Судья Ставропольского краевого суда Товчигречко М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края по доверенности Джалилова Д.В. на решение судьи Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 21 июля 2017 года,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Секацкой Г.С. N17-0/Ф-27/12 от 11 мая 2017 года юридическое лицо - администрация Кочубеевского муниципального района Ставропольского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 21 июля 2017 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе представитель администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края по доверенности Джалилов Д.В. просит решение судьи отменить. По мнению представителя, оно вынесено по не полностью выясненным обстоятельствам дела и с нарушением административного законодательства.
Возражений на жалобу не поступало.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края по доверенности Джалилова Д.В., поддержавшего доводы жалобы и просившего об отмене решения судьи, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в противоправном действии или бездействии, связанных с нарушением статей 39, 44, 56, 60 Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов в области экологической безопасности.
Как следует из материалов дела, 11 мая 2017 года в 16 часов 00 минут установлено, что 05 апреля 2017 года в 11 часов 00 минут в результате рейдовой проверки, проводимой на основании приказа Департамента "О проведении планового (рейдового) осмотра земельных участков в кадастровом квартале 26:15:340101 в границах муниципального образования Усть-Невинского сельсовета и земельных участков в кадастровых кварталах 26:15:310902, 26:15:310903, 26:15:340101 в границах муниципального образования Беломечетского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края" от 01 марта 2017 года N252 обнаружено, что юридическим лицом - администрацией Кочубеевского муниципального района Ставропольского края допущено нарушение требований к охране водного объекта р. Кубань, которое может повлечь ее загрязнение, засорение и (или) истощение, а именно: допущено загрязнение, засорение водоохраной зоны р. Кубань твердыми бытовыми отходами (пластиковыми бутылками, бумагой, стеклом, строительными отходами и т.д.). Загрязненный земельный участок расположен в кадастровом квартале 26:15:310902 в районе "адрес".
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу постановления о признании администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа.
Как следует из содержания обжалуемого судебного решения, признавая указанное постановление должностного лица законным и обоснованным, судья районного суда исходил из того, что вывод должностного лица о наличии в действиях администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, состава вмененного правонарушения подтвержден материалами дела.
Вместе с тем, данный вывод судьи нельзя признать законным и обоснованным в силу следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1 и 65 Водного кодекса Российской Федерации, водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В силу положений Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", компоненты природной среды, в частности, земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, являются объектами охраны окружающей среды. Названным законом к вопросам местного значения отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Аналогичные положения содержаться в части 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения.
Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
Вместе с тем, в материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств тому, что администрация Кочубеевского муниципального района Ставропольского края осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами. Доказательств тому, что такие виды деятельности как сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов и иное обращение с отходами производства и потребления относятся к уставной деятельности администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, в материалы дела не представлено.
Кроме того, как следует из материалов дела, несанкционированное складирование твердых объектов (отходов) расположено на территории муниципального образования станицы Беломечетской Кочубеевского района Ставропольского края.
Следовательно, администрация Кочубеевского муниципального района Ставропольского края не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Секацкой Г.С. N17-0/Ф-27/12 от 11 мая 2017 года и решение судьи Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 21 июля 2017 года, вынесенные в отношении юридического лица - администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу представителя администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края по доверенности Джалилова Д.В. удовлетворить.
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Секацкой Г.С. N17-0/Ф-27/12 от 11 мая 2017 года и решение судьи Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 21 июля 2017 год по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
Ставропольского краевого суда М.М. Товчигречко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.