Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В.,
судей Пономарёва А.Н., Гордеевой О.В.,
при секретаре Снурницыной А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ставича В.В. дело по апелляционной жалобе Международной общественной организации "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал" (далее - Международный Мемориал) на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 16 декабря 2016 года по делу по административному исковому заявлению Международного Мемориала о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции РФ о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, обязании устранить нарушения, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
УСТАНОВИЛА:
Международный Мемориал обратился в суд с указанным выше административным иском к Министерству юстиции РФ, полагая незаконным распоряжение указанного органа государственной власти о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Требование мотивировано тем, что изложенные в распоряжении Минюста России от 4 октября 2016 года выводы об осуществлении организацией политической деятельности являются необоснованными, поскольку деятельность организации соответствует заявленным в Уставе целям, направленным на содействие в построении развитого гражданского общества и демократического правового государства, исключающего возможность возврата к тоталитаризму, а также указывает на то, что Международный Мемориал имеет статус международной организации, что в свете разъяснений Конституционного Суда РФ в Постановлении от 8 апреля 2014 года N10-П, исключает возможность отнесения Международного Мемориала к организации, выполняющей функции иностранного агента.
Судом постановленоуказанное выше решение, об отмене которого просит представитель Международного Мемориала Жемкова Е.Б., выражая несогласие с выводами суда первой инстанции в том, что организация причастна к осуществлению политической деятельности.
Представители Международного Мемориала Кухлевская Т.А., Рачинский Я.З. по доверенности в судебном заседании просили удовлетворить апелляционную жалобу.
Представитель Министерства юстиции РФ Алексеевская Е.М. по доверенности возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда.
Установлено, что распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации N1355-р от 4 октября 2016 года Международный Мемориал включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд руководствовался тем, что указанное решение уполномоченного органа государственной власти основано на законе, подтверждается материалами внеплановой проверки и иными доказательствами, представленными в ходе рассмотрения дела административным ответчиком.
С указанными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении закона и установленных судом обстоятельствах.
Политическая деятельность характеризуется действиями, имеющими цель оказать влияние на институты и органы государственной власти для реализации индивидуальных, групповых или институциональных интересов, выходящие за пределы служебных обязанностей, а также индивидуальные или коллективные действия, направленные на формирование и изменение политической воли граждан.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. N10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив", граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева" указано, что из содержания взаимосвязанных положений пункта 6 статьи 2, абзаца второго пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", вытекает, что некоммерческая организация - для того чтобы быть признанной выполняющей функции иностранного агента - должна:
быть российской некоммерческой организацией, что исключает отнесение к некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, международных и иностранных организаций, включая их представительства (филиалы), открытые на территории Российской Федерации;
получать денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ). При этом ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения не имеют, чем, по существу, блокируется возможность произвольного истолкования и применения указанных законоположений в части, относящейся к условиям получения иностранного финансирования. Вместе с тем важно учитывать, что соответствующие денежные средства и иное имущество должны быть не просто перечислены (направлены в адрес) некоммерческой организации, а приняты ею; если же она отказывается от их получения и возвращает иностранному источнику, тем более когда такие действия предпринимаются до начала участия в политической деятельности, объявление себя некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не требуется. В противном случае некоммерческие организации были бы поставлены в положение, не согласующееся с презумпцией законности и добросовестности их деятельности и не позволяющее им определять приемлемые источники получаемых денежных средств и иного имущества и самостоятельно решать вопрос об их принятии;
участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, т.е. независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, участвовать (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Их формы могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
Международный Мемориал, осуществляя политическую деятельность, на момент получения денежных средств от иностранных источников, не исполнил установленную законом обязанность подать заявление о включении его в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
В период с 5 по 30 сентября 2016 года в ходе проведения внеплановой документарной проверки сотрудниками Министерства юстиции РФ в отношении Международного Мемориала, выявлено, что данная некоммерческая организация в период с 2013 года по май 2016 года регулярно получала денежные средства от иностранных организаций и граждан, что административным истцом не оспаривалось.
Причастность к осуществлению политической деятельности Международным Мемориалом подтверждается публикациями на официальном сайте информации и статей политического характера, а именно:
- заявление Организации о Законе "об иностранных агентах", в котором указано, что " ... никакие частные изменения не смогут исправить этот изначально неправовой и неконституционный закон." (15 ноября 2013 г.);
- заявление Организации "О внесении Правозащитного центра "Мемориал" в реестр "иностранных агентов", в котором указано, что: " ... нынешние принятые в чрезвычайном порядке нормы об "иностранных агентах" направлены не на решение реальных проблем, стоящих перед страной, но лишь на ослабление гражданского общества России. Нам остается вновь повторить то, что мы говорили последние два года, с момента внесения закона об "иностранных агентах" в Госдуму: этот закон позорит Россию, он не подлежит улучшению или исправлению и должен быть отменен." (22 июля 2014 г.);
- обращение Организации, в котором сообщается, что " ... действия России против Украины подпадают под определение агрессии, данное в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года. В настоящее время дело дошло уже до прямого участия российских военнослужащих в боевых действиях на чужой территории - против законной власти соседней страны. Мы требуем немедленно прекратить российскую агрессию против Украины ... " (29 августа 2014 г.);
- статья "Удар по Сахаровскому центру - это удар по интеллектуальной свободе", в котором содержится критика действия Министерства юстиции РФ: " ... Мы требуем немедленно прекратить кампанию по навешиванию ярлыков на независимые организации. Эта кампания копирует худшие образцы травли инакомыслящих в советские годы ... " (26 декабря 2014 г.);
- заявление Организации "Убийство Немцова: ответственность власти", в котором указано, что " ... в последние годы и месяцы власть России и служащие ей средства массовой информации создали атмосферу ненависти к любому инакомыслию. Государственная пропаганда не только "высвечивает", подобно прожектору, мишень для убийц, но и создает у них ощущение безнаказанности. Оппозиционных и просто независимых общественных и политических активистов называют вражескими агентами, по сути объявляя их "разрешенной целью". Но пропагандой дело уже не заканчивается: с подачи власти создан "Антимайдан" - отряды штурмовиков, открыто провозглашающие своей целью силовое, за рамками закона, подавление оппозиции. Эти силы тесно связаны с "ополченцами", воюющими на востоке Украины, откуда в Россию возвращаются люди, имеющие опыт прямого и безнаказанного вооруженного насилия ... Но мы можем определенно утверждать: именно российская власть создала все предпосылки для убийства Немцова" (28 февраля 2015 г.);
- комментарий члена Правления Организации Яна Рачинского о проекте Федерального закона "О противодействии реабилитации преступлений сталинского тоталитарного режима (сталинизма)", в котором указано, что: " ... никакие самые вопиющие преступления советской власти не были официально признаны преступлениями против человечности ... Поэтому сфера действия закона (если он будет принят) окажется весьма ограничена. Серьезные сомнения вызывает ссылка на законодательство об экстремизме, неопределенность формулировок и произвольность применения которого хорошо известны. Оговорка, сделанная в ч. 1 ст. 3, совершенно не предохраняет от плачевных последствий. Думается, что приоритет должен быть отдан просветительным и воспитательным мерам, а не запретительным ... " (22 сентября 2015 г.).
Результаты проверки подтвердили политическую деятельность административного истца и факт финансирования Международного Мемориала от иностранных источников. Указанные обстоятельства также нашли подтверждение в постановлении судьи Тверского районного суда г. Москвы от 7 декабря 2016 г. по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ в отношении Международного Мемориала. Указанное постановление вступило в законную силу 10 марта 2017 года.
Изложенное свидетельствует о том, что Международный Мемориал осуществлял политическую деятельность в том значении, в каком она раскрыта в упомянутом Постановлении Конституционного Суда России от 8 апреля 2014 г. N10-П.
Установленные выше обстоятельства, которые в апелляционной жалобе не оспариваются, получили надлежащую правовую оценку по правилам ст. 84 КАС РФ в соответствии со следующими законоположениями.
Согласно п. 10 ст. 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" сведения, содержащиеся в представляемых для государственной регистрации документах некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, составляют реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ведение которого осуществляется уполномоченным органом. Порядок ведения указанного реестра устанавливается уполномоченным органом.
Указанный Порядок утвержден Приказом Минюста РФ от 30 ноября 2012 г. N223 "О Порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" (зарегистрирован в Минюсте РФ 30 ноября 2012 г.; регистрационный N25980).
Согласно п. 2 Порядка ведение реестра осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Министерство).
Включение в реестр происходит по заявлению самой некоммерческой организации (подп. "а" п. 6, п. 9, п. 11, п. 12 Порядка).
Основанием для внесения изменений в реестр является распоряжение Министерства, принимаемое в связи с поступлением в Министерство документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", абзацем восьмым части первой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" (абз. 3 п. 10 Порядка).
Вместе с тем при невыполнении некоммерческой организации обязанности подать такое заявление, включение её в реестр возможно по инициативе Министерства юстиции РФ.
Так, в силу п. 7 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, уполномоченный орган включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр.
В этом случае уведомление о включении некоммерческой организации в реестр направляется Министерством некоммерческой организации не позднее чем через три рабочих дня со дня издания соответствующего распоряжения (п. 19 Порядка).
Сведения о некоммерческих организациях, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее чем через три рабочих дня со дня внесения сведений в реестр на электронных носителях (п. 21 Порядка).
Таким образом, Министерство юстиции РФ вправе было решать вопрос о включении административного истца в реестр даже в отсутствие его заявления, поскольку имелись достаточные данные, свидетельствующие об осуществлении им деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.
Признавая наличие признаков участия Международного Мемориала в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, судебная коллегия исходит из того, что Международный Мемориал является некоммерческой организацией, зарегистрированной в соответствии с российским законодательством.
В силу ст. 47 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N82-ФЗ "Об общественных объединениях" указание на международный статус организации должен быть подтвержден документально созданием филиала в иностранном государстве.
Представленные Международным Мемориалом копии документов свидетельствуют не о создании филиала, а самостоятельной организации в г. Праге (л.д. 27-28). Данные о том, что центральные уставные органы этой организации имеют отношение к Российской Федерации отсутствуют.
Как отсутствуют и другие бесспорные доказательства, что Международный Мемориал ведет свою деятельность на территории иностранных государств через свои отделения.
Деятельность филиала некоммерческой организации на территории иностранного государства характеризуется ведением отчетности (операционной, налоговой, статистической и др.), участием в различных мероприятиях. Таких признаков по настоящему делу не установлено.
В жалобе административный истец со ссылкой на ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод заявляет о недопустимости ограничения свободы выражать свое мнение, умаления права на ассоциации и получение финансирования из источников, находящихся, в том числе в иностранных государствах.
Указанные доводы основаны на искаженном цитировании норм права, что влечет односторонность выводов заявителя жалобы, поскольку действия Минюста России не лишают Международный Мемориал возможности в полном объеме осуществлять свою уставную деятельность, включая политическую, и получать финансирование от иностранных источников, при обеспечении прозрачности, как самой деятельности, так и источников ее финансирования.
Заслуживает внимания содержащаяся в апелляционной жалобе просьба дать оценку ответу Министерства юстиции РФ от 3 ноября 2016 года на обращение исполнительного директора МОО "Справедливая помощь" Глинки Е.П.
В этом документе со ссылкой на нормы закона излагается позиция Министерства о том, что общественная организация не может одновременно быть международной и региональной (л.д. 123-124).
В этом смысле прослеживается последовательность позиции Министерства юстиции РФ по данному делу, которое ставит под сомнение международный статус административного истца.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые являются основанием для отмены решения суда.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 16 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.