Судья Омского областного суда Филимонов Д.И. при секретаре Груша А.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника БУ г. Омска "Комбинат специальных услуг" Мартыновой М.А. на решение судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 08 сентября 2017 года, которым постановлено:
"Постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Омской области от 27.06.2017 N933/17, представление об устранений причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения заместителя главного государственного санитарного врача по Омской области от 27.06.2017, вынесенные в отношении бюджетного учреждения города Омска "Комбинат специальных услуг" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу бюджетного учреждения города Омска "Комбинат специальных услуг" оставить без удовлетворения",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по Омской области от 27 июня 2017 года, бюджетное учреждение города Омска "Комбинат специальных услуг" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей.
27 июня 2017 года заместителем главного государственного врача по Омской области в адрес БУ г. Омска "Комбинат специальных услуг" было вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Как следует из постановления, 16 мая 2017 года в 11 ч. 00 мин. в ходе внеплановой выездной проверки БУ г. Омска "Комбинат специальных услуг", расположенного по адресу: г. Омск, ул. Звездова, 14, были выявлены нарушения действующих санитарных норм и правил. В ходе проведения эпидемиологического расследования ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" проведено энтомологическое обследование территорий кладбищ бюджетного учреждения г. Омска "Комбинат специальных услуг", в экспертных заключениях, выполненных ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" по энтомологическому обследованию территорий и прилегающей барьерной зоны N 1601 ЭО/ЭО от 15.05.2017 г., N 1597 ЭО/ЭО от 15.05.2017 г, N 1598 ЭО/ЭО от 15.05.2017 г., N 1602 ЭО/ЭО от 15.05.2017 г., N 1600 ЭО/ЭО от 15.05.2017 г., установлено следующие:
- "Ново - Кировское" по ул. Новостройка, 47 обнаружен 21 экземпляр иксодовых клещей, показатель численности иксодовых клещей составил 8,0 особи на 1 учетный флаго/км после обработки;
- "Западное" по ул. Мельничная, 144 на территории кладбища и прилегающей к ней барьерной зоны обнаружено 67 экземпляров иксодовых клещей, показатель численности иксодовых клещей составил 13,4 особи на 1 учетный флаго/км;
- "Северо - Восточное" по ул. Дорожная, 18 на территории кладбища и прилегающей к ней барьерной зоны обнаружено 5 экземпляров иксодовых клещей, показатель численности иксодовых клещей составил 1,0 особи на 1 учетный флаго/км;
- "Ново - Еврейское" по ул. 10 лет Октября, 208 б на территории кладбища и прилегающей к ней барьерной зоны обнаружено 5 экземпляров иксодовых клещей, показатель численности иксодовых клещей составил 1,7 особи на 1 учетный флаго/км;
- "Ново - Южное" по ул. Черлакский тракт, 2/1 на территории кладбища и прилегающей к ней барьерной зоны обнаружено 16 экземпляров иксодовых клещей, показатель численности иксодовых клещей составил 3,2 особи на 1 учетный флаго/км.
При численности клещей равной или более 0,5 особей на 1 флаго /км необходимо проведение мер неспецифической профилактики клещевого вирусного энцефалита и клещевого боррелиоза. По энтомологическим показателям территории и прилегающей барьерной зоны кладбищ "Ново - Кировское", "Западное", "Северо - Восточное", "Ново - Еврейское", "Ново - Южное" (число особей паразита на единицу учета (км) после проведения акарицидной обработки свидетельствует о неэффективности проведения акарицидной обработки территорий кладбищ и не соответствует требованиям п. 4.3.3 МУ 3.5.3011-12 "Неспецифическая профилактика клещевого вирусного энцефалита и иксодовых клещевых боррелиозов", п. 8.4.1, п. 8.4.2, п. 8.5.1, п. 10.4.1, п.10.4.2 СП 3.1.3.2352-08 "Профилактика клещевого вирусного энцефалита" в редакции Изменений N 1, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2013 N 69, п. 1.2, п. 7.4.1.2, п. 7.4.1.3, п. 7.4.1.4, п. 7.4.1.6, п. 7.4.1.8, п. 7.4.1.9, п. 7.4.1.10 СП 3.1.3310-15 "Профилактика инфекций, передающихся иксодовыми клещами".
- Расчистка и благоустройство на территории кладбищ г. Омска "Ново-Кировское", "Ново-Южное" (Черлакское), "Северо-Восточное" (Пушкинское), "Ново-Восточное", "Ново-Еврейское", а именно мероприятия по удалению сухостоя, валежника, прошлогодней листвы, уничтожению свалок лесного и бытового мусора, проведены не по всей территории; мешки с лесным и бытовым мусором, переполненные контейнеры для мусора вывозятся и освобождаются не своевременно, травяная растительность скошена не по всей территории, травяной покров высокий, что является нарушением санитарно - эпидемиологических правил СП 3.1.3.2352-08 "Профилактика клещевого вирусного энцефалита" п. 8.5.1, п. 10.4, п. 10.4.1; СП 3.1.3310-15 "Профилактика инфекций, передающихся иксодовыми клещами" п. 1.2, п. 7.4.1.1, п. 7.4.1.9, п. 7.4.1.10 и подтверждается фотоматериалом, полученным в ходе проверки, всего 16 фотографий;
- Лица, деятельность которых связана с выполнением следующих видов работ на эндемичной территории, а именно расчистка и благоустройство территории, перемещение и выемка грунта, в количестве 38 человек (Клейменов А.В - нет ревакцинации против клещевого вирусного энцефалита, Довбня Л.И., Довбня Ю.Я., Пащенко С.В. - нет ревакцинации против клещевого вирусного энцефалита, Петровчук Ю.И. - нет ревакцинации против клещевого вирусного энцефалита, РомашовА.П.,, Никифоров А.В., Соснин В.А., Билень В.М., Бондаренко Е.Н., Бондаренко Н.Н., Бондаренко С.Н., Зыков Е.Н., Зыков Д.Н., Ильин А.Г., Капишников В.Г., Микрюков М.М., Порехрест В.Н., Спиридонов И.А., Шапарь С.А., Штанников Д.А., Королев П.Г., Халдеев Н.Н., Майзнер А.В., Асаевич Д.Г., Валеулин К.А., Зигель А.П.,, Осипенко В.Г., Руденко В.Г., Гелев А.Е., Глушков В.А., Золоторев Д.А., Чичканов Е.В., Осипенко Д,Г., Черников Л.Н., Новожилов А.В. - нет ревакцинации против клещевого вирусного энцефалита, Бердогулов К.Х., Порехрест В.Н.) не привиты против клещевого вирусного энцефалита, что является нарушением СП 3.1.3.2352-08 "Профилактика клещевого вирусного энцефалита" в редакции Изменений N 1, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2013 N 69 п. 6.3.1, п. 6.3.3, п. 6.3.4, п. 6.10, п. 6.11.
БУ г. Омска "Комбинат специальных услуг" обжаловало постановление и представление в районный суд.
Судьей районного суда постановленоизложенное выше решение.
В жалобе защитник БУ г. Омска "Комбинат специальных услуг" Мартынова М.А. просит постановление, представление и решение отменить, ссылаясь на то, что в действиях БУ г. Омска "Комбинат специальных услуг отсутствует состав административного правонарушения. Указывает, что БУ г. Омска "Комбинат специальных услуг" с ООО "Дез-Гарант" заключены договоры на оказание услуг по дератизации и проведению акарицидной обработки на территориях действующих муниципальных кладбищ города Омска: Западном, Северо-Восточном, Старо-Восточном, Ново-Восточном, Ново-Еврейском, Мусульманском, Ново-Южном, Ново-Кировском, Юго-Восточном и в мкр. Осташково. Общая площадь обработки составляет 1 214 338 кв м. Кроме того, заключены договоры на проведение работ по дератизации и акарицидной обработке Старо-Северного мемориального кладбища, а также следующих закрытых кладбищ города Омска: Старо-Кировского, кладбища в районе ОмГАУ, кладбища в поселке Черемуховский, кладбища в пос. Солнечный, кладбища в пос. Рыбачий (магометанское и православное), кладбища в пос. Николаевка, кладбища в пос.Чукреевка, Старо-Еврейского. Общая площадь обработки указанных кладбищ составила 412 442 кв м. Специалистами ООО "Дез-Гарант" 17.04.2017 г. и 19.04.2017 г. проведены предварительные санитарно-эпидемиологические обследования территорий всех кладбищ г. Омска с целью определения наличия клещей и их видов, выявления мест локализации и уровня их численности. Работы по акарицидной обработке всех кладбищ проведены 19.04.2017 г. и 20.04.2017 г. Повторная обработка территорий кладбищ проведены 15.05.2017 г. и 19.05.2017. Также Учреждением, с целью обеспечения безопасности населения, на территориях кладбищ разметается информация о проведении мероприятий по акарицидной обработке территорий кладбищ города Омска и прилегающей к ним барьерной зоны. В настоящее время работниками кладбищ производятся ежедневные работы по очистке кладбищ и прилегающих к ним территорий от мусора, по удалению сухостоя, валежника и прошлогодней травы. Техника для уборки и вывоза мусора с территорий кладбищ города Омска осуществляет работу ежедневно в соответствии с запланированным графиком. Первоначальные обследования территорий кладбищ проведены Управлением Роспотребнадзора 11.04.2017 г. и 12.04.2017 г., о чем свидетельствуют акты энтомологического обследования территории учреждения и прилегающей к ней барьерной зоны. Однако распоряжение (приказ) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица датировано 04.05.2017 г. При этом срок проведения проверки определен с 05.05.2017 г. по 05.06.2017 г. Предметом проверки не являлась проверка лиц, работающих в БУ г. Омска "Комбинат специальных услуг", вакцинированных против клещевого вирусного энцефалита.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителя Управления Роспотребнадзора по Омской области Бекишеву В.Р., возразившую против доводов жалобы, оснований для отмены постановления и решения не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Положения ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" обязывает юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 названного закона санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Указанные выше факты нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении N 933/17 от 02.06.2017; распоряжением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Омской области о проведении внеплановой выездной проверки от 04.05.2017 г.; актом проверки (эпидемиологическогорасслендования) органом государственного контроля (надзора) юридического лица N 638/вп от 02.06.3017; экспертным заключением по результатам энтомологического обследования ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" N 160070/70 от 15.05.2017 г.; актом энтомологического обследования N 1600АИ/70 от 10.05.2017 в отношении Ново-Еврейского кладбища; экспертным заключением по результатам энтомологического обследования ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" N 159670/70 от 15.05.2017 г.; актом энтомологического обследования N 1596АИ/70 от 10.05.2017 в отношении Старо-Восточного кладбища; экспертным заключением по результатам энтомологического обследования ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" N 159770/70 от 15.05.2017 г.; актом энтомологического обследования N 1597АИ/70 от 11.05.2017 в отношении Западного кладбища; экспертным заключением по результатам энтомологического обследования ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" N 159870/70 от 15.05.2017; актом энтомологического обследования N 1598АИ/70 от 11.05.2017 в отношении Ново-Кировского кладбища; экспертным заключением по результатам энтомологического обследования ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" N 160270/70 от 15.05.2017 г.; актом энтомологического обследования N 1602АИ/70 от 11.05.2017 в отношении Северо-Восточного (Пушкинского) кладбища; экспертным заключением по результатам энтомологического обследования ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" N 160170/70 от 15.05.2017 г.; актом энтомологического обследования N 1601АИ/70 от 11.05.2017 в отношении Ново-Южного кладбища; экспертным заключением по результатам энтомологического обследования ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" N 159970/70 от 15.05.2017 г.; актом энтомологического обследования N 1599АИ/70 от 10.05.2017 г. в отношении Ново-Восточного кладбища; экспертным заключением по результатам энтомологического обследования ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" N 158570/70 от 11.05.2017 г.; актом энтомологического обследования N 1585АИ/70 от 05.05.2017 г. в отношении Старо-Северного (Меморилаьного) кладбища; фототаблицей; Уставом БУ г. Омска "Комбинат специальных услуг"; списком сотрудников БУ г. Омска "Комбинат специальных услуг" вакцинированных против КВЭ, оцененными с другими материалами дела по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении содержит сведения, предусмотренные статьёй 28.2 КоАП РФ, и позволяет установить событие административного правонарушения.
Представленные доказательства являются допустимыми, достаточными для квалификации правонарушения по ст. 6.3 КоАП РФ, и доводы жалобы об отсутствии в действиях БУ г. Омска "Комбинат специальных услуг" состава административного правонарушения, опровергаются совокупностью указанных выше доказательств.
Согласно с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств о том, что юридическим лицом, которое согласно Уставу осуществляет содержание территорий кладбищ, были предприняты все зависящие от него меры по выполнению требований санитарных норм и правил, в материалы дела не представлено.
На момент проведения данной проверки, приведенные выше нарушения, имелись.
Ссылки в жалобе на договор, заключенный с ООО "Дез-Гарант"" по проведению акарицидной обработке против лещей, не могут повлечь отмену постановления по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалобы, поскольку контроль за исполнением этого договора возложен на БУ г. Омска "Комбинат специальных услуг".
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств и доказательств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущей судебной инстанций и обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в решении.
Административное наказание юридическому лицу назначено в пределах, установленных санкцией ст. 6.3 КоАП РФ.
Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является мотивированным, вынесено в соответствии с ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ.
Существенных нарушений требований КоАП РФ по делу об административном правонарушении не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 08 сентября 2017 года оставить без изменения, жалобу защитника БУ г. Омска "Комбинат специальных услуг" Мартыновой М.А. - без удовлетворения.
Судья Д.И. Филимонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.