Судебная коллегия по гражданским делам ФИО3 областного суда в составе:
председательствующего судьи: Никитиной И.О.,
судей: ФИО7, ФИО13,
при секретаре: ФИО8,
с участием: истца ФИО10, также представляющего интересы ФИО2, представителя Военного комиссариата ФИО3"адрес"ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО13
дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата ФИО3"адрес"
на решение ФИО3 районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО2 к Военному комиссариату ФИО3"адрес", Военному комиссариату ФИО3"адрес" по Сормовскому и "адрес" о признании права члена семьи военнослужащего, потерявшего кормильца, на получение денежных средств из федерального бюджета на проведение ремонта индивидуального жилого дома,
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Военному комиссариату ФИО3"адрес", Военному комиссариату ФИО3"адрес" по Сормовскому и "адрес" о признании права члена семьи военнослужащего, потерявшего кормильца, на получение денежных средств из федерального бюджета на проведение ремонта индивидуального жилого дома.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она является вдовой умершего военнослужащего ФИО1 и проживает в жилом доме по адресу: "адрес", является долевым собственником, доля в праве 45/79 жилого дома и долевым собственником земельного участка, доля в праве 45/79.
В соответствии с утвержденными Правилами истец обратилась в Военный комиссариат ФИО3"адрес" по Сормовскому и "адрес"м "адрес" с заявлением о выдаче справки на получение средств федерального бюджета на проведение ремонта частного дома расположенного по адресу: "адрес", для последующего представления в орган социальной защиты населения. Военный комиссариат ФИО3"адрес" отказал истцу в выдаче справки. Свой отказ Военный комиссариат ФИО3"адрес" мотивировал тем, что отсутствуют законные основания для выдачи справки, поскольку согласно копии паспорта указанный жилой дом является многоквартирным домом, кроме того, по данному адресу зарегистрированы граждане, которые не являются истцу родственниками.
ФИО2 не согласна с принятым отказом, полагает, что как вдова умершего военнослужащего имеет право на получение средств, выделяемых из федерального бюджета, на проведение ремонта жилого дома и считает действия Военного комиссариата ФИО3"адрес", выраженные в отказе в выдачи справки на получение средств федерального бюджета на проведение ремонта частного дома, незаконными.
Истец указала, что дом, в котором она проживает, не является многоквартирным жилым домом. Спорное помещение является частью жилого дома, дом разделен на два помещения, которые имеют два отдельных выхода, в доме отсутствует общее имущество, дом имеет отдельные прилегающие территории, что подтверждается техническим паспортом. Согласно ситуационному плану дом является индивидуальной жилой постройкой с приусадебными участками, он расположен на земельном участке с разрешенным использованием под индивидуальный жилой дом. Содержание жилого дома осуществляется исключительно его собственниками, управляющая организация в содержании жилого дома не участвует. Относительно номера квартиры указанного в паспорте и выписки из домовой (поквартирной) истец поясняет, что данный адрес является почтовым и необходим для удобства лиц проживающих и регистрированных в данном жилом доме.
На основании изложенного ФИО2 просила суд признать отказ Военного комиссариата ФИО3"адрес" от ДД.ММ.ГГГГN/П/1718 в выдаче ей справки о праве гражданина как члена семьи военнослужащего, потерявшего кормильца, на получение средств на проведение ремонта незаконным; признать за истцом право на получение денежных средств из федерального бюджета на проведение ремонта индивидуального жилого дома по адресу: "адрес"; обязать Военный комиссариат ФИО3"адрес" выдать ей справку о праве члена семьи военнослужащего, потерявшего кормильца, на получение средств на проведение ремонта жилого дома расположенного по адресу: "адрес".
Истец в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, воспользовалась своим правом на ведение дела в суде через представителя в соответствии со ст. 48 ГПК РФ.
Решением ФИО3 районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:
Признать отказ Военного комиссариата ФИО3"адрес" от ДД.ММ.ГГГГN/П/1718 в выдаче справки ФИО2 о праве гражданина как члена семьи военнослужащего, потерявшего кормильца, на получение средств на проведение ремонта незаконным.
Признать за ФИО2 как за членом семьи военнослужащего, потерявшим кормильца, право на получение денежных средств из федерального бюджета на проведение ремонта индивидуального жилого дома по адресу: "адрес".
Обязать Военный комиссариат ФИО3"адрес" выдать ФИО2 справку о праве члена семьи военнослужащего, потерявшего кормильца, на получение средств на проведение ремонта жилого дома расположенного по адресу: "адрес".
В иске ФИО2 к Военному комиссариату ФИО3"адрес" по Сормовскому и "адрес" о признании права члена семьи военнослужащего, потерявшего кормильца, на получение денежных средств из федерального бюджета на проведение ремонта индивидуального жилого дома отказать.
В апелляционной жалобе Военного комиссариата ФИО3"адрес" поставлен вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения исковых требований ФИО2 Заявитель жалобы выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", является индивидуальным жилым домом. Полагает, что исходя из имеющихся данных, спорный дом следует считать многоквартирным.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам ФИО3 областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Военного комиссариата ФИО3"адрес"ФИО9 требования жалобы поддержала.
ФИО10, также представляющий интересы ФИО2 просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции иные участники процесса не явились, не представили доказательств уважительности причин своего отсутствия, равно как и ходатайств об отложении судебного заседания, извещались надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания путем направления судебных извещений, кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте ФИО3 областного суда www.oblsudnn-nnov.sudrf.ru и www.oblsudnn.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 327, частями 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Согласно ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснением Пленума Верховного Суда РФ, данного в постановлении от ДД.ММ.ГГГГN "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" члены семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, имеют право на получение денежных компенсаций расходов на оплату ремонта принадлежащего им индивидуального жилого дома.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN утверждены "Правила обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца".
Согласно п. 2 Правил право на получение средств, выделяемых из федерального бюджета на проведение ремонта жилых домов, имеют члены семей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел. К членам семей относятся вдовы (п. 3 Правил).
В соответствии с пунктом 8 Правил члены семьи или лицо, уполномоченное ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, для получения средств на проведение ремонта представляют в орган социальной защиты населения, расположенный по месту постоянного проживания членов семьи, пакет документов, в числе которых должна быть справка о праве гражданина как члена семьи военнослужащего, потерявшего кормильца, на получение средств на проведение ремонта по форме согласно приложению N к Правилам, правоустанавливающие документы на жилой дом, права на который не зарегистрированы в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 11 Правил органы социальной защиты населения регистрируют справки о праве гражданина как члена семьи военнослужащего, потерявшего кормильца, на получение средств на проведение ремонта; определяют размер средств на проведение ремонта, подлежащих выплате членам семей; принимают решение о выделении членам семей средств на проведение ремонта.
Согласно п. 1 Правил их действие не распространяется на граждан, проживающих в жилых домах государственного и муниципального жилищных фондов, а также в жилых помещениях, находящихся в собственности граждан и расположенных в многоквартирных домах.
Из буквального толкования приведенных правовых норм следует, что правом на получение средств на проведение ремонта имеют вдовы погибших военнослужащих, которые проживают в помещениях, принадлежащих им на праве собственности и не расположенных в многоквартирных домах.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО2 является вдовой умершего военнослужащего ФИО1.
Согласно выписке из домовой книги N от ДД.ММ.ГГГГФИО2 зарегистрирована по адресу: "адрес". Вместе с ней по указанному адресу зарегистрированы сын ФИО10 и внук ФИО11 (л.д. 16).
В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права ФИО2 принадлежат на праве собственности 45/79 доли в праве собственности на земельный участок и жилой дом, расположенные по вышеуказанному адресу (л.д. 10, 11).
Вторым собственником указанного жилого дома является ФИО12, который вместе со своей семьей также зарегистрирован и проживает в спорном жилом доме (л.д. 35).
В соответствии с Правилами обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN, ФИО2 обратилась в Военный комиссариат ФИО3"адрес" по Сормовскому и "адрес"м "адрес" с заявлением о выдаче справки на получение средств федерального бюджета на проведение ремонта частного дома расположенного по адресу: "адрес", для последующего представления в орган социальной защиты населения.
Военный комиссариат ФИО3"адрес" отказал истцу в выдаче справки в связи с тем, что указанный жилой дом является многоквартирным домом (л.д. 9).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО2 о признании незаконным отказа Военного комиссариата ФИО3"адрес" в выдаче ФИО2 справки о праве на получение денежных средств на проведение ремонта жилого дома по адресу: "адрес", о признании за ФИО2 права на получение денежных средств из федерального бюджета на проведение ремонта жилого дома, об обязании Военного комиссариата ФИО3"адрес" выдать ФИО2 справку о праве на получение средств на проведение ремонта жилого дома, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что принадлежащее истцу жилое помещение не относится к помещению, на которые не распространяются Правила обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов ... , утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN, поскольку принадлежащее истцу помещение является самостоятельным объектом жилищных правоотношений наравне с жилым домом и не может быть отнесено к помещениям, находящимся в многоквартирном доме.
Выводы суда мотивированы, основаны на совокупности исследованных в процессе рассмотрения дела доказательств, которым дана надлежащая оценка. Судебная коллегия не находит оснований для признания выводов суда неправильными.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО2 исковых требований, поскольку жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", не является индивидуальным жилым домом; исходя из имеющихся данных, спорный дом следует считать многоквартирным.
Указанные доводы отклоняются по следующим мотивам.
Согласно ч. 1 статьи 16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
В силу ч. 1 ст. 16 ФЗ РФ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Жилищного кодекса РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГN, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования. Кроме того, подразумевается, что многоквартирный дом имеет общее имущество помещений общего пользования, в том числе, собственников помещений в таком доме.
Специфическим признаком многоквартирного дома, отличающим его от индивидуального дома является то, что единый комплекс недвижимого имущества многоквартирного дома состоит из отдельных частей - помещений, предназначенных для жилых и нежилых целей, которые могут находиться в собственности граждан, юридических лиц, Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований. Другие части этого комплекса (общее имущество) находятся в общей долевой собственности собственников указанных выше помещений.
Таким образом, многоквартирный дом как комплексный объект состоит из: а) жилых помещений, б) нежилых помещений, в) помещений, предназначенных для обслуживания жилых и нежилых помещений и доступа к ним, тесно связанных с ними предназначением и следующих юридической судьбе жилых и нежилых помещений. Жилые и нежилые помещения могут находиться в индивидуальной собственности любых субъектов права собственности независимо от ее формы, а вспомогательное имущество - только в общей долевой собственности указанных субъектов.
Основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
Общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме являются те части дома, которые имеют вспомогательное, обслуживающее значение и не являются объектами индивидуальной собственности. Примерный перечень объектов общего имущества установлен в ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации собственники квартир в многоквартирном доме избирают определенный способ управления многоквартирным домом, одним из которых является непосредственное управление домом, предполагающее, несмотря на самостоятельность собственников квартир в заключении договоров на оказание коммунальных услуг, принятие решений общего собрания для последующего заключения договора оказания услуг по содержанию и (или) ремонту общего имущества в доме.
Таким образом, отличительными признаками многоквартирного дома от индивидуального жилого дома являются наличие общего имущества, требующего содержания третьим лицом. Кроме того, квалифицирующим признаком жилого дома, поименованным в Жилищном кодексе РФ в качестве характерного свойства, по которому объект недвижимости приобретает статус именно жилого дома, является наличие в нем комнат (а не квартир).
Согласно п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Как усматривается из материалов дела, принадлежащее истцу на праве собственности жилое помещение является частью жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
Согласно имеющему в материалах дела свидетельству о государственной регистрации права, указанное жилое помещение зарегистрировано как объект права в качестве доли жилого дома (л.д. 11).
Принадлежащее истцу жилое помещение расположено на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0020138:50, с разрешенным использованием: под индивидуальный жилой дом (л.д. 10).
Согласно техническому паспорту на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", этот дом является объектом индивидуального жилищного строительства (л.д. 12-14).
В соответствии с поэтажным планом спорный жилой дом разделен на два помещения, состоящих из нескольких комнат (л.д. 13).
Вместе с тем, по смыслу вышеприведенных норм права помещения по спорному адресу не могут быть признаны обособленными объектами, а дом - многоквартирным. Любой объект недвижимого имущества должен обладать определенными индивидуализирующими признаками, подтверждаемыми данными кадастрового или технического учета.
Однако действующим законодательством не предусмотрено описание и учет доли жилого дома как самостоятельного объекта недвижимого имущества, равно как и не предусмотрена возможность одновременного существования в отношении одного и того же объекта недвижимости различных правовых статусов его частей.
Таким образом, составные части объекта недвижимости должны объединяться видовыми признаками и обладать равнозначным правовым статусом. Иными словами, не предусмотрен законом и является недопустимым одновременный кадастровый и технический учет и квартир, и частей жилого дома в отношении одного здания.
Наличие отдельных входов в помещения жилого дома и их обособленность не свидетельствует о том, что жилой дом является многоквартирным.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что выводы суда о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 о признании незаконным отказа Военного комиссариата ФИО3"адрес" в выдаче ФИО2 справки о праве на получение денежных средств на проведение ремонта жилого дома по адресу: "адрес", о признании за ФИО2 права на получение денежных средств из федерального бюджета на проведение ремонта жилого дома, об обязании Военного комиссариата ФИО3"адрес" выдать ФИО2 справку о праве на получение средств на проведение ремонта жилого дома, являются законными и обоснованными.
В остальной части решение суда не обжалуется, в связи с чем в силу принципа диспозитивности не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не представлено и в материалах гражданского дела не имеется.
Решение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ, основания к отмене решения суда, установленные ст. 330 ГПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение ФИО3 районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата ФИО3"адрес" - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.