Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего В.В. Ставича,
судей В.В. Лукьянченко, С.И. Коневой,
при секретаре М.А. Емельяновой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко апелляционную жалобу Симич Т.В. на решение Бутырского районного суда г. Москвы от 14 июня 2017 года по делу по административному иску Т.В. Симич о признании незаконным решения Отдела по вопросам миграции ОМВД России по району Бибирево г. Москвы N 222 от 27 февраля 2017 года об отказе в регистрации по месту жительства Т.В. Симич, об обязании отдела по вопросам миграции ОМВД России по району Бибирево г. Москвы (правопреемник ОУФМС по району Бибирево г. Москвы) зарегистрировать Т.В. Симич по месту жительства по адресу г. Москва, ул. ***, д. 56, кв. 55, о взыскании в пользу Т.В. Симич расходов на оплату услуг представителя в размере 45000 рублей , которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
Т.В. Симич, обратилась в суд с указанным выше административным иском. Считает оспариваемое решение об отказе в регистрации по месту жительства незаконным, поскольку ОМВД России по району Бибирево г. Москвы не учтено, что для ее регистрации по месту жительства достаточно было представления в регистрирующий орган свидетельства о праве собственности Т.В. Симич на 1/40 доли (0.9025 квадратных метра) в вышеуказанном жилом помещении.
Решением Бутырского районного суда г. Москвы от 14 июня 2017 года постановлено:административное исковое заявление Т.В. Симич к отделу по контролю и надзору в сфере миграции ОМВД России по району Бибирево города Москвы о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства - оставить без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Т.В. Симич ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель Т.В. Симич по доверенности М.Д. Киртичук поддержал доводы апелляционной жалобы.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или из-менения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Как усматривается из материалов дела, Т.В. Симич является собственником 1/40 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: г. Москва, ул. ***, д. 56, кв. 55, на основании договора купли - продажи от 07 февраля 2017 года.
Также сособственниками квартиры N 55 по вышеуказанному адресу являются: Л.П. ***а- 1/2 доля, А.С. *** - 1/40 доля, С.А. *** - 1/40 доля, Я.В. *** - 1/40 доля, О.В. *** - 1/40 доля, С.С. ***- 1/40 доля, Е.А. ***а - 1/40 доля, А.А. *** - 1/40 доля, Н. *** - 1/40 доля, Е.В. *** - 1/40 доля, И.В. ***а - 10/40 доли.
Квартира N 55 по ул. ***, д. 56 г. Москвы является однокомнатной, общей площадью 36,1 кв.м.
В квартире зарегистрированы: В.В. **, О.В. ***, А. *** 2012 года рождения, Н. ***, А.А. ***, Р.А. ***, 2012 года рождения, Е.А. ***а, Т.В. ***, М.И. *** М.И., 2007 года рождения, С.С. **, И.В. ***а, С.А. ***, А.С. ***, 2000 года рождения, С.С. ***, 2009 года рождения, Л.П. ***а, О.Ю. ***.
27 февраля 2017 года ОМВД РФ по району Бибирево г. Москвы отказано в удовлетворении заявления Т.В. Симич о регистрации по месту жительства в квартире N 55 по ул. ***, д. 56 г. Москвы, являющейся однокомнатной, общей площадью 36, 1 кв.м.
В обоснование отказа указано, что Т.В. Симич на праве собственности в указанной квартире принадлежит 1/40 доли в праве, что в материальном выражении составляет 0,9025 квадратных метра, которые не дают Т.В. Симич возможности фактически вселиться и проживать в данном жилом помещении, поскольку это не отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд руководствовался тем, что отказ в регистрации по месту жительства ОМВД РФ по району Бибирево г. Москвы является законным и обоснованным, поскольку вынесен в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и в пределах полномочий государственного органа.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В силу ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно ч. 1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Положениями ч. 1 и ч. 2 ст. 288 ГК РФ, а также ч. 1 ст. 30 ЖК РФ установлено, что собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением - для проживания.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума N 14 от 02 июля 2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (п. 7), объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены статьей 15 ЖК РФ.
В силу ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация гражданина Российской Федерации в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении является фиктивной регистрацией и влечет снятие с регистрационного учета.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Заявления и документы, указанные в части третьей настоящей статьи, представляются в органы регистрационного учета в сроки, установленные статьями 5 и 6 настоящего Закона. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 6 Закона предусмотрено, что гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.
Согласно п.п. 16, 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию (далее Правила регистрации), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
В соответствии с п. 4 Правил регистрации граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать данные Правила. Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами Правил регистрации возлагается на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел.
В соответствии с этим в пунктах 2, 26, 81 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" (далее Регламент), утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288, определен исчерпывающий круг заявителей граждан Российской Федерации, то есть лиц, которые могут и должны обратиться в органы миграционной службы, в том числе, прибывшие на новое место жительства; убывающие с места жительства.
При этом указано, что гражданин, изменивший место жительства, не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обращается с заявлением о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 3 к Регламенту) к должностным лицам, ответственным за регистрацию, а при их отсутствии - к собственнику жилого помещения. Для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию: документ, удостоверяющий личность; заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 3 к Регламенту); документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Регламента.
Пунктами 84, 137 "Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" предусматривается возможность регистрации граждан по месту жительства в жилых помещениях, находящихся на праве хозяйственного ведения.
Действительно, как обоснованно указал суд, указанное в заявлении о регистрации по месту жительства помещение объективно не являлось местом жительства или местом пребывания Т.В. Симич и не может быть таковым, поскольку реальная возможность проживания в нем отсутствует, при условии, что сособственниками указанной квартиры являются еще несколько человек, в том числе не связанные между собой родственными отношениями или отношениями свойства.
Одновременно суд обоснованно отверг, как не имеющий правового значения для разрешения данного спора, довод административного истца о том, что у нее в собственности находится минимальный размер доли в жилом помещении, которую гражданин может иметь в собственности, и этого обстоятельства достаточно для постановки лица на постоянный регистрационный учет по месту жительства.
Судебная коллегия отмечает, что регистрация гражданина по месту жительства это фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
Между тем, в данном случае, адрес спорной квартиры не рассматривается в качестве места жительства, то есть места, в котором гражданин постоянно или преимущественно может проживать, потому не может являться основанием для регистрационного учета.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Иные доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
Решение Бутырского районного суда г. Москвы от 14 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.