Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Уварова В.В.,
судей: Епифановой С.А., Курохтина Ю.А.
при секретаре: Кулешовой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ряшенцева Алексея Андреевича к администрации г. Тамбова, Управлению образования и науки Тамбовской области о признании бездействия, выразившегося в непередаче учетного дела в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, незаконным, обязании передать учетное дело в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области
по апелляционной жалобе Ряшенцева Алексея Андреевича на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 24 июля 2017 года
Заслушав доклад судьи Уварова В.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Ряшенцев А.А. обратился с административным иском в суд к администрации г. Тамбова, Управлению образования и науки Тамбовской области о признании бездействия, выразившегося в непередаче учетного дела в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, незаконным, обязании передать учетное дело в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области.
В обоснование заявленных требований указал, что решением Советского районного суда г.Тамбова от 09.10.2000 года его родители Ряшенцев А.В. и Ряшенцева Г.В. были лишены родительских прав. Распоряжением начальника территориального управления мэрии г.Тамбова по Советскому району от 16.11.2000 года N *** Ряшенцев А.А. был направлен в детское государственное учреждение и за ним сохранено право пользования жилым помещением, находящимся по адресу: ***.
В период с 23.10.2000 года по 09.12.2000 года Ряшенцев А.А. воспитывался в ТОГОУ "***" г. Тамбова, где находился на полном государственном обеспечении, что подтверждается соответствующей справкой администрации центра.
В период с 09.09.2002 года по 01.09.2009 года Ряшенцев А.А. воспитывался в ТОГОУ "***" ***, при этом в период с 2006 года по 2009 год он обучался в ***.
Согласно акту о пожаре от 09.03.2006 года квартира N *** в доме N *** по ул. *** полностью сгорела, ввиду чего по заявлению Ряшенцева А.А. постановлением администрации г.Тамбова от 22.06.2009 года N *** он принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку очереди "Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" с составом семьи один человек.
Согласно сообщению жилищного комитета администрации г.Тамбова от 24.06.2009 года N *** очередь Ряшенцева А.А. N 74.
Письмом Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области от 16.06.2016 года N *** Ряшенцеву А.А. сообщено, что он не состоит в Списке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку в адрес данного Управления не поступало учетное дело Ряшенцева А.А. до достижения им 23-х лет. В письме указано, что Ряшенцеву А.А. исполнилось 25 лет, и он не относится к категории "лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в связи с чем улучшение жилищных условий Ряшенцева А.А. должно осуществляться в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Административный истец считает, что он администрацией г.Тамбова признан лицом, относящимся к категории дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в связи с чем данным муниципальным органом должно было быть сформировано его учетное дело, которое в дальнейшем следовало передать в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области для постановки Ряшенцева А.А. на учет в Списке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей для обеспечения его жилым помещением. По мнению истца, бездействие администрации г.Тамбова, выраженное в непередаче учетного дела в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области нарушает его права по обеспечению жилым помещением как лица, относящегося к категории "детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей".
В связи с изложенными обстоятельствами административный истец просил суд признать незаконным бездействие администрации г.Тамбова по непередаче в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области учетного дела, сформированного муниципальным органом в отношении Ряшенцева А.А. в связи с тем, что он относится к категории "детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей", и обязать администрацию г.Тамбова передать в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области данное учетное дело.
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 16.02.2017 года в удовлетворении административного иска Ряшенцеву А.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 17.05.2017 года решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 16.02.2017 года отменено, дело направлено в тот же суд для нового рассмотрения.
При новом рассмотрении решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 24.07.2017 года в удовлетворении административного иска Ряшенцева А.А. отказано.
В апелляционной жалобе Ряшенцев А.А. ставит вопрос об отмене данного решения суда, считая его незаконным и необоснованным.
Указывает, что суд неверно истолковал положения Постановления администрации Тамбовской области от 22 мая 2007 года N 553 "Об утверждении Положения о порядке предоставления социальной выплаты на приобретение жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа", которое действовало в 2009 году.
Согласно п.2.1. Постановления: "Граждане, претендующие на получение субсидии, обращаются в органы местного самоуправления по месту их выявления как лиц, относящихся к категории дети- сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей ... ". В соответствии с этой нормой он обратился в администрацию г.Тамбова и представил все необходимые документы, вследствие чего было сформировано его учетное дело. Затем учетное дело подлежало передаче в администрацию Тамбовской области, так как согласно п. 2.5. Постановления: "Сформированные учетные дела граждан представляются органами местного самоуправления в управление труда и социального развития области в порядке очередности, в соответствии со списком граждан, указанных в п. 1.2.1. Положения, претендующих на получение субсидии. Учетные дела рассматриваются управлением труда и социального развития области, при необходимости осуществляется проверка документов учетных дел и запрашиваются дополнительные сведения. По результатам рассмотрения гражданин, претендующий на получение субсидии, ставится в единую очередь получателей субсидии". Из содержания этой нормы следует, что учетное дело подлежало передаче в любой комплектации и при необходимости дополнительные документы подлежали истребованию. После передачи дела согласно п. 2.6. Постановления: "Комиссия на своем заседании рассматривает представленные учетные дела и, исходя из размера средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год, утверждает список кандидатов на получение субсидии и размер предоставляемых им субсидий на приобретение жилых помещений либо принимает решение о мотивированном отказе в предоставлении субсидии". Считает, что администрация г.Тамбова, на которой лежит бремя доказывания оснований бездействия, не доказало должным образом законности своего бездействия, выраженного в том, что его учетное дело в том виде, в котором оно было сформировано, так и не было передано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, поддержанной в судебном заседании Ряшенцевым А.А. и его представителем Родионовым А.Б., выслушав возражения представителя Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области Авдеевой И.В., апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст.227 КАС РФ для удовлетворения требований административного истца по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями суду необходимо установить два существенных обстоятельства. Это незаконность оспариваемых действий и то, что эти действия нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
В судебном заседании суда первой инстанции было установлено, что Ряшенцев А.А. после обращения с заявлением в администрацию города Тамбова от 1 июня 2009г. о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и постановки его на учет, с отдельным заявлением о выплате ему субсидии на приобретение жилого помещения и необходимыми документами для включения в список-реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области не обращался. Тогда как, в силу п. 2.1 Порядка предоставления социальной выплаты детям сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденного постановлением Администрации Тамбовской области N 553 от 22.05.2007г., действующего на момент постановки Ряшенцева А.А. на учет нуждающихся, он обязан был сделать это самостоятельно, поскольку на тот момент Ряшенцев А.А. достиг совершеннолетия. Согласно приложению N 1 он должен был подать заявление соответствующей формы и приложить к нему документы согласно перечню.
Этот вывод суда первой инстанции подтверждает и п.12 Приложения N 7 к постановлению администрации Тамбовской области от 23.09.2013г. N 1055, из которого следует, что автоматически включаются в Реестр детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, формируемый Управлением образования и науки области, только дети-сироты не достигшие 18 лет. Дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в предоставлении жилого помещения, в возрасте от 18 до 23 лет обязаны были обращаться в Управление социальной защиты и семейной политики области в указанном выше порядке самостоятельно.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что администрация города Тамбова не обязана была направлять учетное дело нуждающегося в предоставлении жилого помещения совершеннолетнего Ряшенцева А.А. в Управление социальной защиты и семейной политики области.
В связи с тем, что незаконность действий администрации города Тамбова не установлена, суд первой инстанции обоснованно административный иск Ряшенцева А.А. оставил без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, были предметом тщательного исследования судом, получили надлежащую правовую оценку в решении суда и не свидетельствуют о незаконности постановленного решения. В апелляционной жалобе не приведены доводы, указывающие на то, что суд первой инстанции не исследовал какие-либо доказательства, имеющиеся в деле, и не дал им оценки, что могло бы повлиять на судьбу решения суда. По существу жалоба сводится к переоценке доказательств, исследованных судом первой инстанции, однако оснований к такой переоценке не приведено, а приведенные нельзя отнести к тем основаниям, которые в соответствии с КАС РФ могли бы быть таковыми.
На основание изложенного и руководствуясь ст.309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, апелляционная инстанция
Определила:
Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 24 июля 2017 года оставить без изменения, жалобу Ряшенцева Алексея Андреевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.