Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
Судей
Чуфистова И.В., Головкиной Л.А.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 августа 2017 года административное дело N 2а-2104/17 по апелляционной жалобе Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии на решение Фрунзенского районного суда Санкт- Петербурга от 18 мая 2017 года по административному исковому заявлению Заливацкой Н. В. к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии об оспаривании бездействия, признании квалификационного аттестат кадастрового инженера действующим, обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В.
Выслушав объяснения административного истца Заливацкой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заливацкая Н.В. обратилась во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором, с учет изменений заявленных требований просила:
- признать незаконным бездействие Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, выразившееся в невнесении сведений об административном истце, в том числе о выданном квалификационном аттестате кадастрового инженера N ... , в государственный реестр кадастровых инженеров;
- признать квалификационный аттестат кадастрового инженера N ... , выданный Заливацкой Н.В., действующим по состоянию на "дата";
- обязать административного ответчика внести сведения о Заливацкой Н.В., в том числе о выданном ей квалификационном аттестате кадастрового инженера N ... , в государственный реестр кадастровых инженеров, в целях устранения допущенных нарушений ее прав и законных интересов.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 18 мая 2017 года заявленные требования удовлетворены частично.
Постановленным решением признано незаконным бездействие Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии в части не внесения в государственный реестр кадастровых инженеров сведений о выдаче Заливацкой Н.В. квалификационного аттестата кадастрового инженера N ... от "дата".
Кроме того, на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии возложена обязанность в течение 2 (двух) рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу внести в государственный реестр кадастровых инженеров сведения о выдаче Заливацкой Н.В. квалификационного аттестата кадастрового инженера N ... от "дата".
В удовлетворении остальной части требований Заливацкой Н.В. решением суда отказано.
В апелляционной жалобе административный ответчик ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
В заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик - Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии (далее - Росреестр), заинтересованное лицо - Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом Правительства Ленинградской области (далее - Леноблкомимущество) своих представителей не направили, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не известили, в связи с чем судебная коллегия, в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда оставить без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно протоколу заседания квалификационной комиссии Ленинградской области для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, от "дата"N ... -Э Заливацкой Н.В. был сдан квалификационный экзамен.
Леноблкомимуществом "дата"Заливацкой Н.В. был выдан квалификационный аттестат кадастрового инженера N ...
Согласно сопроводительному письму N ... от "дата", заинтересованное лицо по настоящему делу, Леноблкомимущество, направило в адрес административного ответчика по настоящему делу, Росреестра, сведения о выдаче "дата" квалификационного аттестата административному истцу.
Согласно оттискам отделений почтовой связи, означенное письмо было направлено в адрес административного ответчика "дата", поступило на почтовое отделение адресата "дата" и получено адресатом "дата".
"дата" Росреестром в адрес Леноблкомимущества было направлено письмо об отказе внесения сведений о выданных аттестатах, в связи с поступлением сведений после "дата".
Согласно выписке из протокола N ... заседания президиума саморегулируемой организации (далее - СРО) "Кадастровые инженеры юга" от "дата", Заливацкая Н.В. была принята в ее члены.
Однако "дата" она была исключена из членов СРО, в связи с нарушением обязательных условий членства, в связи с поступлением сведений об отсутствии у Заливацкой Н.В. действующего квалификационного аттестата кадастрового инженера.
Обосновывая заявленные требования, Заливацкая Н.В. ссылалась на то, что она, со своей стороны, предприняла все меры для получения квалификационного аттестата кадастрового инженера в срок, обеспечивающий своевременное внесение сведений об аттестате в ГРКИ. После сдачи успешной сдачи квалификационного экзамена "дата" не могла повлиять на соблюдение государственными органами процедуры регистрации квалификационного аттестата в ГРКИ.
Удовлетворяя в части заявленные требования, суд пришел к выводу, что поскольку все юридически значимые действия, в том числе, сдача квалификационного экзамена и получение аттестата кадастрового инженера были совершены Заливацкой Н.В. своевременно, то есть до вступления в силу с "дата" изменений действующего законодательства, то отказ административного ответчика, по своей сути, носит формальный характер, кроме того противоречит положениям статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом, отказывая во внесении в реестр кадастровых инженеров сведений о получении административным истцом аттестата кадастрового инженера, административный ответчик фактически препятствует дальнейшему осуществлению Заливацкой Н.В. деятельности кадастрового инженера, чем нарушает ее трудовые права, поскольку с учетом изменений в законодательстве административному истцу фактически придется проходить сдачу экзамена и процедуру подтверждения своих знаний и навыков, что предусмотрено новыми положениями статей 29, 30 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда основаны на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений пункта 1 статьи 29, частей 2, 3, 7 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пункта 2 Порядка ведения государственного реестра кадастровых инженеров, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 сентября 2010 года N444 (в редакции, действовавшей до 16 октября 2016 года), части 1 статьи 29 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действующей с 1 июля 2016 года), статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, в силу части 1 статьи 29 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на день получения квалификационного аттестата 2 июня 2016 года) кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера.
Исходя из положений части 3 указанной статьи, квалификационные аттестаты выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лицам, прошедшим аттестацию на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам. При этом квалификационный аттестат признается действующим со дня внесения сведений о кадастровом инженере в государственный реестр кадастровых инженеров в соответствии с установленными статьей 30 настоящего Федерального закона правилами.
Частью 1 статьи 30 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что государственный реестр кадастровых инженеров ведется органом кадастрового учета.
Согласно части 7 статьи 30 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" порядок ведения государственного реестра кадастровых инженеров определяется органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с частями 7, 8 статьи 30 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и пунктом 5.2.20 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437, Приказом Минэкономразвития России от 20 сентября 2010 года N 444 утвержден Порядок ведения государственного реестра кадастровых инженеров и Порядок предоставления сведений о кадастровом инженере, содержащихся в государственном реестре кадастровых инженеров (далее - Порядок N444).
Означенный Порядок действовал до 30 июня 2016 года и утратил свою силу согласно Приказу Минэкономразвития России от 30 июня 2016 года N 420 "Об утверждении порядка ведения государственного реестра кадастровых инженеров" с 1 июля 2016 года.
Как следует из пункта 2 Порядка N444, реестр ведется центральным аппаратом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на электронных носителях.
Аналогичные положения указаны в подпункте 5.1.5 пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457 (в редакции, действовавшей на "дата"), согласно которому Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет полномочия по ведению в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного реестра кадастровых инженеров.
Согласно части 4 статьи 29 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 июля 2016 года), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший квалификационный аттестат, направляет в орган кадастрового учета уведомление о выдаче данного квалификационного аттестата, содержащее указанные в пунктах 1 - 5 части 2 статьи 30 настоящего Федерального закона сведения, и копию данного квалификационного аттестата в срок не более чем один рабочий день со дня выдачи данного квалификационного аттестата.
В силу пункта 7 Порядка N444, в срок не более чем два рабочих дня со дня получения от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавшего квалификационный аттестат, уведомления о выдаче данного квалификационного аттестата и копии данного квалификационного аттестата Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии вносит в Реестр сведения об указанном в таком уведомлении кадастровом инженере и сведения о выданном квалификационном аттестате.
Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 452-ФЗ в Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесены изменения в положения, определяющие правовой статус кадастрового инженера, которые вступили в действие 1 июля 2016 года.
Так, вступившими в законную силу 1 июля 2016 года изменениями установлена обязательность членства кадастровых инженеров в СРО, более того, изменения предусматривают, что статусом кадастрового инженера физическое лицо может обладать только, если состоит в СРО, которое, в свою очередь, совместно с национальным объединением и органом государственного надзора призвано следить за соблюдением обязательных требований к статусу инженера.
Также введенные изменения предусматривают, что претендент на осуществление кадастровой деятельности должен иметь соответствующее образование, пройти стажировку под руководством действующего кадастрового инженера, сдать экзамен.
Кроме того, исходя из положений части 4 статьи 29 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей с 1 июля 2016 года) "О кадастровой деятельности", квалификационный аттестат с 1 июля 2016 года не выдается. Проведение экзамена в целях подтверждения наличия у претендента профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности, организуется национальным объединением. Экзамен проводится в форме тестирования с применением автоматизированной информационной системы, проектирование и внедрение которой осуществляются национальным объединением. Экзамен принимается комиссией, формируемой национальным объединением (далее - комиссия). Порядок проведения экзамена, формирования и работы комиссии, в том числе порядок обжалования результатов экзамена, устанавливается национальным объединением по согласованию с органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Вопросы тестовых заданий разрабатываются и утверждаются национальным объединением в соответствии с программой экзамена, утвержденной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, и размещаются на официальном сайте национального объединения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок не позднее чем три рабочих дня с даты их утверждения. За прием экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливаются национальным объединением.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 30.2 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-Федерального закона (в указанной редакции) ведение реестра членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров осуществляется саморегулируемой организацией кадастровых инженеров в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
Таким образом, как установлено судом и не оспаривают лица, участвующие в деле, Заливацкой Н.В. в период до вступления в силу изменений действующего законодательства (до 1 июля 2016 года), изменившего порядок и требования внесения в реестр сведений о кадастровых инженерах, был сдан квалификационный экзамен, по итогом проведения которого был выдан квалификационный аттестат N ...
Вместе с тем, органами, уполномоченными проводить работу по ведению реестра кадастровых инженеров, вносить в него сведения, а также получать необходимые данные, было допущены такие нарушения, в результате которых сведения о Заливацкой Н.В., как лице, заблаговременно прошедшем квалификационный экзамен и своевременно получившем квалификационный аттестат, не были включены к ГРКИ.
При этом судебная коллегия учитывает, что в рассматриваемом случае, действия (бездействия) административного истца не могли повлиять на скорость обмена данными между Леноблкомимуществом и регистрирующим органом, в результате чего и было принято оспариваемое в настоящем деле решение.
Также судебная коллегия учитывает, что инициирование прохождения квалификационного экзамена, в том числе выбора даты его проведения, не входит в предоставляемые экзаменуемым правами.
Анализ изложенных правовых норм в их совокупности с установленными в ходе рассмотрения спора обстоятельствами, позволяет судебной коллегии прийти к выводу, что принятие к рассмотрению сведений о выдаче квалифицированного аттестата после вступления в действие изменений действующего законодательства, при отсутствии в этом вины гражданина, необоснованно расценено государственным органом в качестве основания для отказа в совершении требуемых функций.
Ссылки в апелляционной жалобе на судебные акты других регионов Российской Федерации не могут быть положены в основу отмены решения суда, поскольку в указанном в апелляционной жалобе судебном акте отражена позиция суда, разрешавшего спор в конкретной ситуации, с иными фактическими обстоятельствами, такие судебные решения не имеют преюдициального значения к существу рассматриваемого спора и не относятся к таким видам судебных постановлений, которые суду необходимо учитывать, исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении".
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 18 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.