Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Антоновой Н.В.,
судей Артюховой Г.М., Курочкиной О.А.
при секретаре Шибаевой Е.И.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Артюховой Г.М.
дело по апелляционной жалобе представителя истцов Албогачиевой Ф.И., Яндиевой М.Я., Яндиевой Р.Я., Амхадовой Ж.М., Джанхотовой М.И.Г., Татриевой Л.М., Гарбаковой Р.Х., Алиева Х.О., Мациева А.А., Колоевой М.М.-Г. по доверенности Гиреевой А.А. на решение Тверского районного суда города Москвы от 11 апреля 2017 года, которым постановлено:
Отказать Албогачиевой Ф.И., Яндиевой М.Я., Яндиевой Р.Я., Амхадовой Ж.М., Джанхотовой М.И.Г., Татриевой Л.М., Гарбаковой Р.Х., Алиеву Х.О., Мациеву А.А., Колоевой М.М.-Г.в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации о привлечении к субсидиарной ответственности, обязании произвести выплату денежных средств.
УСТАНОВИЛА:
Албогачиева Ф.И., Яндиева М.Я., Яндиева Р.Я., Амхадова Ж.М., Джанхотова М.И.Г., Татриева Л.М., Гарбакова Р.Х., Алиев Х.О., Мациев А.А., Колоева М.М.-Г. обратились в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о привлечении к субсидиарной ответственности по денежным обязательствам МРУ ФМС России по оказанию истцам государственной поддержки, обязании произвести выплату денежных средств государственной поддержки, предусмотренной постановлением Правительства РФ N 274 от 06 марта 1998 года за разрушенное жилье: Албогачиевой Ф.И. - 13 394 880 руб., Яндиевой М.Я. - 15 478 528 руб., Яндиевой Р.Я. - 15 061 798 руб. 40 коп., Амхадовой Ж.М. - 16 794 202 руб. 88 коп., Джанхотовой М.И.Г. - 12 601 977 руб. 52 коп., Татриевой Л.М. -16 073 856 руб., Гарбаковой Р.Х. - 11 311 232 руб., Алиеву Х.О. - 9 964 302 руб. 40 коп., Мациеву А.А. - 14 287 972 руб., Колоевой М.М.-Г. - 11 080 542 руб. 40 коп.
Свои требования истцы мотивировали тем, что являются переселенцами из Северной Осетии.
Решениями Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 21 ноября 2013 года, 27 ноября 2013 года, 20 ноября 2013 года, Джеирахского районного суда Республики Ингушетия от 22 июля 2014 года, 07 декабря 2012 года удовлетворены исковые требования истцов и на МРУ ФМС России возложена обязанность по оказанию истцам государственной поддержки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "Об оказании государственной поддержки гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года.
Указанные решения не были исполнены в связи с ликвидацией Межрегионального управления ФМС России (с местом дислокации в г. Владикавказ) и ФМС России, а МВД РФ и его региональным структурам не переданы функции и полномочия по оказанию государственной поддержки, жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся в результате осетино-ингушского конфликта в октябре - ноябре 1992 года.
Согласно приказу ФМС России N 170 от 23 марта 2015 года "Об организационно-штатных вопросах", межрегиональное управление ФМС с дислокацией в г. Владикавказе ликвидировано (упразднено) в установленном порядке.
Представленные истцами до ликвидации ФМС России исполнительные листы и решения судов были возвращены сопроводительным письмом от 22 мая 2015 года без исполнения.
Указом Президента РФ от 05 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", ФМС России упразднена, а функции и полномочия упраздняемого ведомства переданы МВД РФ.
На письменное обращение в МВД России по вопросу исполнения судебных решений по выплатам гражданам, пострадавшим в результате осетино-ингушского конфликта в октябре - ноябре 1992 года, уведомлением N 3-45892 от 12 октября 2016 года истцам сообщили, что согласно Положению о Главном управлении по вопросам миграции МВД РФ, утвержденному Приказом МВД РФ от 15 апреля 2016 года N 192, функции по оказанию поддержки в жилищном устройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре - ноябре 1992 года, не отнесены к компетенции ГУ ВМ МВД России.
Таким образом, МВД РФ и его региональным структурам не переданы функции и полномочия по оказанию государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре - ноябре 1992 года.
Статьями 165 и 242.2 Бюджетного кодекса РФ на Министерство финансов РФ возложена обязанность по исполнению судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц (ст. 1069, 1070 ГК РФ), а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации.
Представитель истцов в судебном заседании иск поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель Министерства финансов РФ в судебном заседании иск не признала по обстоятельствам, изложенным в письменных возражениях.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит представитель истцов Албогачиевой Ф.И., Яндиевой М.Я., Яндиевой Р.Я., Амхадовой Ж.М., Джанхотовой М.И.Г., Татриевой Л.М., Гарбаковой Р.Х., Алиева Х.О., Мациева А.А., Колоевой М.М.-Г. по доверенности Гиреева А.А. по доводам апелляционной жалобы.
Албогачиева Ф.И., Яндиева М.Я., Яндиева Р.Я., Амхадова Ж.М., Джанхотова М.И.Г., Татриева Л.М., Гарбакова Р.Х., Алиев Х.О., Мациев А.А., Колоева М.М.-Г., представитель Министерства финансов Российской Федерации в суд не явились, извещены надлежащим образом, истцы вторично просили об отложении дела в связи с невозможностью явиться в суд их представителя по болезни, судебная коллегия сочла причину повторной неявки истцов и их представителя неуважительной, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии с п.п. 4 пункта 1 ст. 7 Закона РФ от 19 февраля 1993 года 4530-1 "О вынужденных переселенцах" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 марта 1998 года N 274 "Об оказании государственной поддержки гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года" было утверждено Положение об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года.
В судебном заседании установлено, Албогачиева Ф.И., Яндиева М.Я., Яндиева Р.Я., Амхадова Ж.М., Джанхотова М.И.Г., Татриева Л.М., Гарбакова Р.Х., Алиев Х.О., Мациев А.А., Колоева М.М.-Г. являются переселенцами из Северной Осетии.
Решениями Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 21 ноября 2013 года, 27 ноября 2013 года, 20 ноября 2013 года, Джейрахского районного суда Республики Ингушетия от 22 июля 2014 года, 07 декабря 2012 года удовлетворены исковые требования истцов и на МРУ ФМС России возложена обязанность по оказанию истцам государственной поддержки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "Об оказании государственной поддержки гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года.
Указанные решения не были исполнены в связи с ликвидацией Межрегионального управления ФМС России (с местом дислокации в г. Владикавказе) и ФМС России.
Представленные истцами до ликвидации ФМС России исполнительные листы и решения судов возвращены сопроводительным письмом от 22 мая 2015 года без исполнения.
В соответствии с Указом Президента РФ от 05 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", правопреемником упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, является Министерство внутренних дел Российской Федерации
Таким образом, суд согласился с доводами Министерства финансов РФ, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.
Ссылки истцов на письмо ГУВМ МВД России от 12 октября 2016 года суд счел не состоятельными, так как вышеуказанными решениями суда конкретный размер причитающейся истцам выплаты не определен.
Представленный истцами расчет в рамках рассмотрения настоящего дела не был принят судом во внимание, поскольку постановление Правительства РФ от 06 марта 1998 года N 274 утратило силу с 29 сентября 2015 года, однако истцы не лишены права в судебном порядке определить размер причитающейся им компенсации при предъявлении иска к надлежащему ответчику.
Ссылки истцов на положения ст. 165 и 242.2 Бюджетного кодекса РФ суд также счел не состоятельными, поскольку причитающиеся истцам денежные средства государственной поддержки не являются выплатами в счет возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов РФ или их должностных лиц; представленные истцами судебные решения не являются судебными актами о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Изложенные выводы следуют из анализа всей совокупности представленных и исследованных судом доказательств, которые суд оценил в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ. Мотивы, по которым суд пришел к данным выводам, подробно изложены в решении суда. Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с ними.
Доводы апелляционной жалобы о несвоевременном изготовлении протокола судебного заседания, судебного решения, о ненадлежащем проведении подготовки к рассмотрению дела о незаконности решения не свидетельствуют, в силу положений ст. 330 ГПК РФ не являются основаниями для отмены решения.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, подробно изложенная в решении суда, с которой согласилась судебная коллегия. Они не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в целом основаны на неверном толковании действующего гражданского законодательства, по существу указанные доводы сводятся лишь к несогласию с выводами суда первой инстанции и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что все обстоятельства по делу судом были проверены, изложенные в решении выводы суда первой инстанции соответствуют собранным по делу доказательствам, они не опровергаются доводами апелляционной жалобы, которая не содержит предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда города Москвы от 11 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.