судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Репиной Е.В.,
судей Крючковой Н.П., Гордеевой Н.В.,
при секретаре Будановой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе административное дело по апелляционной жалобе администрации г. Кузнецка Пензенской области на решение Кузнецкого районного суда Пензенской области от 23 июня 2017 г., которым постановлено:
"Административное исковое заявление прокурора города Кузнецка Пензенской области - удовлетворить.
Обязать администрацию города Кузнецка Пензенской области в срок до 20.07.2017 ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную между улиц 2 и 3 Линия в городе Кузнецке Пензенской области",
заслушав доклад судьи Репиной Е.В., объяснения представителя административного ответчика администрации г.Кузнецка Пензенской области Яснова С.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, просившего об отмене решения суда, представителя административного истца прокуратуры г. Кузнецка Пензенской области - Емановой О.И., которая с жалобой не согласилась, указав на законность постановленного судом решения,
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Кузнецка Пензенской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Кузнецка Пензенской области, указывая, что 26.04.2017 в ходе проведения прокурорской проверки, было установлено, что в нарушении п.п. 1.1., 1.2, 2.1.1 СанПин 42-128-469088 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", в кустах между улицами 2-я и 3-я Линия в г. Кузнецке Пензенской области имеется несанкционированная свалка, где складируется различный бытовой мусор: полиэтиленовые бутылки и пакеты, битое стекло, пустые металлические банки и др. 26.04.2017 в адрес главы администрации г.Кузнецка Пензенской области прокурором г.Кузнецка Пензенской области внесено представление об устранении нарушений. 26.05.2017 администрацией города Кузнецка Пензенской области прокурору был дан ответ, что данная свалка будет убрана до 31.07.2017. Вместе с тем, указанный срок не отвечает требованиям разумности, наличие свалки угрожает жизни и здоровью граждан, проживающих на прилегающих улицах, а также наносит вред окружающей среде, в том числе, в связи с неконтролируемым распространением твердых бытовых отходов ввиду обильных осадков на территории ниже расположенных домовладений, а также реки Труев в г.Кузнецке Пензенской области. Наличие несанкционированной свалки на территории г.Кузнецка Пензенской области свидетельствует о бездействии органов местного самоуправления города Кузнецка Пензенской области, создает угрозу наступления негативных последствий для окружающей среды, угрозу жизни и здоров людей, нарушает права жителей города.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор г.Кузнецка Пензенской области просил суд признать незаконным бездействие администрации города Кузнецка Пензенской области и обязать ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления в кратчайшие сроки.
Кузнецкий районный суд Пензенской области постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация г. Кузнецка Пензенской области просит отменить решение суда, указывая на его незаконность. В обоснование доводов ссылается на то обстоятельство, что с 01.01.2016 полномочие по организации сбора, транспортированию, обработке, утилизации обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов является полномочием субъекта РФ, в связи с вступлением в силу изменений в ст. 6 и 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, исходя из следующего.
Статья 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает право прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Аналогичные положения содержатся в ч. 3 ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", части 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также п. 25 ст. 3 Устава города Кузнецка Пензенской области.
Как следует из материалов дела, 26.04.2017 в ходе проведения прокуратурой города Кузнецка Пензенской области проверки, было установлено что в кустах между улицами 2-я и 3-я Линия в городе Кузнецке Пензенской области имеется несанкционированная свалка, где складируется различный бытовой мусор: полиэтиленовые бутылки и пакеты, битое стекло, пустые металлические банки и др.
Указанные обстоятельства подтверждены представленным суду Актом проверки с фототаблицей на 14 листах, составленным помощником прокурора города Кузнецка Пензенской области Абушахмановым Р.Р. и не отрицается представителем ответчика по делу.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд исходил из того, что указанная свалка является несанкционированной, то есть создана без разрешения федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами (не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии ее санитарным правилам), а также не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов, следовательно, она подлежит ликвидации. Бездействие администрации г. Кузнецка нарушает права и законные интересы граждан на благоприятную окружающую среду.
С таким выводом суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку он основан на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделан на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств, в совокупности с обстоятельствами настоящего дела по правилам статьи 84 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы администрации г. Кузнецка Пензенской области о том, что обязанности по ликвидации несанкционированных свалок должны быть возложены на регионального оператора - специализированную организацию, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку указанные положения закона на территории Пензенской области не реализованы. При этом в силу вышеуказанных норм законодательства об органах местного самоуправления и природоохранного законодательства организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения.
Поданная апелляционная жалоба не содержит каких-либо юридически значимых обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение правильность принятого судом решения, поскольку она не содержит ссылок на неисследованные судом обстоятельства, направлена на иную оценку доказательств по делу, что само по себе не может свидетельствовать о незаконности принятого судом решения.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия -
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кузнецкого районного суда Пензенской области от 23 июня 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Кузнецка Пензенской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.