по одному факту, а потому их пояснения идентичны.
Доводы жалобы об отсутствии доказательств того, на каком производственном корпусе работал иностранный гражданин, также следует признать несостоятельными, поскольку материалы дела подтверждают тот факт, что иностранный гражданин был допущен к трудовой деятельности на производственном корпусе N2.
Отсутствие фото данного корпуса, не свидетельствует о порочности имеющихся доказательств.
Д оводы, изложенные в жалобе, были предметом судебного разбирательства в полном объеме , однако, о н и не свидетельствуют о незаконности вынесенного судьей постановления и отсутствии состава административного правонарушения в действиях общества и недоказанности обстоятельств по делу.
Постановление судьи соответствует установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и действующему законодательству. Оснований для его отмены не имеется. Жалоба удовлетворению не подлежит.
Административное наказание назначено ООО "Промсельхозстрой" в пределах срока давности привлечения к ответственности, предусмотренного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ .
Процессуальных нарушений, влекущих в силу статьи 30.7 КоАП РФ отмену постановления, не допущено.
Между тем, полагаю, что при назначении наказания суд не учел положения части 3.2. ст.4.1 КоАП РФ, предусматривающей, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
ООО "Промсельхозстрой" представлена справка ПАО "данные изъяты"" об остатке денежных средств на счете общества на 01.09.2017 г., согласно которой остаток денежных средств на расчетном счете составляет N которая свидетельствуют о том, что назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа в сумме 250 000 рублей, в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 18.15 КоАП РФ, не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, его материальному положению, характеру производственной деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.
С учетом вышеизложенного, полагаю, что постановление надлежит изменить в части размера назначенного наказания, снизив размер штрафа до 125000 руб.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Р уководствуясь статьями 30. 7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Липецкого районного суда Липецкой области от 08 сентября 2017 года, вынесенное в отношении ООО "Промсельхозстрой" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить в части размера назначенного наказания: снизить размер назначенного ООО "Промсельхозстрой" административного штрафа с 250000 (двухсот пятидесяти тысяч) рублей до 125 000 (ста двадцати пяти тысяч) рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Мотивированное решение составлено 13.10.2017 года.
Судья подпись Н.Н. Федосова
Копия верна
Судья
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.