Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей А.Н. Пономарёва, О.В. Гордеевой, при секретаре А.В. Снурницыной, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе представителя И.И. Хитрика - А.А. Логецкого на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 3 апреля 2017 года по административному иску И.И. Хитрика к Военному комиссариату г. Москвы, Призывной комиссии г. Москвы, об оспаривании решения Призывной комиссии г. Москвы о признании годным к военной службе с незначительными ограничениями
установила:
И.И. Хитрик обратился в суд с указанным выше административным иском к Военному комиссариату г. Москвы, Призывной комиссии г. Москвы, полагая, что его состояние здоровья не позволяло проходить военную службу по призыву.
Решением Люблинского районного суда г. Москвы от 3 апреля 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представителя И.И. Хитрика - А.А. Логецкого ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель И.И. Хитрика - адвокат А.А. Собенин, действующий на основании ордера от 8 августа 2017 года, просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие И.И. Хитрика, Военного комиссариата г. Москвы, Призывной комиссии г. Москвы, извещённых о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя И.И. Хитрика, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.
В соответствии с этим суд согласно ч. 9, ч. 11 ст. 226, ч. 3 ст. 62 КАС РФ верно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела применительно к названным в судебном акте нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Решением Призывной комиссии г. Москвы от 7 апреля 2015 года утверждено решение Призывной комиссии Чертановского района г. Москвы от 18 ноября 2014 года, которым И.И. Хитрик, *** года рождения, был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями.
При этом Призывная комиссия г. Москвы исходила из данных о состоянии здоровья И.И. Хитрика, установленного по результатам его медицинского осмотра и данных контрольного медицинского освидетельствования, иной медицинской документации.
В частности, из акта обследования состояния здоровья И.И. Хитрика, составленного ГБУЗ ГКБ N *** от 7 октября 2014 года, следует, что у него имеется левосторонний сколиоз грудного отдела позвоночника 2 степени с ротацией Th 8- Th 10 с незначительными нарушениями функций.
Согласно выписному эпикризу ГБУЗ ГКБ N *** от 15 декабря 2014 года И.И. Хитрик имеет левосторонний сколиоз второй степени грудного отдела позвоночника, распространённый деформирующий остеохондроз позвоночника с незначительным нарушением функций позвоночника.
В соответствии с выписным эпикризом ГБУЗ ГКБ N *** от 31 декабря 2014 года у И.И. Хитрика имеется диспластический синдром грудного и поясничного отделов позвоночника, S -образный сколиоз грудного отдела позвоночника второй степени, ротация тел позвонков Th8-Th10, умеренно-выраженное нарушение функций позвоночника, выраженные мышечно-тонический и болевой синдромы.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворяя заявленных требований, суд пришёл к выводу о том, что выявленные у И.И. Хитрика в процессе контрольного медицинского освидетельствования степень нарушения функций позвоночника относится к умеренным нарушениям функций, то есть подпадает под перечень заболеваний, которым соответствует категория годности к военной службе "В", однако, в представленных медицинских документах, противоречащих данным предыдущих медицинских освидетельствований, не указаны критерии, которые Расписание болезней, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2014 г. N 1005, позволяет отнести к умеренным нарушениям функций позвоночника. При таком положении суд согласился с тем, что И.И. Хитрику была установлена категория годности к военной службе "Б4" согласно диагнозу: фиксированный сколиоз II степени с углом искривления позвоночника 11 - 17 градусов, без нарушения функций.
С указанными выводами судебная коллегия согласна.
Пунктами 1, 2 и 3 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что граждане при постановке на воинский учёт, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 названной статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе.
Согласно пункту 1 Положения военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооружённых Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учётным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
В соответствии с пунктами 3 и 4 Положения на военно-врачебную комиссию возлагается проведение медицинского освидетельствования, в том числе граждан, поступающих на приравненную службу, а также граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.
Под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
В силу пункта 9 Положения военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.
При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию, в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учётным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учётом результатов ранее проведённого обследования и с вынесением письменного заключения.
Для проведения освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учёт, граждан, призываемых на военную службу или на военные сборы, граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, граждан, не состоящих на военной службе и поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, граждан, изъявивших желание пройти и проходящих военную подготовку в учебных военных центрах, на факультетах военного обучения (военных кафедрах) при образовательных организациях, граждан, прошедших военную подготовку в учебных военных центрах, на факультетах военного обучения (военных кафедрах) и оканчивающих образовательную организацию, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, а также контрольного освидетельствования граждан, получивших отсрочку и освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам освидетельствования, руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения по заявке начальника отдела военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию, военного комиссара субъекта Российской Федерации выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием.
В соответствии с пунктом 69 Положения о военно-врачебной экспертизе Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), организуют обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе (за исключением граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья).
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 и пункта 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, признанные при призыве ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от призыва на военную службу и зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно пунктам 84 и 85 Положения о военно-врачебной экспертизе граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный им диагноз заболевания изменён (пересмотрен) или они признаны здоровыми. Обследование и освидетельствование военнослужащих, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организуется и проводится в порядке, определённом пунктами 50 - 67 данного Положения.
Организация освидетельствования иных категорий граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, возлагается на военные комиссариаты субъектов Российской Федерации и отделы военных комиссариатов.
В соответствии с п. 22 Положения о военно-врачебной экспертизе (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565) граждане, не пребывающие в запасе, призванные на военную службу, непосредственно перед направлением к месту военной службы проходят медицинский осмотр в целях исключения призыва на военную службу граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.
По решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, может проводиться заочно путём изучения их личных дел и медицинских документов, представленных в призывную комиссию субъекта Российской Федерации. При необходимости проводится очное контрольное освидетельствование указанных граждан.
В случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чём сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию. При этом одновременно с отменой решения призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает решение в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с приведённым законоположением Военным комиссариатом г. Москвы и Призывной комиссии г. Москвы представлены доказательства того, что контрольное освидетельствование И.И. Хитрика было проведено, однако, у И.И. Хитрика при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы и при контрольном освидетельствовании не выявлено отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе.
Названным нормативным актом (Расписанием болезней) определено, что к пункту "б" относятся:
остеохондропатии позвоночника (кифозы, структурные и неструктурные сколиозы III степени) с умеренной деформацией грудной клетки и дыхательной недостаточностью II степени по рестриктивному типу;
инфекционный спондилит с редкими (1 - 2 раза в год) обострениями;
распространенный деформирующий спондилез и межпозвонковый остеохондроз с множественными массивными клювовидными разрастаниями в области межпозвонковых сочленений со стойким болевым синдромом;
спондилолистез II степени (смещение от 1/4 до 1/2 части поперечного диаметра тела позвонка) с болевым синдромом;
состояние после удаления межпозвонковых дисков для освидетельствуемых по графам I, II расписания болезней.
Для умеренной степени нарушения функций характерны:
невозможность поддерживать вертикальное положение туловища более 1 - 2 часов, умеренное локальное напряжение и болезненность длинных мышц спины, сглаженность шейного и поясничного лордоза, наличие дегенеративного сколиоза I - II степени, сегментарная гипермобильность позвоночника;
ограничение амплитуды движений от 20 до 50 процентов в шейном и (или) грудном и поясничном отделах позвоночника;
слабость мышц конечностей, быстрая их утомляемость, парезы отдельных групп мышц без компенсации их функций.
Между тем указанные критерии в медицинской документации по результатам контрольного медицинского освидетельствования отсутствуют.
При таком положении суд правильно исходил из того, что административными ответчиками надлежащим образом организовано обследование и освидетельствование призывника И.И. Хитрика, в отношении которого не установлено названных в законе критериев умеренных нарушений функций позвоночника.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не организовал надлежащим образом проведение назначенных им экспертиз, не могут быть приняты во внимание, поскольку правовое значение применительно к приведённым законоположениям имеет изучение и оценка состояния здоровья и физического развития призывника на момент освидетельствования в целях определения его годности к военной службе, а не на момент рассмотрения дела судом, которое имело место спустя более двух лет после даты медицинских осмотра и освидетельствований.
При этом И.И. Хитрик не лишён был возможности поставить вопрос о повторном медицинском освидетельствовании.
Помимо доводов апелляционной жалобы, в заседании судебной коллегии адвокат А.А. Собенин указал, что И.И. Хитрик не был извещён о времени и месте судебного заседания, а резолютивная часть решения не содержит вывода об отказе в удовлетворении административного иска.
Между тем, сам И.И. Хитрик не оспаривает, что извещён надлежащим образом о месте времени судебного разбирательства, не заявляет о том, что содержание решения суда об отказе в удовлетворении административного иска ему не ясно, не просил решить вопрос об исправлении описки.
Из мотивировочной части решения следует однозначный вывод, в соответствии с которым "суд отказывает в удовлетворении заявления".
В деле имеются сведения об извещении представителя И.И. Хитрика о времени и месте судебного заседания, достоверность которого никем не оспаривается (л. д. 193).
Вопрос об исправлении описки может быть решён судом первой инстанции по собственной инициативе и после вступления решения суда в законную силу.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что существенных нарушений закона, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ считает, что суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что Призывной комиссией г. Москвы, Военным комиссариатом г. Москвы доказаны обстоятельства, имеющие значение, и представлены доказательства того, что обжалуемые действия (бездействия) соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, И.И. Хитрик не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Люблинского районного суда г. Москвы от 3 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.