Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Чуфистова И.В., Головкиной Л.А.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 августа 2017 года апелляционную жалобу Главного управления Министерства юстиций Российской Федерации по Санкт-Петербургу на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 3 апреля 2017 года по административному делу N 2а-1457/17 по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу к Ассоциации "Балтийский союз" о ликвидации и исключению из Единого государственного реестра юридических лиц.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу обратилось в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просило ликвидировать Ассоциацию "Балтийский союз", основной государственный регистрационный номер - N ... , ведомственный N ... - N ... и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 3 апреля 2017 года отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец - Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу, административный ответчик - Ассоциация "Балтийский союз" своих представителей не направили, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки не уведомили, об отложении слушания дела не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами и (или) юридическими лицами права на объединение, создание, деятельность, реорганизацию и (или) ликвидацию некоммерческих организаций, регламентированы Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
В силу статьи 11 указанного Федерального закона некоммерческие организации могут создаваться в форме ассоциации (союза).
Так, в силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" юридические лица и (или) граждане в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей вправе создавать объединения в форме ассоциаций (союзов), являющиеся некоммерческими организациями, основанными на членстве.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации подлежат обязательному аудиту.
Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.
Некоммерческие организации, получившие денежные средства и иное имущество от иностранных источников, ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений.
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально, аудиторское заключение - ежегодно.
В силу подпункта "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" вышеуказанные документы и сведения предоставляются некоммерческой организацией не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 года N 72 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций" (зарегистрирован в Минюсте РФ 09 апреля 2010 года N 16857) утверждены Формы отчетов о деятельности некоммерческой организации, персональном составе ее руководящих органов, а также о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (приложение N 1).
Меры принуждения за неисполнение юридическими лицами требований действующего законодательства установлены положениями части 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно которой неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Данное законоположение является гарантией осуществления контроля за соблюдением некоммерческой организацией требований действующего законодательства РФ, поскольку неисполнение организацией требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", в сроки, установленные пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года N212, существенно затрудняет выполнение уполномоченным органом его функций, возложенных Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N1313.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2012 года N 1246-О, указанная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.
В силу части 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.
Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N1313 Министерство юстиции Российской Федерации уполномочено осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ассоциация "Балтийский союз" зарегистрирована "дата" Управлением Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу под регистрационным номером N ... , основным государственным регистрационным номером NN ... , по адресу: N ... , Санкт-Петербург, "адрес", о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Однако, с момента регистрации указанная организация не представляла в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу сведений, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целевом расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученного от международных иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
"дата" уполномоченным органом Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу в адрес административного ответчика было направлено предупреждение N ... об устранении нарушений статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", с указанием срока устранения нарушений до "дата".
Сведений о получении Организацией указанного предупреждения материалы дела не содержат. Напротив, истцом представлена копия конверта и обратного почтового уведомления с отметкой отделения почтовой связи, что письмо возвращено отправителю "дата" в связи с истечением срока хранения.
"дата" уполномоченным органом Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу в адрес административного ответчика также направлено предупреждение N ... об устранении нарушений пунктов 1, 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Информация об устранении выявленных Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу нарушений в материалах дела отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении требований Министерства юстиций Российской Федерации по Санкт-Петербургу, суд первой инстанции пришел к выводу, что выявленные истцом нарушения являются несущественными и устранимыми, в связи с чем не порождают оснований для ликвидации некоммерческой организации и не могут являться основанием для признания ее (Организации) прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о наличии оснований для отказа в удовлетворении поданного административного иска, поскольку этот вывод не основан на представленных при разрешении спора доказательствах, что привело к не правильному применению к рассматриваемым правоотношениям положений действующего законодательства, регулирующего спорные отношения.
Так, в силу пункта 3 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется решением суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
То обстоятельство, что некоммерческая организация в нарушение требований положений статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не исполняла свою обязанность ежегодно представлять сведения, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целевом расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученного от международных иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также не исполнила вышеуказанные предостережения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу, стороной административного ответчика не оспаривается.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
Представленный в материалы дела Устав Ассоциации "Балтийский союз" содержит положения, согласно которым Ассоциация создана и осуществляет свою деятельность на основании Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов "О некоммерческих организациях", другого законодательства Российской Федерации.
Кроме того, из главы 9 названного Устава следует, что юридическое лицо ведет бухгалтерский учет и предоставляет финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством, в том числе предоставляет ежегодные отчеты.
Таким образом, из материалов дела следует, что требования названного Федерального закона и приведенного Устава Ассоциации "Балтийский союз" самой Организацией не выполняются.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 14-П по делу "О проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО "Медиа-Мост" и ЗАО "Московская Независимая Вещательная Корпорация" указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм, юридическое лицо, в том числе, некоммерческую организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. При этом характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
На момент обращения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу с административным иском в суд нарушения законодательства ответчиком устранены не были.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия учитывает, что стороной административного ответчика ни в суд первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено доказательств, подтверждающих, что в период с 2006 года и до настоящего времени некоммерческая организация осуществляет деятельность, соответствующую ее уставным целям, при этом не имеет задолженности по налоговым платежам и обязательным платежам в бюджетные и внебюджетные фонды, поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства.
При таких обстоятельствах, учитывая, что доводы истца о нарушении ответчиком обязанностей, возложенных на некоммерческую организацию положениями статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", нашли подтверждение при рассмотрении дела, ответчиком оспорены и опровергнуты не были, допущенные нарушения в силу пункта 10 статьи 32 указанного Федерального закона могут служить основанием для ликвидации данной некоммерческой организации, поскольку носят неоднократный систематический характер на протяжении всего периода с момента создания организации, в связи с чем судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу требований.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Таким образом, постановленное судом решение об отказе в удовлетворении требований Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу о ликвидации Ассоциации "Балтийский союз" не может быть признано отвечающим требованиям части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, решение суда подлежит отмене. Исковые требования подлежат удовлетворению по приведенным выше основаниям.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 3 апреля 2017 года отменить.
Ликвидировать Ассоциацию "Балтийский союз", основной государственный регистрационный номер - N ... , ведомственный N ... - N ... , и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.