Судья Верховного Суда Чувашской Республики Краснова Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу управляющего Операционным офисом в г.Чебоксары Филиала ПАО Банк "Югра" в г.Самаре Паймулкина Р.Г. на постановление заместителя министра юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23 мая 2017 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 18 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.27 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" в отношении должностного лица - управляющего Операционным офисом в г.Чебоксары Филиала ПАО Банк "Югра" в г.Самаре Паймулкина Р.Г.
установил:
постановлением заместителя министра юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23 мая 2017 года должностное лицо- управляющий Операционным офисом в г.Чебоксары Филиала ПАО Банк "Югра" в г.Самаре Паймулкин Р.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 27 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 18 июля 2017 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, управляющий Операционным офисом в г.Чебоксары Филиала ПАО Банк "Югра" в г.Самаре Паймулкин Р.Г. просит об отмене постановления заместителя министра юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23 мая 2017 года и решения судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 18 июля 2017 года, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, выслушав объяснения заявителя, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела, 25 апреля 2017 года в ходе выездной проверки использования государственного имущества, являющегося государственной собственностью Чувашской Республики, предоставленного на праве хозяйственного ведения ГУП Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, по адресу: "адрес" было установлено, что на первом этаже в фойе административно-бытового корпуса (лит А2) на площади 2 кв.м. расположен банкомат, принадлежащий ПАО Банк "ЮГРА" (ОГРН 1028600001770, ИНН 8605000586). На запрос о предоставлении документов, на основании которых используется площадь указанного помещения для установки данного оборудования, предоставлен договор на установку банкомата N 17/1-5 от 01 июля 2015 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении управляющего Операционным офисом в г.Чебоксары Филиала ПАО Банк "Югра" в г.Самаре Паймулкина Р.Г. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 27 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", и вынесения постановления о привлечении управляющего Операционным офисом в г.Чебоксары Филиала ПАО Банк "Югра" в г.Самаре Паймулкиным Р.Г. к административной ответственности по ч.2 ст. 27 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 27 Закона ЧР от 23.07.2003 N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" использование объекта нежилого фонда, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики, без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Под использованием объекта нежилого фонда, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики без надлежаще оформленных документов следует понимать использование указанного объекта недвижимости при отсутствии надлежаще оформленных документов, обязанность по оформлению которых лежит на лице, использующем объект нежилого фонда.
В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В соответствии с п. 2 ст. 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Как следует из материалов дела, ГУП Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики на праве хозяйственного ведения принадлежит объект нежилого фонда- гараж на 200 автобусов (литеры А, А1,А2, а1): назначение -нежилое, площадь 18614,7 кв.м., инвентарный номер 4066, по адресу: "адрес".
01 июля 2015 года между Банком и ГУП Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики заключен договор N 17/1-Б на установку банкомата, предметом которого является установка и обслуживание ПАО Банк "Югра" банкомата на территории объекта ГУП Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики по адресу: "адрес".
Кроме того, 01 августа 2015 года между Банком и ГУП Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики заключен договор N 07080010 на предоставление услуг с использованием банковских карт в рамках зарплатного проекта, предметом которого является перечисление ГУП Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики в Банк денежных средств, предназначенных для выплаты работникам учреждения причитающейся им заработной платы, выплат социального характера и приравненных к ним платежей.
Согласно указанному договору Банк обязуется открыть работникам учреждения банковские счета (картсчета), выпустить и выдать банковские карты, осуществить зачисление денежных средств на картсчета, а также предоставить комплекс услуг по обслуживанию картсчетов и карт работников учреждения.
Использование объекта нежилого фонда (факт нахождения принадлежащего Банку оборудования в помещении ГУП Чувашской Республики "Чувашавтотранс"), находящегося в государственной собственности Чувашской Республики без надлежаще оформленных документов свидетельствует об использовании указанного объекта недвижимости при отсутствии надлежаще оформленных документов, что образует в действиях должностного лица Паймулкина Р.Г. событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 27 Закона ЧР от 23.07.2003 N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Между тем, неполное выяснение существенных для данного дела обстоятельств и невыполнение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о создании судом необходимых условий для справедливого разбирательства дела и реализации лицом, в отношении которого ведется производство по делу, права на защиту, повлекло нарушение этого права лица, в отношении которого ведется производство по делу.
По смыслу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Системный анализ положений ст. 25.4 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен 27 апреля 2017 г. в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При этом согласно материалам дела о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. ст.27 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не извещено.
Извещение начальника отдела банковских карт Операционного офиса в г. Чебоксары Филиала ПАО БАНК "ЮГРА" в г. Самаре Барышниковой Н.В. не может рассматриваться как извещение законного представителя Банка.
Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ.
Следовательно, в данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен, право заявителя на защиту в ходе производства по делу реализовано не было.
Надлежащей оценки судьи районного суда данное существенное нарушение процессуальных норм, установленных КоАП РФ, вопреки требованиям ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, не получило.
Несоблюдение должностным лицом, судьей районного суда требований ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ является существенным процессуальным нарушением, влекущим отмену состоявшихся по делу постановлений.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи районного суда подлежат отмене, а поскольку на момент рассмотрения жалобы в Верховном Суде Чувашской Республики истек предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя министра юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23 мая 2017 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 18 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.27 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" в отношении должностного лица - управляющего Операционным офисом в г.Чебоксары Филиала ПАО Банк "Югра" в г.Самаре Паймулкина Р.Г. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья Н.П. Краснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.