Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего В.В. Ставича,
судей В.В. Лукьянченко, С.И. Коневой,
при секретаре Л.Ч. Купеевой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко дело по апелляционной жалобе Васина Е.А. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 28 апреля 2017 года по делу по административному иску Е.А. Васина о признании незаконным заключения призывной комиссии района Савеловский г. Москвы от 28 апреля 2014 года о признании Е.А. Васина не прошедшим службу по призыву, не имея на то законных оснований, которым отказано в удовлетворении заявленных требований,
установила:
Е.А. Васин обратился в суд с указанным выше административным иском. Свои доводы мотивировал незаконностью оспариваемого решения, поскольку применение к нему указанного основания для зачисления в запас распространяется на лиц, 27-летие которых наступило после 1 января 2015 года. Учитывая, что он достиг 27-летия 27 февраля 2015 года - до начала весеннего призыва 2015 года, считает невозможным применение к нему указанного основания.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 28 апреля 2017 года постановлено:В удовлетворении административного иска отказать.
Об отмене указанного решения суда просит по доводам апелляционной жалобы Е.А. Васин.
В заседании судебной коллегии представитель Е.А. Васина по доверенности Ю.А. Гурская заявленные требования и доводы жалобы поддержала.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке, предусмотренные п.п. 1, 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ имеются.
Так, из материалов дела следует, что Е.А. Васин, *** года рождения, состоит на воинском учете в ОВК Москвы по Савеловскому району с 25 ноября 2011 года.
25 апреля 2012 года на основании предоставленной справки из ФГОБУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве РФ" ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на период обучения в аспирантуре до 1 октября 2014 года.
Согласно материалам дела, в личном деле Васина Е.А. имеется справка из аспирантуры N 2114 от 7 февраля 2012 года.
7 февраля 2014 года Е.А. Васин достиг возраста 27 лет.
28 апреля 2014 года призывной комиссией вынесено решение о непрохождении Е.А. Васиным военной службы, не имея на то законных оснований.
Приказом Минобрнауки РФ от 20 апреля 2016 года N 479/нк-6 Е.А. Васину присуждена ученая степень кандидата экономических наук (л.д. 58).
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд руководствовался законностью принятия решения призывной комиссии района Савеловский г. Москвы от 28 апреля 2014 года.
Вместе с тем, судебная коллегия не соглашается с данной позицией суда первой инстанции в связи со следующим.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает прохождение военной службы по призыву, который осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря (пункт 1 статьи 1, пункт 3 статьи 22 и пункт 1 статьи 25 поименованного закона).Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно статье 22 этого же Закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. При этом, на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Согласно п. "б" ч. 2 ст. 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", вступившим в силу с 1 января 2014 года, статья 28 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе дополнена пунктом 1.1.
Согласно приведенной норме при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным законом), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Федеральный законодатель в абзаце втором названного пункта указал, что порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663, в разделе III (в редакции действующей с 31 мая 2014 года) устанавливает правовое регулирование вопросов, связанных с признанием гражданина не прошедшим военную службу по призыву.
В соответствии с пунктом 34 Положения призывная комиссия при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву на основании документов воинского учета, а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих органов выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если гражданин не проходил военную службу, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Из содержания приведенных выше правовых норм в их системном единстве, следует, что гражданин может быть признан не проходившим военную службу, не имея на то законных оснований, только в том случае, если он не проходил военную службу в установленные для призыва сроки после 1 января 2014 года.
Между тем Е.А. Васин, достигший 27-летненго возраста 7 февраля 2014 года, не мог быть призван на службу после 1 января 2014 года, поскольку Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 189 "О призыве в апреле - июле 2014 года граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" весенний призыв 2014 года установлен с 1 апреля по 15 июля 2014 года, то есть после достижения административным истцом призывного возраста.
При таком положении у призывной комиссии отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения.
Непрохождение Е.А. Васиным военной службы по призыву в период, предшествующий 1 января 2014 года, а также неисполнения им возложенной статьей 10 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе обязанности сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, по изложенным выше мотивам не имеет правового значения, следовательно, перечисленные обстоятельства не являются основанием для признания административного истца не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.
Поскольку в отношении Е.А. Васина не могли быть применены положения пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе, призывная комиссия, рассматривая его обращение о выдаче военного билета, должна была в соответствии с предписаниями абзаца шестого пункта 1 статьи 52 указанного закона, согласно которым запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан в том числе не подлежавших призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет, принять в установленном порядке решение о зачислении Е.А. Васина в запас.
Судебная коллегия, с учетом требований вышеприведенных законоположений находит выводы суда первой инстанции необоснованными. В связи с чем, судебная коллегия считает решение призывной комиссией района Савеловский г.Москвы от 28 апреля 2014 года принято незаконное и необоснованное решение о признании Е.А. Васина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о незаконности решения суда, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца.
Руководствуясь ч. 2 ст. 309 КАС РФ, п.п. 1, 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 28 апреля 2017 года отменить. Принять по делу новое решение, которым удовлетворить административный иск Е.А. Васина. Признать незаконным решение призывной комиссией района Савеловский г. Москвы от 28 апреля 2014 года о признании Е.А. Васина, не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.