Судья Тамбовского областного суда Курохтин Ю.А., рассмотрев жалобу АО "Тамбовские коммунальные системы" на решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 24 августа 2017 года по делу об административном правонарушении,
установил:
Постановлением заместителя прокурора Октябрьского района г. Тамбова от 18.06.2017 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении "АО "ТКС".
Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области от 14 июля 2017 АО "ТКС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
АО "ТКС" обратилось в Октябрьский районный суд г. Тамбова с жалобой на вышеуказанное постановление, указав, что считает его незаконным и необоснованным. Указав, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, отсутствует объект административного правонарушения (отходы производства и потребления, вещества, разрушающие озоновый слой, или иные опасные вещества) и АО "ТКС" не совершало противоправных действий при обращении с отходами (объективная сторона административного правонарушения). На основании постановления администрации г. Тамбова N 5186 от 06.07.2015 г., АО "ТКС" является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского округа - город Тамбов. Пунктом 2 ст. 2 Федерального икона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ определено, что водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (включая канализационные насосные станции). Пунктом 23 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определено, что сточные воды - это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод. Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. В то же время согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнение работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые, удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. С целью однозначного отнесения веществ, представленных в жидкой фракции, к отходам или сточным водам, Росприроднадзором по согласованию с Минприроды России были внесены дополнения и изменения в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. N 242 (ФККО). Так, название блока 7 ФККО ("отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов") дополнено словами "за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты". В связи с этим отнесение жидких фракций, транспортируемых по трубопроводам, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления. В случае, если жидкие фракции удаляются путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства. В случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса РФ и Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления, при этом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отнесенных к I - IV классам опасности, будет подлежать лицензированию. Таким образом, АО "ТКС" необоснованно было привлечено к административной ответственности при осуществлении регулируемой деятельности по водоотведению - т.е. транспортировке сточных вод от потребителей на очистные сооружения канализации, а не при обращении с отходами производства. Правовые режимы данных процессов имеют существенные различия, подмена одного понятия другим невозможна. Просило отменить постановление.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 24 августа 2017 г. жалоба АО "ТКС" оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи районного суда, заявитель обратился в вышестоящий суд с жалобой. В своей жалобе ссылается на доводы, приведенные в жалобе на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области от 14 июля 2017.
Просит отменить решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 28.08.2017 года и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела, выслушав представителя АО "ТКС" Светкину Е.А., поддержавшую жалобу, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно- эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Статья 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" относит к отходам производства и потребления остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Согласно пункту 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
Министерство Природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 13 июля 2015 года 12-59/16226 разъясняет, что в случае, если жидкие фракции удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами, и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.
В случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.
В силу ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно статьям 3,4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В соответствии с подпунктами 1,2 статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Пунктами 3.1,3.2 СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Жидкие бытовые отходы следует вывозить на сливные станции или поля ассенизации.
Как правильно установлено судьей, и это никем не оспаривается, ненадлежащее водоотведение связано со сбоями в работе канализационной насосной станции (далее по тексту - КНС), установленной по ул. Гиляровского, а именно выходом из строя насосного оборудования. Объекты инженерной инфраструктуры города Тамбова, в том числе канализация по ул. Январской, Гиляровского, а также КНС находятся на обслуживании АО "ТКС" на праве аренды для использования в целях обеспечения потребителей на территории муниципального образования - город Тамбов услугами по энерго,-тепло,- водоснабжению и водоотведению.
Приведенные нормы материального права судьей районного суда определены правильно.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушения является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно положениям ст.26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения, на основании доказательств, полученных в соответствии с нормами настоящего Кодекса, которые в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ оцениваются судьей по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как видно из содержания обжалуемого судебного акта судьей не дана оценка доводом жалобы об отсутствии в деянии АО "ТКС" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ в связи отсутствием обязательных признаков данного состава правонарушения, таких элементов состава как "объект" и "объективная сторон" конкретного административного правонарушения.
При таких обстоятельствах судьей районного суда вывод о виновности АО "ТКС" не мотивирован, сформулирован преждевременно, в ходе производства по делу допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Срок привлечения к ответственности не истек. Поэтому решение судьи от 24 августа 2017 года нельзя признать законным и обоснованным, оно в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение судье Октябрьского районного суда г. Тамбова.
На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 27 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО "ТКС" отменить, дело возвратить судье Октябрьского районного суда г. Тамбова на новое рассмотрение.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья Ю.А.Курохтин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.