Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего В.В. Ставича,
судей В.В. Лукьянченко, С.И. Коневой,
с участием переводчика Хадж Исмаил Мохамад Басель Адиб
при секретаре Т.В. Черевичной, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко дело по апелляционной жалобе Махмуд А.М. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 31 марта 2017 года по делу по административному исковому заявлению А.М. Махмуд об оспаривании решения МВД России N 213 от 28 октября 2016 года об отказе в удовлетворении жалобы А.М. Махмуд об отмене решения ГУ МВД России по Московской области от 5 сентября 2016 года об отказе в продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, об обязании предоставить временное убежище на территории Российской Федерации, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
А.М. Махмуд обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя свое обращение незаконностью отказа в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, поскольку на то имелись гуманные основания, заключающиеся в опасении при возвращении на родину в Сирийскую Арабскую Республику стать жертвой боевых действий.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 31 марта 2017 года постановлено:в удовлетворении административного искового заявления А.М. Махмуд о признании незаконным решения ГУВМ МВД России от 28 октября 2016 года - отказать.
В апелляционной жалобе А.М. Махмуд ставится вопрос об отмене решения суда.
В заседании судебной коллегии А.М. Махмуд поддержал доводы жалобы.
Представитель ГУВМ МВД России И.В. Выборов возражал против доводов апелляционной жалобы.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, вы-слушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что А.М. Махмуд, *** года рождения, гражданин Сирийской Арабской Республики, уроженец г. Алеппо, Сирия. Вероисповедание - ислам суннитского толка, национальность - араб; родной язык арабский, русским языком не владеет. Образование среднее, в 2008 году окончил 9 классов средней школы в г. Алеппо. Службу в армии не проходил, не призывался. Прежнее постоянное место жительства - г. Алеппо, Сирия.
По данным АС ЦБДУИГ А.М. Махмуд с апреля 2008 года неоднократно в составе семьи посещал территорию Российской Федерации. Последний раз прибыл 28 сентября 2011 г. авиарейсом "Алеппо-Москва" на основании многократной деловой визы N АЛП28500, выданной Генеральным консульством Российской Федерации в Алеппо, со сроком действия до 11 сентября 2012 года. Личность заявителя удостоверена национальным паспортом N ***со сроком действия; до 19 августа 2013 года.
На территории Сирии связь с родственниками утрачена. На территории Российской Федерации пребывают: отец заявителя А.М.Я. Махмуд, ***года рождения (личное дело N **), срок предоставления временного убежища истек 5 мая 2016 года; мать Б. Муранли, **года рождения (личное дело N **), ей и ее несовершеннолетней дочери А.Н. Махмуд, ** года рождения, отказано в продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации 15 сентября 2016 года; сестра А.Р. Махмуд, **года рождения (личное дело N **), имеет временное убежище на территории Российской Федерации со сроком действия до 27 августа 2017 г.; брат А.М. Махмуд, ** года рождения (личное дело N **), отказано в продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации 19 августа 2016 года.
В настоящее время А.М. Махмуд пребывает на территории Российской Федерации без постановки на миграционный учет по адресу: г. Ногинск, ул. Комсомольская, д. 82, кв. 61. Источник средств существования в России ? работает портным на швейной фабрике в г. Лосино-Петровский без оформления разрешения на осуществление трудовой деятельности.
В январе 2013 года совершил на территории Российской Федерации административное правонарушение, предусмотренное статьей 18.8 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа.
21 мая 2013 года А.М. Махмуд впервые обратился в УФМС России по Московской области с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации. Решением УФМС России по Московской области от 27 мая 2013 года заявителю было отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации как лицу, не отвечающему критериям, определяющим понятие "беженец" согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О беженцах". Указанное решение заявитель не обжаловал.
27 сентября 2013 года А.М. Махмуд обратился в УФМС России по Московской области с заявлением о предоставлении временного убежища. Свое заявление он обосновал боевыми действиями на территории Сирии.
24 декабря 2013 года заявителю было предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации по гуманным основаниям в соответствии с подпунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах". Срок предоставления временного убежища заявителю продлевался.
11 августа 2016 года заявитель обратился в УВМ ГУ МВД России по Московской области с заявлением о продлении срока предоставления временного убежища на территории Российский Федерации.
Решением от 05 сентября 2016 года в предоставлении временного убежища было отказано.
Данное решение было обжаловано в ГУВМ МВД России. Административный истец обосновал свое заявление тем, что не может вернуться в страну гражданской принадлежности из-за боевых действий.
Решением ГУВМ МВД России от 28 октября 2016 года решение ГУ МВД России по Московской области оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался законностью оспариваемого решения ГУВМ МВД России, по причине отсутствия причин гуманного характера, требующих продления срока предоставления А.М. Махмуд временного убежища на территории России.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Федеральный закон "О беженцах", устанавливая среди прочего правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1). Данный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (статья 3), предусматривает также возможность предоставления данным лицам временного убежища (статья 12).
Пунктом 1 статьи 12 Закона предусмотрено, что предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона РФ "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации, либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Согласно пункту 12 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, временное убежище, предоставляется на срок до одного года, который (срок предоставления временного убежища) может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что при вынесении оспариваемого решения ГУВМ МВД России учтено, что он не отвечает критериям, определяющим понятие "беженец", а также отсутствие оснований полагать, что в случае возвращения на родину административный истец может быть подвергнут негуманному обращению.
В апелляционной жалобе административный истец ссылается на наличие оснований для продления ему временного убежища.
В апелляционной жалобе административный истец ссылается на наличие оснований для продления ему временного убежища.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы административного истца, судебная коллегия приходит к выводу об их необоснованности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований административного истца, обоснованно указал, что административным истцом не представлено доказательств наличия в настоящее время реальной угрозы для его жизни или свободы, вследствие внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности, а также реальных доказательств существования угрозы для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Из анализа указанных норм права следует, что при отсутствии оснований для предоставления иностранному гражданину возможности временно пребывать на территории России, заявление не может быть удовлетворено.
В соответствии с названными нормами права судом и был разрешен спор.
Проанализировав все представленные материалы, суд обоснованно указал, что оспариваемое решение соответствуют Федеральному закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах", а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 года "О статусе беженцев", Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), содержит мотивы принятого решения, рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2010 года N 1317-О-П временное убежище, предоставляемое в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах", является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке.
Каких-либо данных, свидетельствующих о том, что А.М. Махмуд в настоящее время находится на территории России легально, соблюдает правила миграционного учета, его жалоба не содержит.
При вынесении решения миграционным органом правильно приведен анализ всех обстоятельств дела связанных с просьбой заявителя, как личных, так и общественно-политических, и правомерно сделан вывод об отсутствии у заявителя гуманных причин для предоставления временного убежища.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 31 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.