Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В.,
судей Пономарёва А.Н., Гордеевой О.В.,
при секретаре Теплове К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ставича В.В. административное дело по апелляционному представлению Рязанского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры на решение Басманного районного суда г. Москвы от 7 февраля 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Рязанского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному агентству железнодорожного транспорта, ОАО "Российские железные дороги" о признании незаконным и отмене решения об утверждении результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, решения об утверждении плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции,
УСТАНОВИЛА:
Рязанский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику Федеральному агентству железнодорожного транспорта, ОАО "Российские железные дороги" и с учетом уточнения требований в порядке статьи 46 КАС РФ просил признать незаконным решение (действия) Московской дирекции управления движением - Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" об утверждении результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - станции Сасово от 26 декабря 2014 года, а также решения (действия) Федерального агентства железнодорожного транспорта об утверждении плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Сасово от 6 апреля 2016 года, как принятые без учета положений пункта 3.1. приказа Минтранса России от 12 апреля 2010 года N87 "О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств", приказа Минтранса России от 11 февраля 2010 года N34 "Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств".
В нарушение указанных требований законодательства в плане обеспечения транспортной безопасности станции Сасово не установлены критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, что влечет невозможность его исполнения в этой части и создает угрозу совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, делает невозможным подготовку и проведение контртеррористических операций, безопасной эвакуацию людей.
Судом постановленоуказанное выше решение, об отмене которого просит Рязанский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры по доводам апелляционного представления.
Представитель Рязанской транспортной прокуратуры Прошлякова М.В. по доверенности в судебном заседании доводы апелляционного представления поддержала.
Представители ОАО "РЖД" Рыгун К.А., Делов А.О. по доверенности возражали против отмены решения суда по мотивам, изложенным в отзыве.
Представитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Никанорова А.В. по доверенности полагала, что решение суда отмене или изменению не подлежит.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Железнодорожная станция Сасово (производственно-технологический комплекс) является собственностью ОАО "РЖД" и включена Федеральным агентством железнодорожного транспорта в реестр категорированных объектов с присвоением 2 категории.
6 октября 2014 года ОАО "РЖД" с привлечением специализированной организации ООО "РЦИБ" проведена оценка уязвимости данного объекта транспортной инфраструктуры.
Результаты оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (далее ОУ ОТИ) 26 декабря 2014 года утверждены Федеральным агентством железнодорожного транспорта.
По результатам рассмотрения заявки ОАО "РЖД" исполняющим обязанности руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта 6 апреля 2016 года утвержден план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры станции Сасово.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд установил, что предметом судебной проверки является законность действий при разработке и утверждению результатов ОУ ОТИ - станции Сасово, а также плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ железнодорожной станции Сасово, по результатам рассмотрения которой признаны необоснованными требования о признании незаконными данных решений (действий).
Суд пришел к выводу, что права неопределенного круга лиц не нарушены, так как материалы содержат необходимый в соответствии с законом объём сведений.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Согласно статье 2 Федерального закона "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются:
1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;
2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;
3) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
4) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
5) разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;
6) разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;
7) подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности;
8) осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности;
9) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности;
10) сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Согласно части 1 статьи 5 названного Закона порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, в силу части 2 этой же статьи, проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
Положениями части 1 статьи 6 указанного Закона предусмотрено, что объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона "О транспортной безопасности" на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
Выполнение оценки уязвимости в соответствии с приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 г. N42 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства" осуществляется после отнесения компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности ОТИ к одной из категорий, с включением в Реестр категорированных объектов.
Деятельность по утверждению ОУ ОТИ, разработке и утверждению Планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и транспортных средств (ТС) в сфере железнодорожного транспорта регламентирована также Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, утвержденными приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 года N43 (действовавшим на момент возникновения правоотношений), Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года N495 (вступили в силу с 1 января 2017 года), Порядком проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденных приказом Минтранса России от 12 апреля 2010 года N87, Порядком разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным приказом Минтранса России от 11 февраля 2010 года N34, Административным регламентом по ОУ, утвержденным приказом Минтранса России от 9 августа 2012 года N292, Административным регламентом предоставления государственной услуги по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ, утвержденным приказом Минтранса России от 6 марта 2013 года N74.
Пунктом 5.25.2 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 года N43 установлено, что субъект транспортной безопасности обязан установить в целях обеспечения транспортной безопасности, в том числе конфигурацию и границы критических элементов ОТИ.
Субъект транспортной инфраструктуры несет ответственность за обеспечение транспортной безопасности и обязан единолично устанавливать зоны транспортной безопасности и критические элементы ОТИ, что было принято во внимание Федеральным агентством железнодорожного транспорта при утверждении ОУ ОТИ железнодорожной станции Сасово.
Как установлено судом и следует из последнего абзаца пункта 1.6.2 ОУ ОТИ элементы ОТИ, которые могут быть рассмотрены в качестве критических - отсутствуют.
В обоснование своих требований прокурор ссылается на несоблюдение Федеральным агентством железнодорожного транспорта порядка проведения ОУ ОТИ, в частности на отсутствие в ОУ ОТИ железнодорожной станции Сасово перечня критических объектов ОТИ.
Этот довод обоснованно признан судом ошибочным, поскольку пункт 5.26 Требований по обеспечению транспортной безопасности, на который ссылается административный истец, говорит про изменение критических элементов, а не про их первоначальное установление.
Из абз. 2 пункта 3.1.1. Порядка проведения ОУ ОТИ следует, что в ходе проведения оценки уязвимости результатом изучения является определение в том числе перечня критических элементов ОТИ.
Однако из данной нормы не следует обязательное указание в ОУ ОТИ критических элементов.
В этой связи специализированной организацией при разработке ОУ ОТИ не были указаны элементы ОТИ, которые могут рассматриваться в качестве критических.
Апелляционное представление не учитывает, что ОУ ОТИ и План обеспечения транспортной безопасности ОТИ не являются идентичными друг другу документами.
Поэтому суд первой инстанции правомерно указал, что в Плане обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Сасово конфигурация и границы критического элемента определены на страницах 52 и 61 Плана - в разделе 5 "Критические элементы ОТИ" и разделе 9 (пункт 9.3.3. "Граница критического элемента", в подпункте 2 которого установлен порядок патрулирования мест критического элемента). В разделе 13 (пункт 13.1.3.) Плана определены места размещения КПП на границе критического элемента ОТИ.
Из материалов дела и объяснений сторон следует, что критические элементы расположены "по периметру релейной", точнее их определить невозможно. Именно "релейная" является критическим объектом, посягательство на который приведет к нарушению функционирования объекта транспортной инфраструктуры.
Изложенное свидетельствует об отсутствии нарушения административными ответчиками порядка принятия решения об утверждении результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и решения об утверждении плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда законно и обоснованно, принято в соответствии с нормами материального права, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и нормами процессуального права.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Басманного районного суда г. Москвы 7 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.