Пензенский областной суд в составе
судьи Гордеевой Н.В.,
при секретаре Юнусовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пензенской области,
установил:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - МТУ Росимущества в республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области) обратилось в Пензенский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило отменить решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пензенской области (далее - Комиссия) от 19 июня 2017 г. N N (далее - решение от 19 июня 2017 г. N N) об определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, N в размере их рыночной стоимости - 15930000 руб. и 4380000 руб. соответственно.
Административный истец полагает, что указанное решение принято в нарушение пунктов 16 и 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 263, поскольку уведомление о дате и времени проведения заседания Комиссии по вопросу рассмотрения заявления Подложенова В.В. о пересмотре кадастровой стоимости спорных земельных участков административным истцом получено не было, а при отличии рыночной стоимости земельных участков от их кадастровой стоимости более чем на 30% Комиссии надлежало более тщательно проверить отчет об оценке и истребовать положительное экспертное заключение на него. В нарушение п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" арендатор недвижимого имущества не получил согласия собственника на пересмотр кадастровой стоимости земельных участков, следовательно, Подложенов В.В. не имел права на пересмотр кадастровой стоимости арендуемых земельных участков. Кроме того, в результате принятого решения федеральный бюджет существенно не дополучит доходы от аренды земельных участков.
В судебном заседании представитель административного истца МТУ Росимущества в республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области по доверенности от 02 июня 2017 г. - Забродин А.В. требования поддержал (с учётом уточнений), просил их удовлетворить, указав в качестве дополнительного основания к отмене оспариваемого решения на отсутствие у Подложенова В.В. права на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, поскольку арендные платежи по нему, согласно договора аренды, не исчисляются исходя из кадастровой стоимости.
Представитель административных ответчиков - комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и Управления Росреестра по Пензенской области Серикова В.В., действующая на основании доверенностей от 17 мая 2017 г. 24 октября 2017 г., просила в удовлетворении заявленных требований отказать по тем основаниям, что оспариваемое решение принято Комиссией в полномочном составе, при наличии кворума, с соблюдением всех требований, установленных Законом об оценочной деятельности и Порядком работы комиссии.
Представитель заинтересованного лица Подложенова В.В. по доверенности - Черный Т.А. (доверенность от 15 июня 2016 г.), поддержав позицию представителя административных ответчиков, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером N общей площадью 24 426 кв. м, и земельный участок с кадастровым номером N общей площадью 5 942 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения нежилых производственных зданий и сооружений и прилегающей к ним незастроенной территории, расположенных по адресу: "адрес", зарегистрировано за Российской Федерации (л.д. 248-250).
Арендатором указанных земельных участков является Подложенов В.В. на основании договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ, а также договора об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ б/н (л.д. 10-16, 65).
Кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 15 ноября 2013 г. N 850-пП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Пензенской области" по состоянию на 1 января 2012 г. и составила: с кадастровым номером N - 33547401, 18 руб., с кадастровым номером N - 8160921, 06 руб. (л.д. 55-56, 57-58).
Поскольку результаты определения кадастровой стоимости земельных участков затрагивают права Подложенова В.В., последний 06 июня 2017 г. обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, N, указав в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости - установление в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость, приложив документы, перечень которых соответствовал требованиям ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 02 июня 2016 г. N 172-ФЗ), в том числе, отчет от 18 апреля 2017 г. N N об оценке рыночной стоимости земельных участков, в соответствии с которым рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2012 г. составила: с кадастровым номером N - 15930000 руб., с кадастровым номером N - 4380000 руб. (л.д. 102-225).
Из содержания решения от 19 июня 2017 г. N следует, что отличие рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N от кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2012 г., составляет более 30%, а именно 52, 5 % (15930000 руб. - рыночная стоимость против 33547401, 18 руб. - кадастровая стоимость), а с кадастровым номером N - 46,3 % (8160921, 06 руб. - рыночная стоимость против 4380000 руб. - кадастровая стоимость), основанием для удовлетворения заявления Подложенова В.В. послужило соответствие оформления и содержания отчета об оценке требованиям ст. 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Заявление Подложенова В.В. было рассмотрено на заседании Комиссии 19 июня 2017 г. и решением N была определена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N и N в размере их рыночной стоимости равной 15930000 руб. и 4380000 руб. соответственно (л.д. 245-246).
На основании поступившего в ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области решения Комиссии от 19 июня 2017 г. N в государственный кадастр недвижимости 26 июня 2017 г. внесены сведения об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N.
МТУ Росимущества в республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области обратилось в суд с требованием об оспаривании указанного решения Комиссии, ссылаясь на допущенные Комиссией при рассмотрении заявления Подложенова В.В. нарушения положений законодательства об оценочной деятельности, а также нарушение прав и законных интересов Российской Федерации принятым решением.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из положений ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в соответствии с которой результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В соответствии с ч. 5 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам главы 22 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Часть 1 ст. 219 КАС РФ определяет, что если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что с заявлением об оспаривании решения Комиссии от 19 июня 2017 г. N МТУ Росимущества в республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области обратилось в суд в установленный ст. 219 КАС РФ срок, что лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.
Рассматривая требования об оспаривании решения от 19 июня 2017 г. N, суд исходит из положений Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 мая 2012 г. N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 г. N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" (далее - Порядок), в соответствии с которыми комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 г. N 457, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На основании приказа Росреестра от 24 октября 2012 г. N П/450 была создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пензенской области в составе 4 человек. Впоследствии в указанный приказ были внесены изменения на основании приказов Росреестра от 02 сентября 2016 г. N П/0431, от 17 октября 2016 N п/0498 и от 23 марта 2017 г. N П/0142 (л.д.254-261).
В состав Комиссии по состоянию на 19 июня 2017 г. (дату принятия оспариваемого решения) входило 4 человека.
В соответствии со ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности и п. 10 Порядка заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины её членов. В соответствии с п.12 Порядка решение комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии.
Из протокола от 19 июня 2017 г. N 12 следует, что в заседании Комиссии, на котором рассматривалось заявление Подложенова В.В. о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, из 4 -х членов Комиссии присутствовало 3 (75%). По итогам голосования Комиссией единогласно принято решение об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости равной - 15930000 руб., с кадастровым номером N в размере - 4380000 руб. (л.д. 243-244).
Таким образом, нарушений порядка создания и работы Комиссии, порядка проведения заседания и голосования
судом не установлено. Суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято Комиссией в полномочном составе, при наличии кворума.
Проверяя довод административного истца о ненадлежащем уведомлении МТУ Росимущества в республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области о дате рассмотрения заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, N суд установилследующее.
Согласно п. 16 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 263, секретарь комиссии в срок не более семи дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
Судом установлено, что приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19 декабря 2016 г. N 460 ТУ Росимущества в Республике Мордовия реорганизовано в форме присоединения к нему ТУ Росимущества в Республике Марий Эл, ТУ Росимущества в Чувашской Республике и ТУ Росимущества в Пензенской области и переименовано в Межрегиональное территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (л.д. 31-41).
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц датой прекращения деятельности ТУ Росимущества в Пензенской области является 30 июня 2017 г. (л.д. 26-30).
Из материалов дела следует, что заявление Подложенова В.В. о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков поступило в Комиссию 06 июня 2017 г. Уведомления о дате и времени рассмотрения указанного заявления в адрес на тот момент - ТУ Росимущества Пензенской области Комиссией не направлялось.
Доказательств, подтверждающих обратное, административными ответчиками суду не представлено.
Таким образом, собственник земельных участков был лишен возможности реализовать свое право на участие в заседании Комиссии, в связи с чем, оспариваемое решение нельзя признать законным.
В качестве основания для отмены решения Комиссии административный истец также ссылается на непредставление Подложеновым В.В. в Комиссию положительного экспертного заключения на отчет об оценке, в связи с чем Комиссия должна была отклонить заявление о пересмотре кадастровой стоимости, поскольку отличие рыночной стоимости от кадастровой составляет более 30%.
Данная позиция административного истца основана на положениях п. 20 Порядка создания и работы комиссии, которым предусмотрено, что если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, Комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, когда заявителем представлено положительное экспертное заключение, соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Между тем административным истцом не учтено, что Федеральным законом от 02 июня 2016 г. N 172 -ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" абз. 6 ч. 16 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, предусматривающий необходимость приложения к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости положительного экспертного заключения на бумажном носителе и в форме электронного документа в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, признан утратившим силу.
Следовательно, с даты вступления в силу указанного Федерального закона - 02 июня 2016 г. - положения п. 20 Порядка создания и работы комиссии в части необходимости представления положительного экспертного заключения, как вошедшие в противоречие с нормативным правовым актом большей юридической силы, применению не подлежат.
Поскольку необходимость представления экспертного заключения саморегулируемой организации оценщиков в целях пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в Комиссию со 02 июня 2016 г. отменена, в том числе и в случае если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на 30%, суд приходит к выводу о том, что представление Подложеновым В.В. при подаче заявления положительного экспертного заключения на отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков не требовалось, а у Комиссии при отсутствии данного положительного экспертного заключения и при условии, что содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствовало требованиям законодательства об оценочной деятельности, отсутствовали основания для отклонения заявления Подложенова В.В.
Довод административного истца о том, что заявление Подложенова В.В. не могло быть удовлетворено, поскольку арендатором не было получено предварительное согласие собственника на пересмотр кадастровой стоимости спорных земельных участков, а договором аренды такая возможность не предусмотрена, по мнению суда, основан на неверном толковании норм действующего законодательства поскольку, как разъяснено в абзаце 5 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Ссылка административного истца на абзац 6 указанного пункта постановления, в соответствии с которым, если арендная плата за пользование имуществом, находящимся в собственности граждан и (или) юридических лиц, рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости, арендатор вправе оспорить указанную стоимость, когда согласие собственника на такой пересмотр выражено в договоре либо в иной письменной форме, ошибочна.
Являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в государственной собственности, арендная плата за который исчисляется из кадастровой стоимости, Подложенов В.В. был вправе оспаривать кадастровую стоимость земельного участка независимо от согласия собственника на такой пересмотр.
Что касается утверждения административного истца об отсутствии у Подложенова В.В. права на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N по той причине, что договором аренды данного земельного участка не предусмотрено исчисление арендных платежей из кадастровой стоимости участка, суд исходит из того обстоятельства, что на указанном земельном участке находится принадлежащий Подложенову В.В. на праве собственности объект недвижимости, в связи с чем, исходя из положений п.1 ст. 39.20 ЗК РФ и разъяснений, данных в абз. 8 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", как лицо, имеющее исключительное право выкупа земельного участка Подложенов В.В. имел право на обращение с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Довод административного истца о том, что установленная кадастровая стоимость земельных участков в размере равном их рыночной стоимости существенно повлияет на поступление в федеральный бюджет доходов от передачи в аренду спорных земельных участков, также является необоснованным, поскольку право арендатора на пересмотр кадастровой стоимости объекта недвижимости прямо предусмотрено законом.
Поскольку при вынесении оспариваемого решения были нарушены нормативные положения Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 263, по надлежащему уведомлению собственника земельного участка с кадастровыми номерами N в результате чего административный истец был лишен права на участие в заседании Комиссии и приведение доводов, которые могут повлиять на принятие решения о пересмотре кадастровой стоимости спорных земельных участков, суд приходит к выводу о том, что в соответствии со ст. 227 КАС РФ имеются все основания для удовлетворения требований МТУ Росимущества в республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области о признании незаконным решения Комиссии от 19 июня 2017 г. N.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз.4 п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае удовлетворения заявления об оспаривании решения Комиссии об определении кадастровой стоимости в размере рыночной резолютивная часть решения суда также должна содержать указание на исключение установленной Комиссией кадастровой стоимости из сведений государственного кадастра недвижимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пензенской области от 19 июня 2017 г. N удовлетворить.
Решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пензенской области от 19 июня 2017 г. N об удовлетворении заявления Подложенова В.В. об установлении кадастровой стоимости арендуемых им земельных участков категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения нежилых производственных зданий и сооружений и прилегающей к ним незастроенной территории, расположенных по адресу: "адрес", а именно:
с кадастровым номером N общей площадью 5 942 кв. м, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2012 г. в сумме 4380000 рублей;
с кадастровым номером N общей площадью 24426 кв. м, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2012 г. в сумме 15930000 рублей
отменить и обязать Комиссию устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения ранее поданного Подложеновым В.В. заявления.
Исключить из сведений государственного кадастра недвижимости установленную решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пензенской области от 19 июня 2017 г. N кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в сумме 15930000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в сумме 4380 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пензенского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 16 октября 2017 года.
Судья Н.В. Гордеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.