судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьиФедерякиной М.А.,
судей Исюк И.В., Удова Б.В.,
при секретаре Травиной А.О.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной М.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Пагеева И.В. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 9 ноября 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Пагеева Ильи Владимировича к Министерству внутренних дел РФ о взыскании суммы недоплаченной единовременной социальной выплаты , отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Пагеев И.В. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику МВД России овзыскании суммы недоплаченной единовременной социальной выплаты, в размере 829 552 руб. 50 коп.
Свои требования истец мотивировал тем, что в соответствии с решением жилищно-бытовой комиссии МВД по Чувашской Республике он был признан участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы" , врамках которой был обеспечен государственным жилищным сертификатом серии УВ N *** от 17 июня 2014 года, выданным МВД России, на сумму 1 643 648 руб.
Однако, истец полагает, что при расчете размера социальной выплаты ответчиком нарушены нормы действующего законодательства. Им было подано заявление о предоставлении выплаты на семью из четырех человек. При определении размера социальной выплаты ответчик исходил не из норматива общей площади жилого помещения в размере 72 кв.м. (по 18 кв.м., на члена семьи), а из норматива общей площади жилого помещения, равной 47, 85 кв.м. (72 кв.м. - 24,15 кв.м. = 47,85 кв.м.), учитывая находящуюся в собственности истца ? долю в праве на дом, общей площадью 48,3кв.м., расположенный по адресу: ***, при этомне учитывая то обстоятельство, что согласно акту обследования помещения от 12 декабря 2013 года N *** и заключению межведомственной комиссии от 12 декабря 2013 года N ***, жилой дом N ***, по вышеуказанному адресу, признан ветхим, аварийным и не пригодным для постоянного проживания.
Истец Пагеев И.В. в судебное заседание явился, заявленные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика МВД России по доверенности Шитова Ю.И. в судебное заседание явилась, просила в удовлетворении исковых требований отказать, поддержав доводы представленного суду отзыва на исковое заявление.
Третье лицо Ногаева Е.И. в судебное заседание явилась, исковое заявление поддержала, просила суд иск удовлетворить.
Третьи лица Пагеева Л.М. и Пагеев В.И., в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд постановилвышеуказанное решение , которое Пагеев И.В. просит отменить по доводам апелляционной жалобы, полагая решение незаконным и необоснованным. поскольку выводы суда противоречат материалам дела.
Изучив материалы дела, выслушав представителя МВД РФ по доверенности Шитову Ю.И., рассмотрев дело в отсутствии неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050, утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в состав которой, входит подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 годаN 153.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение, которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно п.п. "а" п. 5 Правил, правом на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы обладают сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Согласно п. 16 Правил, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в размере 33 кв. м для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м на семью из двух человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более.
Указанный норматив, согласно п.п. "б" п. 16.1 Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.
Для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают в организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме ( п. 19 Правил).
Из материалов дела видно и судом установлено, что решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 декабря 2014 года удовлетворены исковые требования Пагеева И.В., и с Министерства внутренних дел по Чувашской Республики в пользу Пагеева И.В. взыскана недополученная единовременная социальная выплата для приобретения жилого помещения, в размере 829 552 руб. 50 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 23 марта 2015 года, указанное решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 декабря 2014 года отменено, по делу вынесено новое решение, которым Пагееву И.В. отказано в удовлетворении исковых требований к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о взыскании недополученной единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, в сумме 829 552 руб. 50 коп.
Данным судебным постановлением установлено, что Пагеев И.В. обратился с заявлением (рапортом) в МВД по Чувашской Республике о выдаче государственного жилищного сертификата на территории Чувашской Республики с соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.Согласно справке МО МВД России "Мариинско-Посадский" Чувашской Республики от 27 ноября 2013 года Пагеев И.В. проходил службу в МО МВД России "Мариинско-Посадский" Чувашской Республики,уволенПриказом МВД ЧР от 28 мая 2004 года, по достижении предельного возраста. Должность, на которой проходил службу истец, содержалась за счет средств федерального бюджета РФ и выслуга лет в указанной должности составляет 11 лет. Пагеев И.В. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет с 28 января 2004 года, с семьей в составе четырех человек. На основании решения жилищно-бытовой комиссии МВД по Чувашской Республике от 24 января 2005 года, оформленного протоколом N 1, истец включен в список кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов от МВД по Чувашской Республике.Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по Чувашской Республике от 13 февраля 2014 года, оформленным Протоколом N 4, истец с составом семьи из четырех человек включен в список кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов от МВД по Чувашской Республике в 2014 году. Также судом установлено, что Пагеев И.В. проживает в кв. N *** дом N *** по адресу: *** и занимает данное жилое помещение по договору социального найма N *** от 9 декабря 2005 года.Согласно обязательству, заключенному между истцом и администрацией Козловского городского поселения, Пагеев И.В. и члены его семьи обязались сдать указанное жилое помещение общей площадью 56,4 кв.м., после получения жилищного сертификата.Согласно свидетельству о государственной регистрации права *** от 25 июня 2012 года Пагеев И.В. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на дом, общей площадью 48,3 кв. м., распложенный по адресу***, который заключением межведомственной комиссии N 7 от 12 декабря 2013 года признан непригодным для постоянного проживания. 17 июня 2014 года истцу выдан государственный жилищный сертификат серии ***о предоставлении засчет средств федерального бюджета социальной выплаты в размере 1 643 648 руб., из норматива общей площади жилого помещения 47,85 кв.м и норматива стоимости одного кв.м. общей площади жилого помещения 34 350 руб.При этом, из предусмотренных законом 72 кв.м (18 кв. м x 4 чел.), полагавшихся семье Пагеева И.В. по норме предоставления, произведен вычет площади в размере 24,15 кв.м, приходящейся на истца Пагеева И.В., имеющегося в собственности у него жилого дома,в результате чего, общая площадь, положенная на семью истца, составила 47,85 кв.м ... Пагеев И.В. использовал полученную по сертификату социальную выплату на приобретение квартиры общей площадью 58,8 кв. м в г. Чебоксары по договору купли-продажи от 15 октября 2014 года.Судом установлено, что истец Пагеев И.В. обратился с вышеуказанным иском к ненадлежащему ответчику - МВД по Чувашской Республике, поскольку в компетенцию вышеуказанного органа не входит расчет социальной выплаты на приобретение жилья, указанной в государственном жилищном сертификате, выданном истцу.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.
Однако , поскольку МВД РФ к участию в деле , рассмотренному Ленинским районным судом г. Чебоксары, привлечено не было, преюдициального значения обстоятельства установленные указанным судом, не имеют.
Разрешая спор, Замоскворецкий районный суд г. Москвы пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Как указано выше, согласно п. 12 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.
Выдачу сертификата гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпункте "а" пункта 5 осуществляют - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
Пунктом 39 Правил установлено, что органы исполнительной власти вправе выдавать сертификаты только в пределах размера социальных выплат, установленного приказом государственного заказчика подпрограммы для этого органа в отношении соответствующих категорий граждан.
Согласно п. 48 правил, социальная выплата предоставляется владельцу сертификата в безналичной форме путем зачисления средств федерального бюджета на его банковский счет, открытый в банке.
В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы прием заявлений от граждан об участии в подпрограмме и необходимых документов (п. 19), проверка документов, принятие по результатам проверки решения о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы (п. 21), формирование сводного списка изъявивших желание получить сертификат граждан (п. 31), отнесены к компетенции исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации.
Как установлен судом в компетенцию МВД России входит формирование сводного списка граждан-участников федеральной целевой программы "Жилье" на 2011-2020 годы по территориальным органам МВД России, исходя из даты постановки сотрудника на учет.
Судом также установлено, что МВД России не производит расчет размера представляемого жилищного сертификата, что отнесено к компетенции жилищно-бытовой комиссии территориального органа, в котором, сотрудник состоит на учете для получения сертификата. При этом, МВД России уполномочено выписывать сертификат сотруднику на количество квадратных метров, рассчитанных территориальным органом.
Помимо этого , при получении государственного жилищного сертификата сотрудник проверяет содержащиеся в нем сведения и ставит свою подпись на оборотной стороне сертификата. Данные , содержащиеся в сертификате истца также были им проверены.
Порядок доплаты в случае неправильного расчета размера государственного жилищного сертификата вышеуказанными правилами не предусмотрен.
Согласно пункта 46 правил , при наличии у владельца сертификата обстоятельств , потребовавших замены выданного сертификата , он представляет в орган исполнительной власти , выдавший сертификат , заявление о замене сертификата с указанием обстоятельств , потребовавших его замены , и приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства , а также сертификата или справки о расторжении договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты ( в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 г. N 257).
Решение о замене сертификата либо об отказе в замене сертификата принимается органом исполнительной власти ёвыдавшим сертификат , в течение 30 дней с даты получения заявления. Оформление и выдача нового сертификата органом исполнительной власти осуществляется в порядке и сроки, установленные пунктом 36 настоящих правил.
Как видно из материалов дела, истец получил сертификат, согласился с указанной суммой, заявления о замене сертификата не написал.
При проверке законности и обоснованности решения по настоящему делу в апелляционном порядке судебная коллегия не установиланарушений норм материального или процессуального законодательства, являющихся основанием к отмене решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, основанием к отмене решения суда не являются.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ , судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 9 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.