Ставропольский краевой суд в составе :
председательствующего судьи Задорневой Н.П.,
при секретаре судебного заседания Габриеляне М.Г.,
с участием представителя административного истца - Кузьминова О.И.,.
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Гиперстрой" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости
установил:
ООО "Гиперстрой" (Общество) обратилось в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков : с кадастровым номером N расположенного по адресу : "адрес" в размере равном его рыночной стоимости - "данные изъяты" рублей по состоянию на 01.01.2015 и с кадастровым номером N, расположенного по адресу : Ставропольский край, город Ставрополь, проспект Кулакова, 18Б, в размере его рыночной стоимости - "данные изъяты" рублей по состоянию на 01.01.2015.
В обоснование заявленных требований ООО "Гиперстрой" сослалось на то, что на основании договора аренды от 15.03.2007 N 5625 администрацией города Ставрополя административному истцу представлен в аренду земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу : "адрес" На данном земельном участке расположен объект незавершенного строительства - административно-производственное здание, назначение : нежилое здание, площадью 618 кв.м., 9% готовности, принадлежащее Обществу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N от 16.10.2009, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации по Ставропольскому краю. Срок указанного договора аренды истек 30.10.2009. Административный истец имеет право на приобретение такого земельного участка в аренду без торгов сроком на 3 года однократно для завершения строительства. Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка вправе оспорить его кадастровую стоимость.
На основании договора аренды от 19.08.2013 N 2412 администрация города Ставрополя передала в аренду ООО "Гиперстрой" и ОАО "Автоприцеп-КАМАЗ" земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, площадью 46 441 кв.м, расположенный по адресу : "адрес" Срок вышеуказанного договора аренды истекает 10.06.2023 года.
В соответствии с пунктом 3 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки находящиеся в собственности муниципального образования города Ставрополя, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 19.04.2016 N 825, размер арендной платы за использование земельного участка устанавливается в процентах от кадастровой стоимости земельного участка.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 N 1380 "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском края" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае.
Согласно кадастровых справок, выданных филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю кадастровой стоимость указанных земельных участков составила :
- с кадастровым номером N в размере - "данные изъяты" рублей по состоянию на 01.01.2015;
- с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рублей.
По смыслу положений статей 65, 66 Земельного Кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость по своей природе является рыночной стоимостью. Однако особенности определения кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки, не обеспечивает ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
Считая кадастровую стоимость земельного участка завышенной, административный истец обратился к независимому оценщику, из отчета которого за N КС 403/2016 от 08.11.2016 об определении рыночной стоимости земельных участков следует, что рыночная стоимость земельных участков составляет :
с кадастровым номером N - "данные изъяты" рублей по состоянию на 01.01.2015;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" рублей по состоянию на 01.01.2015.
На данный отчет об оценке получено положительное экспертное заключение "данные изъяты"" N 6707 от 30.11.2016. Определенная в отчете стоимость объектов оценки подтверждена.
Взыскание арендной платы не на основе соответствующей действительности стоимости объекта недвижимости, ведет к нарушению прав административного истца, поскольку в таком случае Общество вынуждено платить арендную плату в завышенном размере.
Согласно ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица вправе обратиться в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Гиперстрой" - Кузьминов О.И. поддержал заявленные в иске требования, уточнил их и просил установить кадастровую стоимость земельных участков в соответствии с выводами проведенной по делу судебной оценочной экспертизы:
- с кадастровым номером N в размере - "данные изъяты" рублей по состоянию на 01.01.2015;
- с кадастровым номером N в размере - "данные изъяты" рублей по состоянию на 01.01.2015.
Представитель заинтересованного лица - комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя - Коплик О.В. с заявленными в административном иске требованиями не согласилась, полагала их не подлежащими удовлетворению, поскольку оснований к снижению кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в аренде у административного истца, не имеется. В иске просила отказать.
В судебное заседание не явились представители : административных ответчиков - Министерства имущественных отношений Ставропольского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, заинтересованного лица - администрации города Ставрополя.
В письменных возражениях на административное исковое заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю данный административный ответчик ссылается на отсутствие оснований к снижению кадастровой стоимости указанных в административном иске земельных участков, просит рассмотреть настоящий административный иск в отсутствие представителя Управления.
В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд , с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание представителей административных ответчиков, заинтересованного лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости в размере, указанном в заключение судебной оценочной экспертизы по следующим основаниям.
В силу статьи 65 Земельного Кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с подпунктами 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 1 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Положениями статьи 24.18 Федерального Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В настоящее время определение кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.02.2007 года N 39 (в редакции Приказа Минэкономразвития РФ от 11.01.2011 N 3).
Пункт 3 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Из материалов данного административного дела следует, что результаты определения кадастровой стоимости указанных в иске земельных участков затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку за находящиеся у него в аренде земельные участки арендные платежи рассчитываются исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
Суд находит, что обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением в полной мере согласуется с вышеприведенными положениями статьи 24.18 ФЗ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Из материалов административного дела следует, что 15.03.2007 между административным истцом - ООО "Гиперстрой" и комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя заключен договор N 5625 аренды земельного участка в границах земель города Ставрополя, с кадастровым номером N расположенного по адресу : "адрес", для проектирования и строительства объектов производственного назначения. На указанном земельном участке имеются инженерные коммуникации СМУП "Горэлектросеть", объекты недвижимости отсутствуют. Срок аренды установлен с 31.10.2006 по 30.10.2009. Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 09.10.2007 (том 1 л.д. 57-65).
На основании указанного договора аренды земельного участка, проекта и разрешения на строительство, кадастрового паспорта объекта незавершенного строительства в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 16.10.2009 зарегистрировано права собственности ООО "Гиперстрой" на объект незавершенного строительства - административно-производственное здание, 9% застройки, площадью 618 кв.м., расположенный в "адрес" (том 1 л.д. 45).
Из кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером N следует, что разрешенное использование данного земельного участка - для проектирования и строительства места размещения объектов производственного назначения, площадь земельного участка : 102003+/-112 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов (том 1 л.д. 43-44).
В соответствии с кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19.10.2016, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составила - 224153632,56 рублей по состоянию на 01.01.2015 (том 1 л.д. 38).
На основании постановления администрации города Ставрополя от 11.06.2013 N 1821 (том 1 л.д. 55) заключен договор аренды от 19.08.2013 N 2412 комитетом по управлению муниципальными имуществом города Ставрополя (арендодатель) с ООО "Гиперстрой" и ОАО "Автоприцеп-КАМАЗ" (арендаторы), в соответствии с которым предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером N расположенный по адресу : "адрес", под предприятиями специализированной торговли, магазинами розничной торговли. Срок договора аренды определен с 11.06.2013 по 10.06.2023 года. На земельном участке имеются каменные нежилые строения, инженерные коммуникации (том 1 л.д. 46-56).
Из кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером N следует, что разрешенное использование данного земельного участка - под предприятиями специализированной торговли, магазинами розничной торговли, площадь земельного участка : 46441+/-75 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, 3729 кв.м. данного земельного участка обременены публичным сервитутом в пользу МУП "Водоканал" (том 1 л.д. 39-42).
В соответствии с кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 18.10.2016, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составила - "данные изъяты" рублей по состоянию на 01.01.2015 (том 1 л.д. 37).
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства РФ при разрешении дел об оспаривании кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение на такой отчет.
Согласно положениям статьи 12 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном заседании не установлено иное.
Оспаривая установленную кадастровую стоимость земельных участков, указанных в иске, ООО "Гиперстрой" представило отчет об оценке N КС 403/2016 от 08.11.2016 об определении рыночной стоимости земельных участков, выполненного "данные изъяты" в соответствии с которым рыночная стоимость объектов недвижимости земельных участков, заявленных в административном иске составила :
- с кадастровым номером N, категория земель : земли населенных пунктов, разрешенное использование : для проектирования и строительства места размещения объектов производственного назначения, расположенного по адресу : "адрес" - "данные изъяты" рублей;
- с кадастровым номером 26:12:010201:14, категория земель : земли населенных пунктов, разрешенное использование : под предприятиями специализированной торговли, магазинами розничной торговли, расположенного по адресу : "адрес", в квартале 606 - "данные изъяты" рублей по состоянию на 01.01.2015 (том 1 л.д. 69-191).
На данный отчет об оценке получено положительное экспертное заключение "данные изъяты" N 6607 от 30.11.2016, согласно которому расчет рыночной стоимости объекта оценки соответствует федеральному закону об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки (том 1 л.д. 192- 216).
Судом установлено, что административный истец 02.12.2016 обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением о пересмотре определения результатов определения кадастровой стоимости указанных земельных участков. Решением комиссии от 22.12.2016 заявление административного истца отклонено.
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю, проанализировав представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости N КС 403/2016 от 08.11.2016 земельных участков с кадастровыми номерами N указала на недостатки в оформлении и содержании данного отчета, не соответствие его требованиям действующего оценочного законодательства.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статья 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости.
В связи с изложенным, а также в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу, по ходатайству административного истца определением Ставропольского краевого суда от 01.06.2017 назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено "данные изъяты"
Согласно заключению судебной экспертизы N О/038/17 от 10.07.2017 рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2015 составила:
- с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 102003 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для проектирования и строительства места размещения объектов производственного назначения, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: "адрес" - "данные изъяты" рублей;
- с кадастровым номером N площадью 46441 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, разрешенное использование - под предприятиями специализированной торговли, магазинами розничной торговли, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес" - "данные изъяты" рублей (том 2 л.д. 2-71).
Согласно части 13 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства РФ на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом. Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Заключение эксперта оценивается судом в совокупности с другими доказательствами по делу (п. 8 ст. 82 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Из материалов дела следует, что заключение оценочной экспертизы подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям указанного Федерального Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Из экспертного заключения следует, что осмотр объектов исследования экспертом не производился, идентификация объектов проведена по материалам административного дела, при использовании публичной спутниковой карты, публичных данных федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. При определении рыночной стоимости объекта исследования экспертом применен один подход - сравнительный (метод прямого сравнения продаж). При исследовании подробно описаны объекты исследования, их количественные и качественные характеристики.
Экспертом в заключении дан анализ рынка объектов исследования, фактических данных о ценах предложений к продаже земельных участков временного диапазона : с 01.01.2014 по 01.01.2015, определен сегмент рынка, к которому принадлежат исследуемые объекты недвижимости - "земли коммерческой недвижимости" и "земли под производство", проведен анализ фактических данных о ценах сделок с объектами недвижимости из сегмента рынка оцениваемых объектов, произведена выборка и сравнительный анализ объектов исследования с другими объектами недвижимости, которые представлены на рынке по продаже земельных участков, осуществлен подбор и описание объектов-аналогов.
Экспертом произведен расчет рыночной стоимости указанных земельных участков в рамках сравнительного подхода. В качестве объектов-аналогов для оценки земельного участка с кадастровым номером N выбраны 4 объекта-аналога, расположенные по улице 1 и 2 Промышленная и по проспекту Кулакова в северо-западном районе города Ставрополя, в сегменте рынка "под производство". Все земельные участки находятся в аренде, как и оцениваемый объект, имеют хорошую транспортную доступность, возможность подключения к коммуникациям. За единицу сравнения выбран 1 квадратный метр.
Из таблицы 9. Определение рыночной стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N следует, что корректировки значений единиц сравнения для объектов-аналогов произведены экспертом по виду передаваемых имущественных прав, на условия рынка, физические характеристики, поскольку отобранные объекты-аналоги не совпадают по всем элементам сравнения с объектом оценки. Применение корректировок, как и отказ от применения корректировок экспертом мотивирован в заключении. Стоимость 1 кв.м. выведена в размере - 1145,41 руб.
В качестве объектов-аналогов для оценки земельного участка с кадастровым номером N экспертом подобраны 3 объекта-аналога, расположенные по проспекту Кулакова, как и оцениваемый объект, в сегменте рынка "коммерческое назначение". Все земельные участки находятся в собственности, имеют хорошую транспортную доступность, возможность подключения к коммуникациям. За единицу сравнения выбран 1 квадратный метр.
Из таблицы 10. Определение рыночной стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N следует, что корректировки значений единиц сравнения для объектов-аналогов произведены экспертом по виду передаваемых имущественных прав, на условия рынка, физические характеристики, поскольку отобранные объекты-аналоги не совпадают по всем элементам сравнения с объектом оценки. Применение корректировок, как и отказ от применения корректировок экспертом мотивирован в заключении. Стоимость 1 кв.м. выведена в размере - "данные изъяты" руб.
Проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости оцениваемых земельных участков, с учетом их местоположения, целевого использования.
Доводы представителя заинтересованного лица - комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя Коплик О.В. о несогласии с экспертным заключением, по мнению суда, являются несостоятельными, поскольку не основаны на нормах оценочного законодательства.
Так в соответствии с Федеральными стандартами оценки N 1, утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от 20.05.2015 N 297, оценщик самостоятельно определяет необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 24). Федеральные стандарты оценки NN 1, 2, 3, 4, 7, утвержденные приказами Министерства экономического развития РФ не содержат положений, указывающих на количество объектов-аналогов, необходимых для производства расчета рыночной стоимости объектов недвижимости.
Поскольку противоречия в выводах эксперта или заинтересованность эксперта в исходе рассматриваемого спора отсутствует, оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы не имеется. Выводы, содержащиеся в отчете N КС 403/2016 от 08.11.2016 об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N опровергается заключением судебной оценочной экспертизы.
Содержание заключения эксперта свидетельствует о том, что вывод эксперта о рыночной стоимости земельных участков, находящихся в аренде у административного истца, не является произвольным; при оценке объекта эксперт в полной мере придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами; заключение эксперта базируется на достоверных сведениях об объекте оценки; описание технических характеристик объекта оценки выполнено на основании материалов административного дела, публичной кадастровой карты, публичных данных ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации и картографии" по Ставропольскому краю, произведенные на основе сравнительного подхода, методом сравнения продаж, объективно отражают рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 1 января 2015 года; оценка произведена на основе анализа рынка земельных участков, с учетом ценообразующих факторов с применением корректировок по всем значимым группам элементов сравнения.
При разрешении настоящего дела заинтересованное лицо возражало в удовлетворении заявленных требований, однако вопреки обязанности доказать размер другой величины рыночной стоимости заявленных в иске земельных участков, а также иные обстоятельства, подтверждающие доводы о том, что рыночная стоимость спорных земельных участков является иной, чем отражено в заключении судебной оценочной экспертизы, лицами, участвующими в деле, суду не представлено. Ходатайств о проведении повторной оценочной экспертизы, а также оснований к ее назначению лицами, участвующими в деле, не заявлялось и не озвучивалось.
Возражения представителя заинтересованного лица в установлении кадастровой стоимости оцениваемого земельного участка в размере рыночной со ссылкой на отсутствие оснований к изменению кадастровой стоимости оцениваемого земельного участка, а также необходимости отказа в иске по этим основаниям, не могут быть приняты судом во внимание в связи со следующим.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 3 статьи 66 названного Кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 24.18 приведенного Федерального закона предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если затрагивают права и обязанности этих лиц.
Поэтому обращение Общества в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с указанными положениями Земельного Кодекса РФ и Федерального закона "Об оценочной деятельности", в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения и исчисления размера арендной платы государственную кадастровую оценку земельного участка, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости. При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости федеральный законодатель указывает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Без установления данных о том, какова же действительная рыночная стоимость земельных участков заявителя, суд не вправе отказать в установлении рыночной стоимости заявленного в иске недвижимого имущества.
По изложенным основаниям являются несостоятельными и не подлежат удовлетворению доводы возражений административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об отсутствии оснований к определению кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, поскольку правовых оснований к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка административного истца не имеется и решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости Обществу отказано.
С учетом изложенного подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами - 26:12:010201:100 и N в размере их рыночной стоимости, установленной в заключении судебной оценочной экспертизы.
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Общества с ограниченной ответственностью "Гиперстрой" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером N, площадью 102 003 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, разрешенное использование - для проектирования и строительства места размещения объектов производственного назначения, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира : "адрес" в размере его рыночной стоимости - "данные изъяты" рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 46 441 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, разрешенное использование - под предприятиями специализированной торговли, магазинами розничной торговли, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира : "адрес", в размере его рыночной стоимости - "данные изъяты" рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами - N и N
Датой подачи заявления об изменении кадастровой стоимости считать - 02 декабря 2016 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда.
Судья краевого суда Задорнева Н.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.