Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Котовой И.В.,
судей Зыбелевой Т.Д., Пильгановой В.М.,
при секретаре Решетовой К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Котовой И.В.
дело по апелляционной жалобе ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области
на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 07 октября 2016 года, которым постановлено:
"исковые требования Устюжанина Н. И. к Государственному учреждению ? Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N3 по г.Москве и Московской области о назначении пенсии удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N3 по г.Москве и Московской области включить в подсчет страхового стажа истца периоды:
с 30.06.1976 года по 03.08.1976 года,
с 15.11.1977 года по 12.03.1998 года.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N3 по г.Москве и Московской области назначить Устюжанину Н. И. страховую пенсию по старости в соответствии с п.6 ст.З Федерального закона от 15.12.2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 07 апреля 2015 года",
УСТАНОВИЛА:
Устюжанин Н.И. обратился в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области, с учетом уточнений, просил признать его участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязать ответчика включить в подсчет его страхового стажа период работы с 30.06.1976 г. по 03.08.1976 г. и период прохождения военной службы с 15.11.1977 г. по 12.03.1998 г., а также назначить досрочную страховую пенсию по старости с 07.04.2015 г., - в обосновании своих требований ссылаясь на то, что он является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и как военный пенсионер, на основании ст.30 Закона РФ от 15.05.1991 г. N1244-1 и п.6 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N166-ФЗ имеет право на получение страховой части пенсии по старости со снижением возраста, исходя из чего он обратился в пенсионные органы с заявлением о назначении ему досрочно страховой пенсии по старости со снижением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном ст. 30-37 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а именно ст. 30 данного Закона РФ, однако, в назначении досрочно страховой пенсии по старости ему, по мнению истца, необоснованно было отказано, при этом пенсионными органами не были учтены при подсчете его страхового стажа указанные выше периоды.
В судебном заседании представитель Устюжанина Н.И. исковые требования поддержал, представитель ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области исковые требования не признал.
Судом постановленоуказанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав представителя ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области - Терешкину К.Л., представителя Устюжанина Н.И. - Устюжанину И.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отмене решения суда в части удовлетворения исковых требований об обязании ответчика включить в страховой стаж истца период с 15.11.1977 г. по 12.03.1998 г. и назначения страховой части пенсии с 07.04.2015 г., с вынесением в данной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая, что в остальной части решение суда надлежит оставить без изменения, исходя из следующего:
Как установлено судом и следует из материалов дела, Устюжанин Н.И., **** г. рождения, в период прохождения службы в Вооруженных силах Российской Федерации с 18.09.1986 г. по 23.09.1986 г. в составе войсковой части 55237 принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в пределах 30-километровой зоны, что следует из справки Военного комиссариата г. Москвы N *** от 14.03.2016 г.
С 01.01.1999 г. Устюжанин Н.И. является получателем пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, период военной службы с 15.11.1977 г. по 12.03.1998 г. включен в выслугу лет.
07.04.2015 г. истец обратился в пенсионные органы с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и ст. 30 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В назначении досрочно страховой пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", истцу было отказано, при этом, пенсионными органами было указано на то, что граждане из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС, имеют право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с положениями Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1, назначаемая пенсия по которому к страховым не относится, либо на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с положениями Федерального закона "О страховых пенсиях", а именно положениями ст. 9 Федерального закона "О страховых пенсиях", которой для возможности назначения пенсии со снижением возраста предъявляется требование к наличию страхового стажа не менее 15 лет, а указанной продолжительностью страховой стаж у истца отсутствует.
При этом, пенсионными органами также было указано на то, что страховой стаж для определения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты) у истца составляет 07 лет 09 месяцев 23 дня при требуемом страховом стаже 15 лет, в подсчет страхового стажа пенсионными органами не были учтены: указанный выше период прохождения истцом военной службы, поскольку данный период был учтен при определении выслуги лет истца, а также с 30.06.1976 г. по 03.08.1976 г., так как трудовая книжка истца оформлена 05.01.1977 г., то есть до начала указанного периода, с отступлением от требований Инструкции о порядке ведения Трудовых книжек на предприятиях, в Учреждениях и организациях.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части признания истца участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, суд обоснованно указал, что признание гражданина участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС входит в компетенцию федеральных органов исполнительной власти, и исходил из того, что установление указанных обстоятельств в судебном порядке не требуется, поскольку данные обстоятельства подтверждены соответствующим удостоверением, выданным истцу, справкой МСЭ и не оспариваются.
Удовлетворяя исковые требования в части обязания ответчика включить в подсчет страхового стажа истца период его работы с 30.06.1976 г. по 03.08.1976 г., суд исходил из того, что записи о работе истца в указанный период в должности артиста оркестра группы валторн в Свердловский театр опера и балета им.А.В. Луначарского внесены в его трудовую книжку, факт работы подтвержден соответствующей справкой работодателя.
Судебная коллегия, учитывая, что ненадлежащее оформление трудовой книжки работодателем, не может являться основанием для отказа во включении в страховой стаж периодов трудовой деятельности гражданина, не находит оснований для отмены решения суда в приведенной выше части, поскольку выводы суда в данной части основаны на правильном применении норм права и надлежащей оценке представленных по делу доказательств.
Доводы апелляционной жалобы относительно указанной части решения суда, не могут служить основанием для его отмены либо изменения в данной части, так как направлены на переоценку выводов суда и иную оценку представленных по делу доказательств.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда об обязании ответчика включить в подсчет страхового стажа истца период прохождения им военной службы с 15.11.1977 г. по 12.03.1998 г. и назначения ему страховой пенсии по старости с 07.04.2015 г.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" и п. 6 ст. 3 Федеральный закон от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ 12.02.1993 г. N 4468-1, и части страховой пенсии по старости, устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях", имеют лица, указанные в статье 1 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 (далее - военнослужащие), при достижении ими 60 и 55 лет (мужчины и женщины соответственно).
Статьей 30 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что г ражданам, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
Удовлетворяя требования истца об обязании ответчика включить в подсчет его страхового стажа период прохождения военной службы с 15.11.1977 г. по 12.03.1998 г. суд указал, что в соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а в силу п.1 ч.1 ст.12 Федерального закона "О страховых пенсиях", в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1.
Однако, как указывалось выше, данный период военной службы был учтен при определении выслуги лет истца, с учетом указанного периода истцу была назначена пенсия по выслуге лет, получателем которой он является по настоящее время, а в соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" п ри исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
Таким образом, оснований для обязания ответчика включить в страховой стаж истца указанный период прохождения им военной службы у суда не имелось, в связи с чем решение суда в приведенной части нельзя признать законным и обоснованным, его в данной части следует отменить, в удовлетворении указанных требований отказать.
Также нельзя признать законным и обоснованным выводы суда о том, что ответчика надлежит обязать назначить истцу, *** г. рождения, страховую пенсию с даты обращения в пенсионные органы с соответствующим заявлением - с 07.04.2015 г., поскольку назначение досрочно страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, со снижением общеустановленного пенсионного возраста (для мужчин - 60 лет) не предусмотрено.
Действительно, в соответствии с положениями п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в оеннослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Вместе с тем, в соответствии с положениями ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" о тношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Таким образом, пенсия, предусмотренная положениями указанного Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1, и страховая пенсия в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не являются идентичными.
Нормами ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 определена возможность назначения гражданам по их желанию пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на условиях, определяемых данным Федеральным законом.
Положениями Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", равно как и положениями ранее действовавшего Федерального закона от 17.12.2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости со снижением возраста, установленного положениями ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") - для мужчин 60 лет, из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию в связи с катастрофой на ЧАЭС, не установлена.
Возможность снижения пенсионного возраста положениями Федерального закона "О страховых пенсиях" установлена при сохранении права на досрочное пенсионное обеспечение в связи с тяжелыми, особыми и др. условиями труда (ст. 30), работникам летно-испытательного состава (ст. 31), иным отдельным категориям граждан (женщинам, родившим 5 и более детей, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям и т.д.), перечисленным в положениях ст. 32 названного Федерального закона, к которым истец не относится.
При изложенных обстоятельствах, и в данной части решение суда надлежит отменить, в удовлетворении иска в указанной части отказать, поскольку, как указано выше, право лиц, получающих пенсию по выслуге лет, из числа граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС, на назначение досрочно страховой пенсии по старости со снижением общего возраста выхода на пенсию - 60 лет, которых истец, *** г. рождения, ко дню обращения в пенсионные органы с соответствующим заявлением - 07.04.2015 г., не достиг, приведенными выше нормами права не предусмотрена, учитывая, что истец является получателем пенсии по выслуге лет и претендует на одновременное получение пенсии по выслуге лет и страховой пенсии по старости на основании п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 07 октября 2016 года отменить в части обязания ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области включить в подсчет страхового стажа Устюжанина Н. И. периода с 15.11.1977 г. по 12.03.1998 г. и назначить пенсию с 07.04.2015 г., принять в данной части новое решение:
В удовлетворении исковых требований Устюжанина Н. И. к ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области о включении в страховой стаж периода с 15.11.1977 г. по 12.03.1998 г., назначении пенсии с 07.04.2015 г., - отказать.
В остальной части решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 07 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.