Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Уварова В.В.,
судей: Курохтина Ю.А., Епифановой С.А.,
при секретаре: Кулешовой А.Ю.,
с участием прокурора Судоргина Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Тамбова в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Тамбова, о возложении обязанности организовать работы по ремонту проезжей части дворовой территории многоквартирного жилого дома N 93 по ул. М.Горького г. Тамбова,
по апелляционной жалобе администрации г. Тамбова на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 19 июня 2017 года.
Заслушав доклад судьи Курохтина Ю.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленинского района г. Тамбова обратился в суд в порядке ст. 39 КАС РФ с административным иском в интересах неопределенного круга лиц с требованиями к городскому округу - город Тамбов в лице администрации г. Тамбова о возложении обязанности организовать работы по ремонту проезжей части дворовой территории многоквартирного жилого дома N 93 по ул. М.Горького г. Тамбова в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденному постановлением Госстандарта России от 11.10.1993г. N 221.
Административные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района г. Тамбова проведена выездная проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения. В результате проверочных мероприятий выявлены факты несоответствия состояния дорог требованиям ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.10.1993г. N 221. Установлено, что проезжая часть дворовой территории многоквартирного жилого дома N 93 по ул. М.Горького г.Тамбова имеет многочисленные выбоины и разрушения.
Допущенные нарушения ущемляют права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества.
Кроме того, неудовлетворительное состояние дорог является одной из сопутствующих причин дорожно-транспортных происшествий.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 19 июня 2017 года административные исковые требования прокурора Ленинского района г. Тамбова удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация г. Тамбова обратилась в суд с апелляционной жалобой.
Указывает, что в соответствии с положениями муниципальной программы Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан города Тамбова на 2014-2020 года, утвержденной Постановлением администрации города Тамбова от 24.05.2017 N 3056, подпрограммы "Благоустройство дворовых территорий многоквартирных жилых домов на территории городского округа - город Тамбов" объемы финансирования благоустройства дворовых территорий в 2017 году составили 410 320,5 тыс. рублей. Администрация города Тамбова не имеет возможности финансировать проведение работ по благоустройству дворовых территорий из иных источников финансирования, не предусмотренных программой.
Считают представленные административным истцом доказательства недопустимыми, т.к. фотографии проезжей части вышеуказанной дворовой территории не позволяют доподлинно установить несоответствие состояния проезжей части требованиям ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". В соответствии с ГОСТом ровность покрытия следует оценивать приборами ПКРС, ППК - МАДИ - ВНИИБД, 3-метровой рейкой с клином в соответствии с прилагаемыми к ним инструкциями по эксплуатации. Замеры были произведены без использования средств инструментального контроля. Кроме того, фотоматериалы были выполнены без привязки к местности. Также отмечают, что осмотр проезжей части дворовой территории был произведен без привлечения представителей администрации города Тамбова, МБУ "Спецдорсервис", МКУ "Дирекция городских дорог".
Просит отменить решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 19.06.2017 года.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу ст. 13 Федерального закона от 8.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 17 указанного Закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению определены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденным постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N221.
Согласно п.3.1.1 ГОСТ Р50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см.
Исходя из ст.3 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В Правилах дорожного движения РФ дано более широкое определение "дороги" - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Дворовая территория многоквартирного жилого дома N 93 по ул. М.Горького г.Тамбова предназначена и используется для дорожного движения, на нее также распространяется действие Правил дорожного движения, которые касаются, как жилых зон, так и дворовых территорий (раздел 17 ПДД). Следовательно, положения вышеназванного Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ также применимы к рассматриваемому делу.
На основании ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу ч.1 ст. 16 Федерального закона от 6.10.2003 N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Об этом же указано и в ст. 6, 7, 36 Устава города Тамбова, принятого решением Тамбовской городской Думы от 04.05.2005 N 704.
Анализируя приведенные положения законодательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что к ведению муниципального образования городской округ - город Тамбов относится выполнение работ по содержанию, ремонту и реконструкции автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.
Как видно из материалов дела, и это никем не оспаривается, прокуратурой Ленинского района г.Тамбова проведена проверка по заявлению председателя ТСЖ "Электрон - 2" по факту несоответствия состояния дворовой территории многоквартирного жилого дома N 93 по ул. М.Горького г.Тамбова требованиям ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221. В результате проверочных мероприятий установлено, что указанная проезжая часть дворовой территории имеет многочисленные выбоины и разрушения (справка о выявленных недостатках от 09.06.2017).
Необходимость проведения ремонта указанного участка дороги никем не оспаривается и не опровергается. Из представленной информации (л.д. 6-11) выполнить работы по асфальтированию дворовой территории указанного дома не представляется возможным в связи с ограниченным финансированием из бюджета городского округа - город Тамбов.
Сведений об ошибочности произведенных замеров выбоин (участков повреждений) дорожного покрытия и (или) соответствия дорожного покрытия требованиям ГОСТ, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения административных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы по существу не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Судом при рассмотрении дела правильно определены имеющие значение обстоятельства, нарушения норм процессуального закона не допущено, в связи с чем предусмотренных 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 19 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Тамбова - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.