Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего В.В. Ставича,
судей В.В. Лукьянченко, С.И. Коневой,
при секретаре Д.Б. Сангаджиевой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко дело по апелляционной жалобе Феклина С.В. на решение Чертановского районного суда г. Москвы от 21 июня 2017 года по делу по административному иску С.В. Феклина о признании незаконным отказа Объединенного военного комиссариата Чертановского района ЮАО г. Москвы в проведении повторного медицинского освидетельствования Феклина С.В. от 23 января 2017 года N 102, об обязании ОВК Чертановского района ЮАО г. Москвы направить С.В. Феклина на повторное медицинское освидетельствование с целью установления категории годности к военной (приравненной к ней) службе в настоящее время, о взыскании с ОВК Чертановского района ЮАО г. Москвы суммы в размере 20000 рублей на оплату юридических услуг , которым отказано в удовлетворении заявленных требований,
установила:
С.В. Феклин обратился в суд с указанным выше административным иском. Свои доводы о незаконности указанного отказа ОВК Чертановского района ЮАО г. Москвы обосновал необходимостью провести его повторное освидетельствование силами Военного комиссариата по причине его выздоровления.
Решением Чертановского районного суда г. Москвы от 21 июня 2017 года постановлено:В удовлетворении административного иска С.В. Феклина отказать.
Об отмене указанного решения суда просит по доводам апелляционной жалобы С.В. Феклин.
В заседании судебной коллегии С.В. Феклин заявленные требования и доводы жалобы поддержал.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке, предусмотренные п.п. 1, 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ имеются.
Так, из материалов дела следует, что С.В. Феклин, *** года рождения, 16 ноября 2007 года решением призывной комиссии ВК г. Сургута ХМАО зачислен в запас с категорией годности "В" - ограниченно годен к военной службе.
С 16 ноября 2016 года административный истец состоит на воинском учете в ОВК Чертановского района ЮАО г. Москвы.
26 декабря 2016 года С.В. Феклин обратился в ОВК Чертановского района ЮАО г. Москвы с заявлением о направлении на повторное медицинское освидетельствование в связи с изменением состояния здоровья на основании пунктов 84, 85 раздела VIII Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4.07.2013 N 565.
К данному заявлению административным истцом также были приложены врачебное свидетельство о состоянии здоровья от 21 декабря 2016 года (л.д. 18), решение врачебной психиатрической комиссии от 17 ноября 2016 года (л.д. 19) и врачебное свидетельство о состоянии здоровья (л.д. 20).
23 января 2017 года С.В. Феклину военным комиссаром Чертановского района ЮАО г. Москвы был дан ответ за исх. N 102 о том, что решением призывной комиссии ВК г. Сургута ХМАО от 16 ноября 2007 года он был признан ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья и зачислен в запас, в соответствии с п. 69 Положения о военно - врачебной экспертизе Министерство обороны Российской Федерации не организует обследование и освидетельствование (л.д. 16).
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд руководствовался тем, что С.В. Феклин на дату обращения за переосвидетельствованием, пребывал в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, являлся гражданином непризывного возраста, вследствие чего не мог быть призван для - прохождения военной службы по призыву, а также не имел намерения исполнить воинскую обязанность и поступить на военную службу по контракту или в мобилизационный резерв, а преследовал иную цель - оформление документов для трудоустройства, о чем указал в административном исковом заявлении, в связи с чем оснований для оценки его состояния здоровья и физического развития, а также изменения категории годности к военной службе у военного комиссариата Чертановского района г. Москвы не имелось.
Судебная коллегия не соглашается с данной позицией суда первой инстанции в связи со следующим.
П.п. 1, 2 и 3 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами - специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 названной статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 утверждено Положение о военно - врачебной экспертизе.
Согласно пункту 1 Положения военно - врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно - технических и дорожно - строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям., обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
В соответствие с пунктами 3 и 4 Положения на военно - врачебную комиссию возлагается проведение медицинского освидетельствования, в том числе граждан, поступающих на приравненную службу, а также граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.
Под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно - учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
В силу пункта 9 Положения военно - врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.
При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих свидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно - учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Для проведения освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу или на военные сборы, граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, граждан, не состоящих на военной службе и поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно - учебные заведения, граждан, изъявивших желание пройти и проходящих военную подготовку в учебных военных центрах, на факультетах военного обучения (военных кафедрах) при образовательных организациях, граждан, прошедших военную подготовку в учебных военных центрах, на факультетах военного обучения (военных кафедрах) и оканчивающих образовательную организацию, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, а также контрольного освидетельствования граждан, получивших отсрочку и освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам освидетельствования, руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения по заявке начальника отдела военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию, военного комиссара субъекта Российской Федерации выделяются врачи - специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием.
В соответствии с пунктом 69 Положения о военно - врачебной экспертизе Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), организуют обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе (за исключением граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья).
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 и пункта 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, признанные при призыве ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от призыва на военную службу и зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации. Гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии с Положением о военно - врачебной экспертизе (пункт 4 статьи 52). Положением установлено, что освидетельствование и обследование граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе, организуют федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), за исключением граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (статья 69 раздела VI).
Согласно пунктам 84 и 85 Положения о военно - врачебной экспертизе граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный им диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми.
Обследование и освидетельствование военнослужащих, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организуется и проводится в порядке, определенном пунктами 50-67 данного Положения.
Организация освидетельствования иных категорий граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, возлагается на военные комиссариаты субъектов Российской Федерации и отделы военных комиссариатов.
С.В. Феклин, ранее признанный ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья, обращаясь за повторным освидетельствованием, указал, что освидетельствование ему необходимо для трудоустройства на должность бортпроводника.
Абзацем третьим пункта 58.2 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 августа 2003 года N 206, предусмотрено, что граждане, признанные ранее военно - врачебной комиссией негодными или ограниченно годными к военной службе, на медицинское освидетельствование в военно - врачебные комиссии при территориальных органах уголовно - исполнительной системы кадровыми аппаратами не направляются.
Правовые положения приведенного выше законодательства предусматривают возможность прохождения гражданами, признанными ограниченно годными к военной службе, медицинского освидетельствования повторно.
В силу взаимосвязанных положений частей 1 и 2 статьи 58 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" состояние здоровья гражданина в целях определения его способности осуществлять трудовую и иную деятельность устанавливается при проводимом в установленном порядке исследовании, в том числе в рамках военно - врачебной экспертизы.
Указанный закон также закрепляет, что военно - врачебная экспертиза проводится в целях определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно - учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью). При этом действующее законодательство не устанавливает запрета на проведение повторного медицинского освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о незаконности решения суда, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований административного истца.
Руководствуясь ч. 2 ст. 309 КАС РФ, п.п. 1, 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Чертановского районного суда г. Москвы от 21 июня 2017 года отменить. Принять по делу новое решение, которым удовлетворить административный иск Феклина С.В. Признать незаконным отказ ОВК Чертановского района ЮАО г. Москвы в проведении повторного медицинского освидетельствования С.В. Феклина от 23 января 2017 года N 102. Обязать ОВК Чертановского района ЮАО г. Москвы рассмотреть вопрос о направлении С.В. Феклина на повторное медицинское освидетельствование с целью установления категории годности к военной (приравненной к ней) службе в настоящее время.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.