Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего В.В. Ставича,
судей В.В. Лукьянченко, С.И. Коневой,
при секретаре А.В. Петрове, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко дело по апелляционной жалобе Билуни А.Я, на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 7 марта 2017 года по делу по административному исковому заявлению А.Я. Билуни об оспаривании решения N 168 от 30 сентября 2016 года ГУВМ МВД России об отказе в удовлетворении жалобы А.Я. Билуни об отмене решения от 18 августа 2016 года ГУ МВД России по Московской области об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
А.Я. Билуни обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя свое обращение незаконностью отказа в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, поскольку на то имелись гуманные основания, заключающиеся в опасении при возвращении на родину в Сирийскую Арабскую Республику стать жертвой боевых действий.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 7 марта 2017 года постановлено:в удовлетворении административного искового заявления А.Я. Билуни о признании незаконным решения ГУВМ МВД России от 30 сентября 2016 года - отказать.
В апелляционной жалобе А.Я. Билуни ставится вопрос об отмене решения суда.
В заседании судебной коллегии представитель ГУВМ МВД России С.В. Уткин возражал против доводов апелляционной жалобы.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, вы-слушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что А.Я. Билуни, *** года рождения, гражданин Сирийской Арабской Республики, уроженец г. Алеппо, Сирия. Вероисповедание - ислам суннитского толка, национальность - араб, родной язык арабский, русским языком владеет на бытовом уровне. Образование среднее, в 1997 году окончил среднюю образовательную школу в г. Алеппо. С 1998 по 2000 годы проходил военную службу по призыву в звании рядового. Прежнее постоянное место проживание в стране гражданской принадлежности - г. Алеппо, Сирия.
По данным АС ЦБДУИГ, А.Я. Билуни в период с 2008 по 2012 год неоднократно посещал территорию Российской Федерации с целью осуществления трудовой деятельности, в установленном порядке становился на миграционный учет. С 15 июня 2008 года по 14 июня 2009 год имел разрешение на трудовую деятельность на территории Российской Федерации N 99080216103.
Последний раз в Российскую Федерацию прибыл 20 июня 2012 года самолетом с территории Сирии, пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации - КПП "Внуково" на основании многократной деловой визы N ДАМ38107, выданной 6 июня 2012 года Посольством Российской Федерации в Дамаске, со сроком действия до 26 мая 2013 года.
Личность А.Я. Билуни удостоверена национальным паспортом N 006161284, выданным Алеппо - Центр 2 мая 2011 года, со сроком действия до 1 мая 2017 года.
Семейное положение - холост, детей не имеет. На территории Сирии в г. Латакии проживают родители заявителя, со слов, связь с ними утрачена.
В настоящее время на территории Российской Федерации пребывает без постановки на миграционный учет по адресу: Московская область, г. Ногинск, ул. ***. Источник средств к существованию - случайные заработки без оформления соответствующего разрешения.
18 ноября 2013 года административный истец обратился в УФМС России по г. Москве с заявлением о предоставлении временного убежища.
19 ноября 2013 года А.Я. Билуни было предоставлено временное убежище сроком до 19 ноября 2014 года, которое 16 октября 2014 года было продлено до 19 ноября 2015 года.
9 апреля 2015 года решением УФМС России по г. Москве административный истец был снят с учета в связи с переездом в Московскую область. При этом, в установленном порядке для постановки на учет в УФМС России по Московской области не обратился.
20 ноября 2015 года истек срок предоставления временного убежища.
26 ноября 2015 года ОМВД России по СЗАО г. Москвы принято решение о назначении А.Я. Билуни наказания в виде штрафа с выдворением за пределы Российской Федерации за совершение административного правонарушения по ст. 18.8. КоАП РФ.
30 мая 2016 года А.Я. Билуни обратился в УФМС России по Московской области с заявлением о предоставлении временного убежища.
18 августа 2016 года ГУ МВД России по Московской области А.Я. Билуни отказано в предоставлении временного убежища.
Данное решение было обжаловано в ГУВМ МВД России. Административный истец обосновал свое заявление тем, что не может вернуться в страну гражданской принадлежности из-за боевых действий.
Решением ГУВМ МВД России от 30 сентября 2016 года решение ГУ МВД России по Московской области оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался законностью оспариваемого решения ГУВМ МВД России, по причине отсутствия причин гуманного характера, требующих предоставления А.Я. Билуни разрешения на временное пребывание на территории России.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Федеральный закон "О беженцах", устанавливая среди прочего правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1). Данный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (статья 3), предусматривает также возможность предоставления данным лицам временного убежища (статья 12).
Пунктом 1 статьи 12 Закона предусмотрено, что предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона РФ "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации, либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Согласно пункту 12 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, временное убежище, предоставляется на срок до одного года, который (срок предоставления временного убежища) может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что при вынесении оспариваемого решения ГУВМ МВД России учтено, что он не отвечает критериям, определяющим понятие "беженец", а также отсутствие оснований полагать, что в случае возвращения на родину административный истец может быть подвергнут негуманному обращению.
Проанализировав все представленные материалы, суд обоснованно указал, что оспариваемое решение соответствуют Федеральному закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах", а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 года "О статусе беженцев", Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), содержит мотивы принятого решения, рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
По данным опросного листа родственники административного истца (родители, братья и сестры) проживают в г. Латакия и в г. Алеппо (Сирия), которые находятся под контролем правительственных войск и отсутствуют сведения о том, что они подвергаются там преследованиям или иному жестокому обращению.
Каких-либо данных, свидетельствующих о том, что А.Я. Билуни в настоящее время находится на территории России легально, соблюдает правила миграционного учета, его жалоба не содержит.
При вынесении решения миграционным органом правильно приведен анализ всех обстоятельств дела связанных с просьбой заявителя, как личных, так и общественно-политических, и правомерно сделан вывод об отсутствии у заявителя гуманных причин для предоставления временного убежища.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 7 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.