Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего Шукеновой М.А.,
судей областного суда Усовой Е.И., Филимонова Д.И.,
при секретаре Яковлевой М.А.,
рассмотрела в судебном заседании 11 октября 2017 года
дело по апелляционной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области на решение Москаленского районного суда Омской области от " ... ", которым постановлено:
"Административное исковое заявление Главного управления лесного хозяйства Омской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Москаленского муниципального района Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса О. области ликвидировать несанкционированное место складирования твердых бытовых отходов, расположенное на расстоянии 5-7 метров от защитного леса, на земельном участке, примыкающем к лесному участку, местоположение которого (описание границ) определяется в соответствии с лесохозяйственным регламентом отдела Исилькульское лесничество в урочище Ильичевское сельское поселение, квартале 88, выделе д. Ильичевка в течение 20 дней с момента вступления судебного акта в силу".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Усовой Е.И., судебная коллегия
установила:
Главное управление лесного хозяйства Омской области обратилось с административным иском к администрации Москаленского муниципального района Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку.
В обоснование требований указали, что, " ... "., в процессе проведения текущего патрулирования лесных участков, расположенных в Москаленском МР, урочище Ильичевское сельское поселение, квартале N " ... ", лесотаксационном выделе " ... ", на расстоянии " ... " метров от д. Ильичевка в восточном направлении и южнее ферм СПК "Сибиряк" выявлен объект - свалка твердых бытовых отходов (далее - ТБО) на площади " ... " га. с признаками несанкционированного складирования ТБО населения, состав которых определяется в соответствии с Федеральным Классификационным Каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов РФ и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от " ... ". N " ... " "Об утверждении Федерального Классификационного каталога отходов": отходы потребления производственные и не производственные (код 4 00 000 00 00 0): строительный мусор, пластиковые бутылки, фрагменты деревянной тары и пр.
Отходы лесного хозяйства, лесной промышленности, классифицируемые по позициям (код 1 50 000 00 00 0-1 54 110 01 21 5) отсутствуют.
Тело свалки расположено на землях Москаленского МР (не разграниченная государственная собственность), на расстоянии не менее 5 метров от стены защитного леса, не имеет обуртовки, противовопожарных минерализированных полос шириной не менее 1,4 м., по окружности свалка не очищена от растительных горючих остатков и мусора, чем создается угроза пожарной безопасности лесов, бытовой мусор распространяется на лесные участки, вызывая их захламление (акт осмотра от " ... ") в период действия пожароопасного сезона и санитарной безопасности в лесах.
На момент подачи административного искового заявления свалка не ликвидирована, очистка не произведена.
Истец в заявлении указал на пункты 9,10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением правительства РФ от " ... ". N " ... " которыми предусмотрен запрет на захламление лесов сбросами отходов производства и потребления, размещение свалок допускается на специальных площадках, на расстоянии не менее 50 метров от стены лиственного леса, с оборудованием противопожарными минерализированными полосами, очисткой окружающей территории.
Просили обязать административных ответчиков ликвидировать несанкционированное место складирования твердых бытовых отходов, расположенное на расстоянии 5-7 метров от защитного леса, на земельном участке, примыкающем к лесному участку, местоположение которого (описание границ) определяется в соответствии с лесохозяйственным регламентом отдела Исилькульское лесничество в урочище Ильичевское сельское поселение, квартале 88, выделе д. Ильичевка в течение 20 дней с момента вступления судебного акта в силу.
В судебном заседании представитель Главного управления лесного хозяйства Омской области - Денисюк Д.Г. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика-администрации Москаленского МР Омской области Ковтунов С.Л. в судебном заседании заявленные требования не признал.
Представитель административного ответчика - Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебное заседание не явился, в письменных возражениях, дополнении к возражениям просил в иске отказать.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области с решением суда не согласно, просит его отменить.
Ссылается на то обстоятельство, что ответственность за соблюдение требований природоохранного, земельного законодательства при обращении с отходами несет собственник земельного участка, на котором находится свалки твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законом или договором, Министерство собственником земельного участка, на котором находится несанкционированная свалка отходов, не является.
Указывает, что согласно правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016г N " ... ", собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Считает, что действующее законодательство не возлагает на субъекты РФ обязанности ликвидации несанкционированных свалок, то есть изъятия отходов с территории, не предназначенных для их хранения.
Обращает внимание, что из представленных административным истцом документов нельзя установить, что несанкционированная свалка состоит исключительно из твердых коммунальных отходов.
Полагает, что поскольку выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов невозможно без выделения денежных средств (50 000 000рублей), участниками данного спора являются государственные органы и орган местного самоуправления, то данный спор носит экономический характер и подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Главного управления лесного хозяйства Омской области - Денисюк Д.Г. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 84 кодекса, или использующими леса в соответствии с ним лицами.
Из ст. 82 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся полномочия по организации осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации (п. 7.2).
Согласно ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров) и т.п.(п. 4 ч. 1).
Полномочия федерального государственного лесного надзора закреплены в ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации.
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и прочее (ч. 2).
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса (ч. 2.1).
В соответствии с Положением, принятым указом Губернатора Омской области от " ... "N " ... ", Главное управление лесного хозяйства Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации и полномочия органа исполнительной власти Омской области в области лесных отношений, в том числе в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на землях лесного фонда, расположенных на территории Омской области (пп. 6 п. 8), осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану (пп. 10 п. 8), для чего вправе обращаться в суд как одна из сторон процесса при рассмотрении споров по вопросам, входящим в его компетенцию (пп. 6 п. 9).
Таким образом, ГУ лесного хозяйства Омской области правомочно обращаться в суд с исками связанными с государственным лесным контролем и такие дела, в соответствии со ст. 1 КАС РФ, подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Исходя из изложенного, доводы апелляционной жалобы о подведомственности данного спора арбитражному суду основаны на неправильном толковании норм процессуального права, поскольку возникший спор экономического характера не носит.
Из материалов дела усматривается, что " ... " в ходе текущего патрулирования государственным инспектором ГУЛХ О. области лесных участков в урочище "Ильичевское сельское поселение", квартал N " ... ", лесотакционный выдел " ... "О. области, на расстоянии " ... " метров от " ... ", на расстоянии 5 метров от стены защитного леса, обнаружена свалка ТБО населения, создающая угрозу распространения фрагментов мусора в защитный лес.
Тело свалки не обуртовано, не имеется противопожарных минерализированных полос шириной не менее 1,4 м., по окружности свалка не очищена от растительных горючих остатков и мусора, на момент проверки свалка не ликвидирована.
Отходов классифицируемых как отходы лесопромышленного комплекса или лесного хозяйства на свалке не обнаружено.
Указанное подтверждается имеющимися в материалах дела актом осмотра от " ... " (с фотоматериалами), сообщением главы Москаленского муниципального района О. области от " ... " об отсутствии сведений о принадлежности земель, на которой обнаружен факт несанкционированной свалки, распоряжением Главного управления лесного хозяйства О. области от " ... " о начале противопожарного сезона на территории лесного фонда в О. области в 2017 году, Лесохозяйственным регламентом Исилькульского лесничества.
Согласно ст. 60.12. Лесного кодекса Российской Федерации, леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от " ... " N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами (ч. 1), осуществляемая физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий (ч. 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от " ... "N " ... " утверждены Правила безопасности в лесах (далее - Правила), которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах.
Согласно п. 3 меры пожарной безопасности в лесах включают в себя мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров (пп. "б").
Согласно статье 4 Правил, меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от " ... "N " ... " "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах", действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, устанавливается единый порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах.
В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия, в частности очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия (п.п. 2,28).
Санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся с учетом требований правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных в установленном лесным законодательством порядке (п. 32).
Анализируя материалы дела, судом первой инстанции был сделан правильный вывод о доказанности факта наличия несанкционированной свалки твердых бытовых отходов (ТБО) на земельном участке, находящимся в ведении Москаленского муниципального района Ильичевского сельского поселения, граничащем со стеной защитного леса, расположенного на землях лесного фонда Российской Федерации; бездействии органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по исполнению возложенных на них законом полномочий в части выполнении мероприятий по ликвидации указанного несанкционированного места складирования твердых бытовых отходов.
Разрешая спор и возлагая на Администрацию Москаленского муниципального района О. области и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса О. области обязанность ликвидировать несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов с земельного участка, суд исходил из того, что в силу установленного правового регулирования обязанными лицами являются орган местного самоуправления и орган государственной власти субъекта Российской Федерации, с чем судебная коллегия соглашается.
До " ... " п. 18 ч. 1 ст. 14, п. 14 ч.1 ст. 15 ФЗ от " ... " N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относились организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов.
С принятием Федерального закона от " ... " N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" законодательное регулирование в указанной сфере претерпело существенные изменения.
В соответствии с п.п. 7.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно абз. 16 ст. 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Как предусмотрено п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от " ... " N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 2 ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", п. 2 ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Таким образом, решение вопросов организации деятельности и участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов предопределяет необходимость реализации государственными органами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории муниципальных образований своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению коммунальных и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.
Это означает, что на муниципальные районы возложена не вся полнота бремени несения затрат по очистке территории муниципального образования от загрязнения коммунальными и промышленными отходами, необходимо учитывать компетенцию субъекта Российской Федерации, которой он наделен в этой области.
Закрепленное за муниципальными образованиями участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, не может толковаться как законодательное включение в их собственную компетенцию государственных полномочий.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях по смыслу взаимосвязанных положений статьей 42 и 58 Конституции Российской Федерации в их истолковании Конституционным Судом Российской Федерации, конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии; поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду; сама же публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков (постановления от " ... "N " ... "-П, от " ... "N " ... "-П, от " ... "N " ... "-П).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" рассматривает хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) как проявление негативного воздействия на окружающую среду (п. 1 ст. 16) и предусматривает, что такие отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ст. 51).
Положениями статей 3,5-7 вышеуказанного Закона закрепляется принцип ответственности как органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, так и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях при осуществлении возложенных на них данным и иными федеральными законами полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Поскольку экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, законодатель и предусмотрел взаимодействие органов государственной власти субъектов Федерации с органами местного самоуправления в пределах закрепленных за ними полномочий, в частности для выявления и своевременного устранения несанкционированного складирования коммунальных и промышленных отходов, причиняющего вред окружающей среде и служащего фактором негативного воздействия на здоровье человека.
Применительно к указанному ответственным органом государственной власти субъекта Федерации по выявлению и устранению несанкционированного складирования коммунальных и промышленных отходов, вопреки доводам жалобы, является Министерство строительства и жилищного-коммунального комплекса О. области.
Так, к полномочиям исполнительного органа государственной власти О. области, уполномоченного в сфере строительства, архитектуры и жилищно-коммунального комплекса, в сфере обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (статья 6 Закона О. области от 27.12. 2006 года N " ... "-ОЗ "Об отходах производства и потребления в О. области").
В соответствии с пунктом 10.3 положения о Министерстве строительства и жилищного-коммунального комплекса О. области, утвержденного Указом Г. О. области от " ... "N " ... ", указанное министерство организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Соответственно, содержание данной компетенции у субъекта Российской федерации - решение вопросов организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, у муниципальных районов - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, предполагает не только задачу органов государственной власти, помимо нормативного, технического регулирования, методического обеспечения, реализации необходимых разрешительных, контрольных действий, но и непосредственное решение задачи по ликвидации несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, в том числе и предоставлением материально-финансовых ресурсов.
Исходя из изложенного, судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство строительства и жилищного-коммунального комплекса О. области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок не соответствуют полномочиям Министерства, судебной коллегией отклоняются.
Доводы жалобы о том, что министерство собственником земельного участка, на котором расположена свалка, не является, к иным выводам привести не может, поскольку в силу вышеприведенного нормативного регулирования ликвидация несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов является обоюдной обязанностью органов государственной власти субъекта Федерации и органа местного самоуправления, направленной на охрану окружающей среды, и не предопределяет всю полному ответственности по ликвидации несанкционированной свалки лишь на орган местного самоуправления, в ведении которого находится рассматриваемый земельный участок.
Ссылки жалобы на Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от " ... "N " ... ", судебной коллегией отклоняются, поскольку не подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям.
Указание на положения п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от " ... "N " ... "-ст), согласно которому если собственник отходов не установлен, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся, во внимание не принимается, поскольку правовое регулирование в указанной сфере с " ... " претерпело существенные изменения.
Ссылка представителя Министерства строительства и жилищного-коммунального комплекса О. области о том, что министерство не имеет возможности реализовать полномочия по выбору регионального оператора, во внимание не принимаются, поскольку судебным решением такая обязанность не возлагалась.
Таким образом, судебная коллегия полагает вывод суда об удовлетворении требований в части возложения на Администрацию Москаленского муниципального района О. области и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса О. области обязанности ликвидировать несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов с рассматриваемого земельного участка правомерным.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 КАС Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от " ... "N " ... " "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Судебная коллегия также полагает не основанными на законе доводы апелляционной жалобы о неподведомственности спора суду общей юрисдикции.
Согласно ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Иные дела могут быть отнесены к подведомственности арбитражных судов федеральным законом.
В соответствии со ст. 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами,
Поскольку рассмотренный судом спор не имеет экономического характера судебная коллегия вывод суда первой инстанции о подведомственности его суду общей юрисдикции находит обоснованным.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного решения, не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Москаленского районного суда О. области от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.