Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего В.В. Ставича,
судей В.В. Лукьянченко, С.И. Коневой,
при секретаре А.В. Снурницыной, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко дело по апелляционной жалобе Ганем Сафуана на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 27 марта 2017 года, по делу по административному исковому заявлению Г. Сафуана об оспаривании решения МВД России от 27 декабря 2016 года N 287 об отказе в удовлетворении жалобы Г. Сафуана об отмене решения от 15 сентября 2016 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской об обязании административного ответчика устранить нарушенное право путем предоставления временного убежища, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
Г. Сафуан обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя свое обращение незаконностью отказа в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, поскольку на то имелись гуманные основания, заключающиеся в опасении при возвращении на родину в Сирийскую Арабскую Республику подвергнуться преследованию по религиозным мотивам.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 27 марта 2017 года постановлено:в удовлетворении административного искового заявления Г. Сафуана о признании незаконным решения ГУВМ МВД России от 27 декабря 2016 года - отказать.
В апелляционной жалобе Г. Сафуана ставится вопрос об отмене решения суда.
В заседании судебной коллегии представитель ГУВМ МВД России Н.С. Шапарева возражала против доводов апелляционной жалобы.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, вы-слушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что Г. Сафуан, 2 февраля 1975 г.р., является гражданином Сирийской Арабской Республики (далее - САР), уроженец г. Алеппо. По национальности - друз, вероисповедание - друизм. Родной язык - арабский, владеет русским языком на бытовом уровне. Образование, со слов, неполное среднее. Со слов Г. Сафуана, в период с 1995 г. по 1997 г. проходил военную службу в ракетных войсках Вооруженных сил Сирии.
Семейное положение - женат, жена гражданка Российской Федерации Зинченко Нина Владимировна, 21 апреля 1969 г.р., уроженка п. Синегорский г. Белая Калитва Ростовской области (свидетельство о заключении брака У-МЮ N 775229 от 27 мая 2016 г.).
Родственники административного истца: отец, две сестры и брат проживают в САР в г. Дамаске.
Прежнее место постоянного жительства Г. Сафуана в Сирийской Арабской Республике - г. Сувейда.
На территорию Российской Федерации прибыл 31 августа 2015 года посредством авиатранспорта через воздушный пункт пропуска г. Москвы "Внуково",
Официально не работает, со слов, ему материально помогает отец.
О каких-либо заболеваниях требующих оказания неотложной медицинской помощи на территории Российской Федерации административный истец не сообщил.
Прибыв на территорию Российской Федерации в 2015 году, с заявлением о представлении временного убежища обратился по истечении 11 месяцев с момента въезда.
Решением ГУ МВД России по г. Москве от 15 сентября 2016 года Г. Сафуан уотказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федераци в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 12 Федерального закона "О беженцах".
Данное решение он обжаловал в ГУВМ МВД России.
Решением ГУВМ МВД России от 27 декабря 2016 года решение ГУ МВД России по г. Москве об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации признано правомерным.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался законностью оспариваемого решения ГУВМ МВД России, по причине отсутствия причин гуманного характера, требующих предоставления Г. Сафуану разрешения на временное пребывание на территории России.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Федеральный закон "О беженцах", устанавливая среди прочего правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1). Данный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (статья 3), предусматривает также возможность предоставления данным лицам временного убежища (статья 12).
Пунктом 1 статьи 12 Закона предусмотрено, что предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона РФ "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации, либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 N 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Согласно пункту 12 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, временное убежище, предоставляется на срок до одного года, который (срок предоставления временного убежища) может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что при вынесении оспариваемого решения ГУВМ МВД России учтено, что он не отвечает критериям, определяющим понятие "беженец", а также отсутствие оснований полагать, что в случае возвращения на родину административный истец может быть подвергнут негуманному обращению.
Проанализировав все представленные материалы, суд обоснованно указал, что оспариваемое решение соответствуют Федеральному закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах", а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 года "О статусе беженцев", Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), содержит мотивы принятого решения, рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
По данным опросного листа родственники административного истца (родители, братья и сестры) проживают в пригороде г. Дамаска (Сирия), который находится под контролем правительственных войск и отсутствуют сведения о том, что они подвергаются там преследованиям или иному жестокому обращению.
Каких-либо данных, свидетельствующих о том, что Г. Сафуан в настоящее время находится на территории России легально, соблюдает правила миграционного учета, его жалоба не содержит.
При вынесении решения миграционным органом правильно приведен анализ всех обстоятельств дела связанных с просьбой заявителя, как личных, так и общественно-политических, и правомерно сделан вывод об отсутствии у заявителя гуманных причин для предоставления временного убежища.
Довод апелляционной жалобы о том, что будучи по национальности друзом и исповедуя друизм, Г. Сафуан будет подвергнут особому риску со стороны религиозных исламских фанатиков в стране своего пребывания, судебная коллегия находит необоснованным, поскольку согласно доктрине друизма "такия", верующий, живущий во враждебной среде, может внешне принять ее условности, внутренне сохраняя свою веру.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 27 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.