Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Сухаревой С.И.
судей
Петровой Ю.Ю. и Подгорной Е.П.
при секретаре
Кривуля А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 октября 2017 года гражданское дело N ... по апелляционной жалобе Дачного потребительского кооператива "ДСК Дюны" на решение Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по иску прокурора Курортного района Санкт - Петербурга, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Дачному потребительскому кооперативу "ДСК Дюны" (далее по тексту - ДПК "ДСК Дюны") об обязании получить лицензию на пользование недрами.
Заслушав доклад судьи Сухаревой С.И., объяснения представителя ДПК "ДСК Дюны" " ... " прокурора Штыга Т.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Курортного района Санкт-Петербурга, в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ДПК "ДСК Дюны" об обязании получить лицензию на пользование недрами.
В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения ДПК "ДСК Дюны" требований законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой установлено, что ответчик осуществляет пользование участками недр, содержащих подземные воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, по адресу: "адрес" По данному факту прокуратурой района "дата" в адрес председателя правления ДПК "ДСК Дюны" внесено представление N ... об устранении нарушений федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого ответственное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. По информации Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга от "дата" ДПК "ДСК Дюны" за получением лицензии на право пользования недрами не обращалось. Таким образом, ДПК "ДСК Дюны" осуществляет недропользование без соответствующего разрешительного документа, на основании которого возникает право пользования недрами, что является нарушением ст. 2 Закона РФ от 21.02.1992 N2395-1 "О недрах".
Решением Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от "дата" исковые требования прокурора удовлетворены. ДПК "ДСК Дюны" обязан в срок до "дата" получить в установленном законом порядке лицензию на пользование недрами по адресу: "адрес"
С ДПК "ДСК Дюны" взыскана государственная пошлина в доход государства в размере " ... " рублей.
В апелляционной жалобе ДПК "ДСК Дюны" просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что оснований для отмены решения Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от "дата" не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Материалами дела подтверждено, что ДПК "ДСК Дюны" зарегистрировано в МИФНС N 15 по Санкт-Петербургу, как юридическое лицо, местонахождение юридического лица: "адрес". Деятельность юридического лица связана с управлением эксплуатацией жилого фонда и недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
ДПК "ДСК Дюны" осуществляет пользование участками недр, объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, по адресу: "адрес"
В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в частности обеспечения права на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, исковое заявление прокурора правомерно предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Частями 1 и 3 ст. 2 Федерального закона РФ от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1).
Согласно статье 1.2 Закона N 2395-1 недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Абзацем 5 статьи 9 Закона N 2395-1 предусмотрено, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (часть 3 статьи 11 Закона N 2395-1).
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов (часть 4 статьи 11 Закона N 2395-1).
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации дачные потребительские кооперативы относятся к юридическим лицам, являющимся некоммерческими организациями.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Водного Кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения также устанавливается законодательством о недрах.
Согласно ч. 1 ст. 11 указанного закона, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов РФ, оформляется специальным государственным разрешением в вид лицензии, включающей установленной формы бланк с государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В соответствии со ст. ст. 2, 3, 4 Закона РФ N 2395-1 участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, и участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водных объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, относятся к участкам недр местного значения, порядок пользования которыми устанавливается органами государственной власти субъектов Российское Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях.
Указанный порядок определен распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологическое безопасности от 04.08.2016 N 192-р "Об утверждении Административного регламента Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по предоставлению государственной услуги по принятию решений о предоставлении права пользования участками недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, а также по осуществлению оформления, государственной регистрации, выдачи, продления, пересмотра условий, переоформления, приостановления и прекращения действия лицензий на право пользования участками недр местного значения, содержащими подземные воды, на территории Санкт-Петербурга".
В ходе разрешения спора в суде первой инстанции представитель ответчика не отрицал факт использования воды из скважин в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения членами кооператива в отсутствие лицензии.
При этом ранее ДПК "ДСК Дюны" осуществляла добычу подземных вод по лицензии N ... , сроком действия с "дата" по "дата".
По состоянию на "дата" ДПК "ДСК Дюны" за получением лицензии на право пользования недрами не обращалось.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что ответчик осуществляет добычу подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжение членов дачного кооператива на территории "адрес", не имея разрешение (лицензии) на пользование недрами. Следовательно, ДПК "ДСК Дюны" обязано получить лицензию, в порядке, установленном законом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на ответчика не распространяется действие Федерального законодательства в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, в части получения лицензии на пользования участком недр, судебная коллегия находит несостоятельными.
Самовольная добыча подземных пресных вод без соответствующего учета, и соблюдения установленных требований по охране недр и окружающей среды, является нерациональным использованием природных ресурсов, что создает угрозу истощения недр и нарушает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Закон о недрах. В соответствии с действующим законодательством требуется обязательное наличие лицензии на право пользования недрами.
Ссылки ответчика на внесение изменений в ФЗ РФ от 29.12.2014 N 459-ФЗ "О внесении изменений в Закон РФ "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступающих в силу с 01.01.2019, правового значения для рассматриваемого спора не имеют, поскольку к правоотношениям сторон применяется действующее законодательство.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Решение суда отвечает требованиям п. 1 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению, и п. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судебной коллегией не установлено.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.