Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Ланцовой М.В.
судей Будылка А.В., Щукина А.Г.
при секретаре Прокопьевой В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал Омского муниципального района Омской области" на определение Омского районного суда Омской области от " ... " об отказе в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства.
Заслушав доклад судьи Будылка А.В., судебная коллегия
установила:
Решением Омского районного суда Омской области от " ... " на Администрацию Чернолучинского городского поселения Омского муниципального района Омской области возложена обязанность организовать обеспечение населения д.п. Чернолучинский питьевой водой гарантированного качества и в количестве, необходимом для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд; в срок до " ... " предоставить техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учёта мероприятий по приведению качества питьевой воды в д.п. Чернолучинский Омского района Омской области в соответствие с установленными требованиями; в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу довести решение до сведения потребителей через средства массовой информации.
На муниципальное унитарное предприятие "Водоканал Омского муниципального района Омской области" возложена обязанность проводить производственный контроль за качеством питьевой воды на станции локальной очистки в соответствии с кратностью, установленной санитарными правилами; согласовать программу производственного контроля за качеством питьевой воды с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; провести в полном объёме мероприятия по организации первого пояса ЗСО водозаборов, расположенных по " ... ", " ... ", в д.п. Чернолучинский Омского района Омской области: территорию первого пояса ЗСО огородить, спланировать отвод талых вод, заасфальтировать дорожки к скважинам; обеспечить надлежащее качество водопроводной воды д.п. Чернолучинский Омского района Омской области в соответствии с санитарно-эпидемиологическим правилами и нормативами.
" ... " на основании приведённого судебного акта Омским районным судом Омской области выдан исполнительный лист N N " ... ".
" ... " судебным приставом-исполнителем Омского РОСП УФССП России по Омской области возбуждено исполнительное производство N " ... " в отношении МУП "Водоканал Омского муниципального района Омской области".
" ... " МУП "Водоканал Омского муниципального района Омской области" обратилось в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства от " ... "N " ... ", указав на то, что ответчик не имеет возможности исполнить обязанность по проведению мероприятий по организации первого пояса ЗСО водозаборов, расположенных по " ... ", " ... " в д.п. Чернолучинский Омского района Омской области, по обеспечению надлежащего качества водопроводной воды д.п. Чернолучинский Омского района Омской области в соответствии с санитарно-эпидемиологическим правилами и нормативами по причине прекращения " ... " договорных отношений по владению необходимым для этого имуществом - системами централизованного водоснабжения Чернолучинского городского поселения. С " ... " МУП "Водоканал Омского муниципального района Омской области" не имеет права осуществлять производственную деятельность на сетях централизованного водоснабжения (включая источники водоснабжения) д.п. Чернолучинский, что свидетельствует об утрате возможности исполнения исполнительного документа. Обстоятельство, приведшее к невозможности исполнения, существует объективно и возникло после вступления в законную силу судебного акта.
Представитель заявителя МУП "Водоканал Омского муниципального района Омской области" в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Омской области в судебное заседание не явилась, представила письменные возражения, в которых просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Иные лица участвующие в деле, в судебном заседании участия не принимали.
Определением суда в удовлетворении заявления МУП "Водоканал Омского муниципального района Омской области" о прекращении исполнительного производства отказано.
В частной жалобе представитель МУП "Водоканал Омского муниципального района Омской области" просит определение суда отменить, ссылаясь на то, что судом не было учтено то обстоятельство, что должник подготовил и согласовал с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области производственную программу контроля качества и безопасности питьевой воды; были определены ответственные лица по осуществлению мероприятий контроля качества и безопасности питьевой воды. Между тем, производственный объект - станция локальной очистки воды Чернолучинского городского поселения, находившаяся в ведении предприятия на основании договора аренды N N " ... " от " ... ", выбыла из ведения должника. По окончании срока договора Администрация Чернолучинского городского поселения от продления договора отказалась и " ... " станция была возвращена арендодателю. Поскольку должник не имеет возможности осуществлять производственную деятельность на данном объекте, он не может проводить производственный контроль за качеством воды в соответствии с кратностью, установленной санитарными правилами. Ранее, " ... ", из ведения должника выбыло имущество, предназначенное для осуществления водоснабжения потребителей холодной водой, находившееся в безвозмездном пользовании предприятия на основании договоров, заключаемых на срок до одного месяца (скважины, сети водоснабжения). Прекращение права владения и пользования делает невозможным осуществление должником мероприятий, предусмотренных судебным постановлением. Таким образом, МУП "Водоканал Омского муниципального района Омской области" утратило возможность исполнить решение суда в приведённой части. В настоящее время Чернолучинским городским поселением ведётся процедура заключения концессионного соглашения с ООО "Коммуналсервис".
Согласно части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса РФ данная частная жалоба рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в частной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что решением Омского районного суда Омской области от " ... " на Администрацию Чернолучинского городского поселения Омского муниципального района Омской области возложена обязанность организовать обеспечение населения д.п. Чернолучинский питьевой водой гарантированного качества и в количестве, необходимом для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд; в срок до " ... " предоставить техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учёта мероприятий по приведению качества питьевой воды в д.п. Чернолучинский Омского района Омской области в соответствие с установленными требованиями; в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу довести решение до сведения потребителей через средства массовой информации.
На муниципальное унитарное предприятие "Водоканал Омского муниципального района Омской области" возложена обязанность проводить производственный контроль за качеством питьевой воды на станции локальной очистки в соответствии с кратностью, установленной санитарными правилами; согласовать программу производственного контроля за качеством питьевой воды с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; провести в полном объёме мероприятия по организации первого пояса ЗСО водозаборов, расположенных по " ... ", " ... ", в д.п. Чернолучинский Омского района Омской области: территорию первого пояса ЗСО огородить, спланировать отвод талых вод, заасфальтировать дорожки к скважинам; обеспечить надлежащее качество водопроводной воды д.п. Чернолучинский Омского района Омской области в соответствии с санитарно-эпидемиологическим правилами и нормативами.
Решение суда сторонами не обжаловалось, вступило в законную силу " ... ".
" ... " судебный пристав-исполнитель Омского РОСП УФССП России по Омской области возбудил исполнительное производство N " ... " по исполнительному листу, выданному на основании указанного решения суда.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Омского РОСП УФССП России по Омской области от " ... " в удовлетворении ходатайства МУП "Водоканал Омского муниципального района Омской области" об окончании исполнительного производства от " ... " отказано.
Обращаясь в суд с приведённым заявлением, МУП "Водоканал Омского муниципального района Омской области" просило прекратить исполнительное производство, ссылаясь на то, что решение суда в части проведения в полном объёме мероприятий по организации первого пояса ЗСО водозаборов, расположенных по " ... ", " ... " в д.п. Чернолучинский Омского района Омской области; огораживании территории первого пояса ЗСО; спланирования отвода талых вод; асфальтирования дорожек к скважинам; обеспечении надлежащего качества водопроводной воды в д.п. Чернолучинский Омского района Омской области в соответствии с санитарно-эпидемиологическим правилами и нормативами не может быть исполнено по причине прекращения договорных отношений по владению необходимым для этого имуществом.
В обоснование заявленных требований ответчик представил договор аренды муниципального имущества от " ... " N N " ... ", заключённый Чернолучинским городским поселением Омского муниципального района Омской области и МУП "Водоканал Омского муниципального района Омской области", в соответствии с которым арендодатель предоставил арендатору во временное владение и пользование муниципальное имущество для предоставления услуг водоснабжения питьевой водой на территории Чернолучинского городского поселения Омского муниципального района Омской области сроком на 364 дня.
Согласно приложению N " ... " к договору, в аренду передано имущество: нежилое помещение N N " ... ", расположенные в нежилом помещении N " ... " по адресу: " ... "; оборудование станции водоочистки, в том числе фильтр механический; фильтр обезжелезивания; фильтр умягчения; фильтр угольный; установка доочистки питьевой воды; ёмкость чистой воды; самовсасывающая насосная установка; ультрафиолетовый стерилизатор.
В связи с окончанием договора аренды от " ... " N N " ... ", " ... " МУП "Водоканал Омского муниципального района Омской области" вернуло арендодателю указанное выше имущество по акту приёма-передачи.
" ... " Чернолучинским городским поселением Омского муниципального района Омской области и МУП "Водоканал Омского муниципального района Омской области" был заключён договор безвозмездного временного пользования имуществом, предназначенным для водоснабжения потребителей холодной (технической) водой по централизованным сетям водоснабжения д.п. Чернолучинский сроком по " ... ".
В соответствии с перечнем, являющимся приложением N " ... " к договору, в безвозмездное пользование ответчику передано имущество: сооружение (водонапорная башня); сооружение (скважина N " ... ", N " ... ", N " ... ", N " ... "); наружный водопровод; здание КНС; сети водопровода и канализации (канализация напорная, коллектор напорный); сооружение (наружный водопровод); сети водопровода и канализации - канализация самотечная; сооружение водонапорная башня N " ... ".
В связи с окончанием срока действия договора безвозмездного временного пользования имуществом от " ... ", " ... " МУП "Водоканал Омского муниципального района Омской области" передало ссудодателю указанное выше имущество по акту приёма-передачи.
Разрешая вопрос о прекращении исполнительного производства, суд пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Согласно части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 439 Гражданского процессуального кодекса РФ исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Случаи, служащие основаниями прекращения исполнительного производства судом и судебным приставом-исполнителем, перечислены в статье 43 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Так, подпунктом 2 пункта 1 статьи 43 названного закона закреплено, что исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определённые действия (воздержаться от совершения определенных действий).
Между тем, само по себе прекращение договорных отношений с собственником объектов водоснабжения - Чернолучинским городским поселением Омского муниципального района Омской области в отсутствие нового арендатора не может служить основанием для прекращения исполнительного производства.
На основании части 3 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Таким образом, органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию сетей и сооружения водоснабжения.
Указанное вытекает из положений статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", согласно которым организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения относится к вопросам местного значения. При этом, к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных законом.
Приказом МУП "Водоканал Омского муниципального района Омской области" от " ... " утверждена программа производственного контроля за качеством МУП "Водоканал Омского муниципального района Омской области" на станции локальной очистки воды " ... ".
Приказом от " ... " на специалиста по контролю приборов учёта " ... " и слесаря аварийно-восстановительных работ 5 разряда " ... " возложена обязанность по проведению мероприятий программы производственного контроля.
Как было указано ранее, правоотношения с МУП "Водоканал Омского муниципального района Омской области" по предоставлению имущества для водоснабжения потребителей холодной (технической) водой по централизованным сетям водоснабжения д.п. Чернолучинский прекратились с " ... ", по предоставлению имущества для оказания услуг водоснабжения питьевой водой на территории Чернолучинского городского поселения Омского муниципального района Омской области - с " ... ".
Между тем, до настоящего времени договор по предоставлению указанного имущества Чернолучинским городским поселением Омского муниципального района Омской области не заключён, новый арендатор не определён, в связи с чем, оснований для прекращения исполнительного производства у суда не имелось.
Из материалов дела следует, что " ... " Администрацией Чернолучинского городского поселения Омского муниципального района Омской области издано постановление N " ... ", в соответствии с которым постановленопровести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности Чернолучинского городского поселения Омского муниципального района Омской области.
На основании части 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны её правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Аналогичное положение закреплено в части 1 статьи 52 Федерального закона "Об исполнительном производстве", согласно которой в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства её правопреемником.
Судебный пристав-исполнитель производит замену стороны исполнительного производства на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом (пункт 1 части 2 статьи 52).
Таким образом, после заключения договора аренды имущества для оказания услуг водоснабжения питьевой водой на территории Чернолучинского городского поселения Омского муниципального района Омской области, судом может быть рассмотрен вопрос о правопреемстве по исполнительному производству.
В силу изложенного определение суда является правильным, по доводам частной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
определение Омского районного суда Омской области от " ... " оставить без изменения, частную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.