Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Егоровой Ю.Г., Шаровой О.В.,
при секретаре Арефьевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В. административное дело по апелляционным жалобам Кесяна А.А,, Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 31 марта 2017 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление Кесяна А.А. об установлении кадастровой стоимости нежилого здания равной его рыночной стоимости удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером ****, общей площадью 8 714, 4 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 23 января 2015 года в размере 610 324 447 рублей (шестьсот десять миллионов триста двадцать четыре тысячи четыреста сорок семь) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером ****, общей площадью 8 714, 4 кв.м, расположенного по адресу: ****.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2016 года и по 31 декабря 2016 года.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания считать 29 декабря 2016 года",
УСТАНОВИЛА:
Кесян А.А обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением с учетом уточнений об установлении по состоянию на 23 января 2015 года кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером ****, общей площадью 8 714, 4 кв.м, расположенного по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости, равной 517 224 108 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником здания, кадастровая стоимость которого по состоянию на 23 января 2015 года установлена в размере 902 989 700,9 руб. Указанная кадастровая стоимость, по его мнению, является завышенной.
Судом постановленоуказанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционных жалоб просят Кесян А.А, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что Кесян А.А. является собственником нежилого здания с кадастровым номером ****, общей площадью 8 714, 4 кв.м, расположенного по адресу: ****.
По результатам государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства кадастровая стоимость указанного выше объекта по состоянию на 23 января 2015 года установлена в размере 902 989 700,9 руб.
Оспаривая названную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке от 28 ноября 2016 года, подготовленный ООО "Эксперт Групп 21 век", которым рыночная стоимость объекта определена в размере 575 144 425 руб.
На отчет об оценке получено положительное экспертное заключение.
Возражая против заявленных требований, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы представили письменные пояснения, согласно которым отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства в области оценочной деятельности.
Определением Московского городского суда от 08 февраля 2017 года по делу назначено проведение судебной оценочной экспертизы, производство которой поручено эксперту ООО "Экспертно-правовое Бюро".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 28 февраля 2017 года рыночная стоимость нежилого здания по состоянию на 23 января 2015 года составляет 610 324 447 руб. (с учетом НДС).
В соответствии с частями 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость объекта недвижимости должна быть установлена в размере его рыночной стоимости с учетом НДС на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении ( статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости указанного объекта в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей апелляционной жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Доводы апелляционной жалобы Кесяна А.А. о том, что рыночная стоимость объекта недвижимости должна приниматься без учета НДС, являются несостоятельными, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, НДС является существенным ценообразующим фактором и входит в состав рыночной стоимости объектов недвижимости. При этом уплата НДС и налога на имущество не влечёт за собой двойного налогообложения, поскольку относится к различным периодам владения объектом.
Более того, рыночная стоимость объекта недвижимости именно в этом размере определена экспертом.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 31 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Кесяна А.А., Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.