Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Уварова В.В.,
судей: Епифановой С. А., Курохтина Ю.А.,
при секретаре: Кулешовой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Быстровой Оксаны Сергеевны к администрации Тамбовского района Тамбовской области, филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области, Министерству обороны РФ о признании недействительным приказа заместителя Министра обороны РФ от 08.12.2015 года N1193 дсп в части; признании незаконным отказа в выдаче градостроительных планов земельных участков; признании незаконными действий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений и возложении обязанности исключить сведения,
по апелляционным жалобам представителя административного истца Вознесенского Константина Леонидовича, администрации Тамбовского района Тамбовской области на решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 15 июня 2017 года.
Заслушав доклад судьи Епифановой С.А., судебная коллегия
установила:
Быстрова О.С. обратилась в суд с административным иском к администрации Тамбовского района Тамбовской области о признании недействительным приказа заместителя Министра обороны РФ от 08.12.2015 года N1193 дсп в части, о признании незаконными действий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений, обязании исключить указанные сведения, о признании незаконным отказа в выдаче градостроительных планов земельных участков.
В обоснование заявленных требований указала, что на основании постановления администрации Тамбовского района Тамбовской области за N 2467 от 23.06.2014 г. "О предоставлении в аренду Быстровой О.С. земельного участка, используемого под строительство индивидуальных жилых домов" 23.06.2014 г. между Быстровой О.С. и администрацией Тамбовского района Тамбовской области был заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка *** с кадастровым номером *** общей площадью *** кв.м.
В результате проведения межевых работ данный земельный участок был разделен на 13 земельных участков с кадастровыми номерами:
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
Соглашением от *** договор аренды *** был расторгнут.
На основании постановлений администрации ****** между Быстровой О.С. и администрацией Тамбовского района Тамбовской области *** были заключены договоры аренды находящегося в государственной собственности земельных участков N*** в отношении 13-ти вышеуказанных земельных участков с разрешенным использованием: под строительство индивидуальных жилых домов.
В ноябре 2016 года административный истец обратилась в администрацию Тамбовского района Тамбовской области с заявлением о выдаче градостроительных планов вышеуказанных земельных участков.
Письмом за N 5/12763 от 27.12.2016 г. администрация Тамбовского района Тамбовской области уведомила Быстрову О.С. об отказе в выдаче градостроительных планов земельных участков в связи с тем, что земельные участки полностью находятся в границах зоны, с особыми условиями территории - запретная зона военного объекта - Брянское лесничество Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" (далее - Постановление Правительства N405) строительство объектов капитального строительства в данной зоне запрещено.
Соответственно с 27.12.2016 г. административный истец узнала о нарушении своих прав и законных интересов, а именно то, что принадлежащие ей на праве аренды земельные участки были незаконно включены в территорию запретной зоны. При этом, как стало известно административному истцу, запретная зона, включающая в себя земельные участки, принадлежащие ей, была установлена приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 08.12.2015 N 1193 дсп "Об установлении запретной зоны военного объекта - Брянское лесничество Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Приказ N1193 дсп).
Для внесения сведений о запретной зоне в государственный кадастр недвижимости центральным аппаратом ФГБУ "ФКП Росреестра" в филиал по Тамбовской области была направлена карта-план запретной зоны в формате XML-документа. 19.02.2016 г. сведения, содержащиеся в указанных документах, были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Считает, что земельные участки, принадлежащие на правах аренды, незаконно, без наличия каких-либо на то правовых оснований, Приказом N1193 дсп были включены в территорию запретной зоны военного объекта - Брянское лесничество Министерства Обороны Российской Федерации, поскольку указанные земельные участки относятся к категории земель: земли населенных пунктов и имеют разрешенное использование - под строительство индивидуальных жилых домов. Земельные участки не подпадают под понятие военного объекта, указанного в пункте 2 Положения, не входят в перечень объектов, в отношении которых установлены запретные зоны и запретные районы в Тамбовской области, вследствие чего, в отношении границ указанных земельных участков не может быть установлено запретных зон для обеспечения функционирования военных объектов вооруженных сил Российской Федерации. Кроме того, сами земельные участки расположены (примыкают) к федеральной автодороге и не находятся внутри лесного фонда, вследствие чего не могут относиться к территории военного объекта - Брянское лесничество Министерства обороны Российской Федерации.
Установление запретной зоны препятствует строительству на ее территории, препятствует использовать земельные участки в соответствии с видом разрешенного использования и ограничивает права, предусмотренные п.3 ст. 209 ГК РФ.
При этом, в границы установленной запретной зоны вошли земельные участки, принадлежащие административному истцу на правах аренды, сведения о которых уже содержались в государственном кадастре недвижимости, на некоторых из которых расположены объекты капитального строительства гражданского назначения, не относящиеся к военным объектам, в связи с чем, регистрационный орган при внесении в Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведений о запретной зоне Брянского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, должен был сопоставить сведения о границах военных объектов и границах запретной зоны, чего не было сделано.
В связи с чем, действия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области по внесению в ГКН сведений о включении земельных участков административного истца в территорию запретной зоны военного объекта - Брянское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, также являются незаконными и противоречащими нормам Постановления Правительства N405 от 05.05.2014 года, также как и решение администрации Тамбовского района об отказе в выдаче градостроительных планов.
Просила признать приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 08.12.2015 г. N 1193 дсп "Об установлении запретной зоны военного объекта - Брянское лесничество Министерства обороны Российской Федерации" недействительным в части включения в территорию запретной зоны военного объекта - Брянское лесничество Министерства обороны Российской Федерации земельных участков, принадлежащих Быстровой О.С. на правах аренды, признать незаконными действия филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о включении земельных участков, принадлежащих Быстровой О.С. на правах аренды в территорию запретной зоны и обязать исключить указанные сведения, признать незаконным отказ администрации Тамбовского района Тамбовской области в выдаче градостроительных планов земельных участков.
Определением суда от 15 мая 2017 года произведена замена ненадлежащего ответчика Министерства обороны РФ в лице Департамента недвижимости МО РФ на надлежащего ответчика Министерство обороны РФ, привлечено заинтересованное лицо ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ", Брянское лесничество Министерства обороны РФ - филиал ФГКУ "УЛХиП" Министерства обороны РФ.
Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 15 июня 2017 года административный иск удовлетворен частично.
Суд решилпризнать незаконным отказ администрации Тамбовского района Тамбовской области от 27.12.2016 года N5/12763 в выдаче градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами ***, расположенных по адресам: ***, ***ж***; обязать администрацию Тамбовского района Тамбовской области рассмотреть вопрос о выдаче градостроительных планов земельных участков по заявлениям Быстровой О.С. в порядке, предусмотренным административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Подготовка и утверждение градостроительного плана земельного участка на территории Тамбовского района Тамбовской области", утвержденным постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области от 27 августа 2014 года N3529; обязать администрацию Тамбовского района Тамбовской области сообщить об исполнении настоящего решения в Тамбовский районный суд Тамбовской области, и Быстровой О.С. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении административного иска о признании недействительным приказа заместителя Министра обороны РФ от 08.12.2015 года N1193 в части включения в запретную зону военного объекта - Брянское лесничество МО РФ земельных участков, принадлежащих Быстровой О.С. на правах аренды, о признании незаконными действий филиала ФГБУ "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о включении земельных участков, принадлежащих Быстровой О.С. на правах аренды, в территорию запретной зоны военного объекта - Брянское лесничество МО РФ и обязании исключить сведения в отношении земельных участков отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Вознесенский К.Л., действующий по доверенности, просит данное решение отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным приказа заместителя Министра обороны РФ от 08.12.2015 года N 1193 в части включения в запретную зону военного объекта - Брянское лесничество МО РФ земельных участков, принадлежащих гр. Быстровой О.С. на правах аренды, о признании незаконными действий филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о включении земельных участков, принадлежащих Быстровой О.С. на правах аренды, в территорию запретной зоны военного объекта - Брянское лесничество МО РФ и обязании исключить сведения в отношении земельных участков - отменить и принять в данной части по административному делу новое решение об удовлетворении требований административного истца в данной части.
В обоснование жалобы указывает, что в ходе рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции было установлено, что земельные участки административного истца к территории Брянского лесничества - не относятся. Данные обстоятельства были пояснены представителем Брянского лесничества, которым был представлен проект организации и ведения лесного хозяйства на территории Тамбовской области, который содержит информацию о том, что земельные участки административного истца площадью 1,7 га к лесничеству не относятся.
Полагает, что включение земельных участков, принадлежащих административному истцу, в границы запретной зоны военного объекта "Брянское лесничество Министерства обороны Российской Федерации" - противоречит нормам действующего законодательства РФ и нарушает права и законные интересы административного истца.
Однако, фактически установив то, что земельные участки административного истца не относятся к Брянскому лесничеству МО РФ, а запретная зона была установлена по границам Брянского лесничества МО РФ, суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца в указанной части.
Временно исполняющая обязанности главы администрации Тамбовского района Щербакова Е.Г. в апелляционной жалобе так же ссылаясь на незаконность решения районного суда, просит о его отмене в части признания незаконным отказа администрации района от 27.12.2016г. N 5/12763 в выдаче градостроительных планов земельных участков и возложении обязанности по рассмотрению вопроса о выдаче названных планов по заявлениям Быстровой О.С.
Обосновывая свою жалобу, полагает, что административный истец не представил в материалы дела доказательства о нарушении его прав, охраняемых законом интересов, а также не указал какому нормативному правовому акту, обладающим большой юридической силой, не соответствуют решение администрации Тамбовского района Тамбовской области.
Как установлено решением суда, земельные участки, предоставленные на праве аренды Быстровой О.С., входят в границы зоны с особыми условиями территории ? Брянское лесничество МО РФ. Таким образом, имеется наложение испрашиваемых земельных участков на запретную зону военного объекта, в пределах которой запрещена деятельность по строительству.
Порядок осуществления мероприятий по строительству в рассматриваемом случае регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 утверждено Положение "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны".
Вместе с тем, установление границ данных запретных зон не влечет нарушение прав заявителя, поскольку в силу п. 12 Постановления N 405 на территории запретной зоны запрещается не любое строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно - реабилитационных, рекреационных и иных работ, а лишь создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
В рассматриваемой ситуации, истице для осуществления деятельности, указанной в заявлении, необходимо обратиться в Минобороны России за согласованием в целях определения, создает ли такая деятельность угрозу безопасности военного объекта, в отношении которого установлена запретная зона, и сохранности находящегося на нем имущества или нет.
Считает ссылку суда на возможность выдачи градостроительных планов земельных участков в нарушении предусмотренного законодателем порядка (без учета запретной зоны) не основанной на нормах действующего федерального законодательства и фактически закрепляющую возможность реализации данного права посредством судебного решения.
Таким образом, администрация Тамбовского района Тамбовской области считает, что закрепив за истицей иной порядок получения градостроительных планов земельных участков, отличный от установленного законодательством, районный суд вышел за пределы заявленных требований.
Полагает, что суд при принятии решения вышел за пределы заявленных административных исковых требований об оспаривании отказа в выдаче градостроительных планов земельных участков, что повлекло неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца Быстровой О.С. - Вознесенского К.Л., представителя административного ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области - Харланову Н.В., обсудив доводы жалобы, апелляционная инстанция не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст.227 КАС РФ для удовлетворения требований административного истца по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями суду необходимо установить два существенных обстоятельства. Это незаконность оспариваемых действий и то, что эти действия нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
В судебном заседании первой инстанции установлено, что решение о необходимости установления запретной зоны военного объекта - Брянское лесничество Министерства Обороны РФ принято межведомственной комиссией на заседании от 08.10.2015 г., организованной в соответствии с Постановлением Правительства от 05.05.2014 г. N 405, а также в соответствии с приказами Министра обороны РФ от 03.07.2015 г. N 396 "О межведомственной комиссии по определению необходимости установления запретных зон и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны", а также N 397 "Об утверждении состава межведомственной комиссии по определению необходимости установления запретных зон и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны".
Как следует из материалов дела, в запретную зону Брянского лесничества МО РФ включены участки лесов, переданных Министерству обороны в соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 года N 135 "О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны" с целью постоянного использования их для обеспечения нужд обороны, в том числе для размещения, маскирования и функционирования ряда объектов военной инфраструктуры из состава земель лестного фонда.
Отказывая в удовлетворении административного иска о признании недействительным приказа заместителя Министра обороны РФ от 08.12.2015 года N1193 в части включения в запретную зону военного объекта - Брянское лесничество МО РФ земельных участков, принадлежащих Быстровой О.С. на правах аренды, суд первой инстанции пришёл к выводу, с которым соглашается апелляционная инстанция, что оспариваемый приказ соответствует положениям постановления Правительства РФ N 405, заместитель Министра обороны РФ действовал на основании вышеуказанных приказов Министра обороны РФ, решения вневедомственной комиссии и в пределах своих полномочий.
Установление запретных зон не влечёт нарушение каких-либо прав административного истца Быстровой О.С., поскольку лишь устанавливает порядок использования земельных участков применительно к понятию запретной зоны. Пункт 12 Положения предусматривает возможность осуществления строительства в пределах запретной зоны, которое не создаёт угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нём имущества, что позволяет Быстровой О.С. обратиться в Министерство Обороны РФ для согласования возможности осуществления строительства.
Поэтому довод апелляционной жалобы о том, что земельные участки, принадлежащие административному истцу на правах аренды, находящиеся в муниципальной собственности, не подпадают под понятие военного объекта, в связи с чем на них не может быть установлена запретная зона, является несостоятельным.
Ссылка в жалобе на то, что данные земельные участки не находятся внутри лесного фонда, объективно не подтверждена. При этом, при принятии межведомственной комиссией решения о необходимости установления запретной зоны имелись графические данные границ запретной зоны Брянского лесничества МО РФ.
Отказывая в удовлетворении административных требований о признании незаконными действий филиала ФГБУ "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о включении земельных участков, принадлежащих Быстровой О.С. на правах аренды, в территорию запретной зоны военного объекта - Брянское лесничество МО РФ и обязании исключить сведения в отношении земельных участков, суд первой инстанции исходил из того, что в административный орган были представлены все предусмотренные законодательством документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в связи с чем оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта не имелось (Федеральный закон от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действовавшего на момент внесения сведений о запретной зоне в ГКН).
Выводы суда первой инстанции, с которыми соглашается судебная коллегия, не противоречат представленным и исследованным доказательствам.
Судом первой инстанции также установлено, что согласно постановлению администрации Тамбовского района Тамбовской области N 3529 от 27.08.2014 г. утверждён Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Подготовка и утверждение градостроительного плана земельного участка на территории Тамбовского района Тамбовской области".
Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, на возникшие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.
Суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что у администрации Тамбовского района Тамбовской области отсутствовали правовые основания для отказа в выдаче Быстровой О.С. градостроительных планов земельных участков, о чём подробно изложено в судебном решении, и признал незаконным отказ администрации Тамбовского района Тамбовской области в выдаче градостроительных планов земельных участков, обязав администрацию рассмотреть вопрос в соответствии с требованиями закона.
Таким образом, разрешая административный иск, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал верную правовую оценку установленным обстоятельствам и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
В апелляционных жалобах представителя административного истца Вознесенского К.Л. и администрации Тамбовского района не приведены доводы, указывающие на то, что суд первой инстанции не исследовал какие-либо доказательства, имеющиеся в деле, и не дал им оценки, что могло бы повлиять на судьбу решения суда.
По существу доводы жалоб сводятся к переоценке доказательств, исследованных судом первой инстанции, однако оснований для такой переоценки не приведено, а приведенные нельзя отнести к тем основаниям, которые в соответствии с КАС РФ могли бы быть таковыми.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, апелляционная инстанция
определила:
Решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 15 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя административного истца Вознесенского Константина Леонидовича, администрации Тамбовского района Тамбовской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.