Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.,
судей Гордеевой О.В., Пономарева А.Н.,
с участием прокурора Артамоновой О.Н.,
при секретаре Сангаджиевой Д.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В.
административное дело по апелляционной жалобе административного истца Урсу Ю.А. на решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 9 августа 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного заявления Урсу Ю.А. к Избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования в г. Москве Муниципального округа Орехово-Борисово Северное об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Орехово-Борисово Северное в г. Москве по многомандатному избирательному округу N 2 Донченко М.А.- отказать,
УСТАНОВИЛА:
Урсу Ю.А. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Орехово-Борисово Северное от 31 июля 2017 года N10/19 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Орехово-Борисово Северное по многомандатному избирательному округу N2 Донченко М.А.".
В обоснование требований административный истец указал, что решением Совета депутатов муниципального округа Орехово-Борисово Северное от 19 июня 2017 года N01-03-37 на 10 сентября 2017 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Орехово-Борисово Северное. Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Орехово-Борисово Северное от 31 июля 2017 года N 10/19 Донченко М.А., выдвинутая МОСКОВСКИМ ГОРОДСКИМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ, зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Орехово-Борисово Северное по многомандатному избирательному округу N 2. Указанное решение принято с нарушением действующих норм избирательного законодательства, а следовательно, нарушает права административного истца как кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, и подлежит отмене, поскольку во всех подписных листах с подписями избирателей, представленных кандидатом Донченко М.А., в нарушение требований пункта 6 части 6 статьи 34 Закона г. Москвы от 06.07.2005 N 38 "Избирательный кодекс города Москвы", вместо указания "наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата (а в случае, если место жительства находится в городе Москве, указывается только город Москва)", указан адрес места жительства кандидата. Однако, в соответствии с частью 7 той же статьи, указание в подписном листе сведений о кандидате, не предусмотренных частью 6, не допускается. Указанное обстоятельство влечет недействительность всех подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Донченко М.А., по основанию, предусмотренному п. 9 ч. 7 ст. 37 Избирательного кодекса г. Москвы, что в свою очередь являлось основанием для отказа в регистрации кандидата по основаниям п. 5 ч. 20 ст. 37 Избирательной кодекса города Москвы. Дополнительно административный истец указал, что решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Орехово-Борисово Северное N10/19 от 31.07.2017 года "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Орехово-Борисово Северное по многомандатному избирательному округу N 2 Донченко М.А." также незаконно и подлежит отмене, поскольку во всех подписных листах кандидата Донченко М.А. отсутствует указание органа выдачи ее паспорта, кроме того в подписном листе N 3, содержащем пять подписей избирателей проставлена дата заверения, указанного подписного листа 23.07.2013 года, тогда как согласно датам внесения подписей, проставленных избирателями в указанном подписном листе - все датированы 23.07.2017 года, в связи с чем все пять подписей избирателей должны быть признаны недействительными, поскольку внесены в подписной лист позднее его заверения кандидатом Донченко М.А.
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Урсу Ю.А. заявленные административные требования поддержал; представители административного ответчика Горелов В.А., Локшина И.Г. административный иск не признали; заинтересованное лицо Донченко М.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, обеспечила явку своего представителя Полетаева А.Е., который возражал против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановленоприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, указывая на нарушение норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца Урсу Ю.А. и его представителя Биджева М.И., представителей административного ответчика Горелова В.А., Локшиной И.Г., сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительных причинах своей неявки, не просивших об отложении слушания дела, выслушав заключение прокурора Артамоновой О.Н., полагавшей, что решение отмене либо изменению не подлежит, поскольку постановленов соответствии с нормами материального и процессуального права, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального и процессуально права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления ( статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия ( статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу ( часть 10 статьи 239 КАС РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Судом установлено, что решением Совета депутатов муниципального округа Орехово- Борисово Северное 19 июня 2017 года N 01-03-37 на 10 сентября 2017 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Орехово- Борисово Северное.
Решением избирательной комиссии N 10/19 от 31 июля 2017 года "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Орехово-Борисово Северное по многомандатному избирательному округу N 2 Донченко М.А." была зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Орехово - Борисово Северное Донченко М.А., выдвинутая МОСКОВСКИМ ГОРОДСКИМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ.
Как усматривается из материалов дела, в избирательную комиссию Донченко М.А. были представлены необходимые для регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Орехово-Борисово Северное в городе Москве по многомандатному избирательному округу N 2 документы, в том числе, подписные листы, содержащие подписи избирателей в ее поддержку.
По результатам проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, рабочей группой нарушений не выявлено.
28 июля 2017 года был составлен протокол рабочей группы об итогах проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Донченко М.А., в соответствии с которым 29 проверенных рабочей группой подписей избирателей признаны действительными. Количество представленных достоверных подписей признано достаточным для регистрации кандидата.
Форма подписных листов, представленных Донченко М.А. в поддержку ее выдвижения, соответствует требованиям, установленным приложением 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2012 года N 67-ФЗ.
Минимальное количество представляемых для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Бирюлево-Восточное по многомандатному избирательному округу N 2 подписей избирателей составляет 25 подписей, максимальное 29.
Разрешая заявленные требования, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления, поскольку оспариваемое административным истцом решение принято избирательной комиссией внутригородского Муниципального образования в г Москве Муниципального округа Орехово-Борисово Северное в соответствии с требованиями избирательного законодательства, принцип равенства кандидатов и прав административного истца не нарушает, Донченко М.А. было представлено достаточное количество подписей для регистрации ее в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Орехово-Борисово Северное по многомандатному избирательному округу N 2.
Данные выводы суда мотивированы и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
При этом, суд обоснованно указал, что неуказание в подписных листах полного наименования органа, выдавшего кандидату паспорт и указание адреса места жительства, само по себе не свидетельствует о недостоверности таких сведений; указание Донченко М.А. в подписных листах сведений в такой форме не могло повлиять на формирование у избирателей, поставивших свои подписи, мнения о кандидате, повлечь какое-либо иное толкование или сомнение относительно данных о личности кандидата, равно как и не вводило в заблуждение избирательную комиссию, в распоряжении которой на момент проверки подписных листов находились копия паспорта кандидата и сведения о его месте жительства; то обстоятельство, что в подписном листе N 3, содержащем пять подписей избирателей проставлена дата заверения, указанного подписного листа 23.07.2013 года, тогда как согласно датам внесения подписей, проставленных избирателями в указанном подписном листе - все датированы 23.07.2017 года не свидетельствуют о незаконности оспариваемого заявителем решения и не может являться основанием для отказа в регистрации кандидата, поскольку является явной опиской.
При этом, судебная коллегия отмечает, что о допущенной явной описке свидетельствует и тот факт, что из подписных листов следует, что они изготовлены именно на выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Орехово-Борисово Северное в городе Москве 10 сентября 2017 года.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением представляются копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
К числу оснований для отказа регистрации кандидата, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 указанного Федерального закона относится недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д").
Согласно п.5 ч. 20 ст. 37 Избирательного кодекса города Москвы основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 5 ст.35 Избирательного кодекса города Москвы для своей регистрации кандидат в депутаты Московской городской Думы, депутаты представительного органа местного самоуправления, на должность главы муниципального образования не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов до 18 часов представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, одновременно следующие избирательные документы: 1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей); 2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей). Протокол об итогах сбора подписей избирателей в машиночитаемом виде представляется, если в поддержку выдвижения кандидата собрано более 100 подписей избирателей; 3) список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц, а также список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной Городской комиссией (если в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы производился сбор подписей). Представление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, не требуется в случае, если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры; 4) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 3 статьи 32 настоящего Кодекса (если такие изменения имели место); 5) первый финансовый отчет кандидата, а в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 62 настоящего Кодекса, - уведомление, предусмотренное частью 1 статьи 57 настоящего Кодекса; 6) документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов (если в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы производился сбор подписей).
Как следует из материалов дела, Донченко М.А. в избирательную комиссию представлены необходимые документы, рассмотрев документы, с учетом результатов проверки достоверности подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Орехово-Борисово Северное приняла решение о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Орехово-Борисово Северное по многомандатному избирательному округу N 2 Донченко М.А.
При таких данных суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований об отмене решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Орехово-Борисово Северное от 31.07.2017 года N10/19 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Орехово-Борисово Северное по многомандатному избирательному округу N2 Донченко Марии Анатольевны".
Судебная коллегия находит, что постановленное по делу решение является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 КАС РФ; материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом истолкован верно, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Выводы суда не противоречат материалам дела и являются мотивированными, они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующих рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения. По делу отсутствуют, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 9 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Урсу Ю.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.