Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей А.Н. Пономарёва, В.В. Лукьянченко, при секретаре В.В. Сытине, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе ИФНС России по г. Красногорску Московской области на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 23 июня 2017 года по административному иску П.П. Ушакова к ИФНС России по г. Красногорску Московской области об изменении ставки по земельному налогу
установила:
П.П. Ушаков обратился в суд с указанным выше административным иском, уточнённым в порядке ст. 46 КАС РФ, к ИФНС России по г. Красногорску Московской области, ссылаясь на необходимость установления ставки земельного налога 0,3% вместо 1,5% в отношении пяти его земельных участков, предназначенных для размещения профилактория.
Определением Никулинского районного суда г. Москвы от 23 июня 2017 года прекращено производство по делу о признании незаконным бездействия ИФНС России по г. Красногорску Московской области.
Решением Никулинского районного суда г. Москвы от 23 июня 2017 года постановлено:изменить ставку земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, расположенными по адресу: ***, с 1,5% на 0,3%, начиная с налогового периода 2015 года.
В апелляционной жалобе ИФНС России по г. Красногорску Московской области ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель ИФНС России по г. Красногорску Московской области Н.В. Обрезчикова, по доверенности от 9 января 2017 года, доводы апелляционной жалобы поддержала.
П.П. Ушаков и его представитель К.А. Петухова, по доверенности от 26 апреля 2017 года, просили решение суда оставить без изменения с учётом представленных возражений.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ИФНС России по г. Красногорску Московской области, П.П. Ушакова и его представителя, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке: нарушение и неправильное применение норм материального права и норм процессуального права.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон.
В нарушение приведённых законоположений и требований ч. 9, ч. 11 ст. 226, ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд неверно распределил бремя доказывания между сторонами и установив следующие обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы права, регулирующие спорные правоотношения.
П.П. Ушаков является собственником пяти земельных участков с кадастровыми номерами и адресами, указанными выше, в отношении которых ИФНС России по г. Красногорску Московской области П.П. Ушакову был исчислен земельный налог и направлено уведомление о его уплате.
Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Подпунктом 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплён принцип платности землепользования.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 2).
Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) земельный налог (далее в настоящей главе ? налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1).
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2).
Из анализа названных правовых норм в их системе усматривается, что налоговые органы не устанавливают ставку земельного налога, а лишь рассчитывают земельный налог исходя из кадастровой стоимости земли за соответствующий год, используя ставки земельного налога, которые утверждены в установленном законом порядке органами власти.
Следовательно, требование административного истца к ИФНС России по г. Красногорску Московской области об изменении ставки земельного налога в отношении конкретных земельных участков является ненадлежащим способом защиты права, поскольку для оспаривания нормативных актов органов власти установлен иной, отличный от главы 22 КАС РФ, порядок защиты и иной компетентный суд, рассматривающий дела данной категории.
При таком положении решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска, что не лишает П.П. Ушакова возможности оспаривать действия (бездействие) налоговых органов по выставлению уведомления об уплате налога, требования об уплате налога, решения о взыскании налоговой недоимки и пеней при условии соблюдения досудебного порядка разрешения спора.
Руководствуясь ст. 311, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Никулинского районного суда г. Москвы от 23 июня 2017 года отменить и вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска П.П. Ушакова к ИФНС России по г. Красногорску Московской области об изменении ставки по земельному налогу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.