Судья Верховного Суда Республики Татарстан Е.В. Верхокамкин при секретаре судебного заседания Д.Д. Саягфаровой, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу В.Г. Мансурова на решение судьи Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 05 сентября 2017 года, вынесенное в отношении заявителя по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора по использованию и охране земель Тукаевского района Республики Татарстан N 39-2017-0055 от 20 июля 2017 года В.Г. Мансуров привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
В.Г. Мансуров, не согласившись с вынесенным постановлением, обратился с жалобой на него в Тукаевский районный суд Республики Татарстан.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу, не нашел оснований для ее удовлетворения и оставил постановление без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, В.Г. Мансуров просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, полагаю, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, В.Г. Мансурову принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 1 088 квадратных метров, находящийся по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, село Бурды, с разрешенным видом использования "Для размещения здания столовой".
01 апреля 2017 года В.Г. Мансуров заключил с публичным акционерным обществом "Мобильные ТелеСистемы" договор, по условиям которого предоставил ему часть названного земельного участка площадью 25 квадратных метров для размещения и эксплуатации технологического оборудования базовой станции сотовой подвижной связи и металлического столба с антенно-фидерным устройством.
30 мая 2017 года в прокуратуру Тукаевского района Республики Татарстан поступили коллективные жалобы жителей села Бурды Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, которые просили проверить законность размещения на указанном земельном участке станции сотовой связи.
Прокурор Тукаевского района Республики Татарстан обращения граждан направил начальнику Тукаевского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан для проверки доводов о нарушениях земельного законодательства.
В связи с этим 04 июля 2017 года органом государственного земельного надзора было проведено административное обследование земельного участка, результаты которого повлекли проведение внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства.
Выехав на место расположения объекта земельных отношений, уполномоченное должностное лицо удостоверилось в том, что, наряду со зданием, на нем расположена станция сотовой связи с металлической мачтой.
Это обстоятельство было расценено должностным лицом как нарушение целевого использования земельного участка и послужило основанием для привлечения В.Г. Мансурова к административной ответственности.
Судья, рассмотрев жалобу на постановление, согласился с мнением должностного лица и пришел к убеждению о правомерном назначении В.Г. Мансурову административного наказания.
Однако такая позиция субъектов административной юрисдикции вызвана ошибочным толкованием действующего земельного законодательства.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Зонирование территорий регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации и осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальными зонами признаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Статья 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки относит к полномочиям органов местного самоуправления.
Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно положениям пунктов 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные, условно разрешенные и вспомогательные.
В ходе производства по делу достоверно и бесспорно установлено, что на земельном участке, принадлежащем В.Г. Мансурову, в соответствии с установленным для него видом разрешенного использования расположено здание столовой.
Радиотехнический объект, состоящий из технологического оборудования и металлического столба, размещен на указанном земельном участке в соответствии с условиями договора, заключенного между В.Г. Мансуровым и публичным акционерным обществом "Мобильные ТелеСистемы", и не является объектом капитального строительства.
Достоверных данных о том, что рассматриваемый земельный участок в соответствии с правилами землепользования отнесен к такой территориальной зоне, в которой размещение объектов связи не предусмотрено ни в качестве основного, ни в качестве дополнительного видов разрешенного использования, в материалах дела не имеется.
Кроме того, следует принимать во внимание, что согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года N 540 (далее - классификатор).
Примечанием 2 к данному Приказу установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, допускает без отдельного указания в нем размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.
По смыслу приведенных положений размещение антенно-мачтовых сооружений допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.
Следовательно, в данном случае оснований для вывода о том, что В.Г. Мансуров использовал земельный участок с нарушением его целевого назначения, не имеется.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу административно-юрисдикционные акты подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу В.Г. Мансурова удовлетворить.
Постановление главного государственного инспектора по использованию и охране земель Тукаевского района Республики Татарстан N 39-2017-0055 от 20 июля 2017 года и решение судьи Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 05 сентября 2017 года, вынесенные в отношении В.Г. Мансурова по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Е.В. Верхокамкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.