Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Гордеевой О.В., Коневой С.И.,
с участием прокурора Артамоновой О.Н.,
при секретаре Теплове К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В.
административное дело по апелляционной жалобе административного истца Мельника М.Н. на решение Чертановского районного суда г. Москвы от 29 августа 2017 года, которым постановлено:
В требовании Мельника Михаила Николаевича об отмене решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Чертаново Северное N 6/4 от 27.07.2017 г. о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное по многомандатному избирательному округу N 1 Зайцевой Л.А., решения N 6/1 от 27.07.2017 г. о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное по многомандатному избирательному округу N 1 Абрамовой Е.И., решения N 6/2 от 27.07.2017 г. о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное по многомандатному избирательному округу N 1 Абрамова-Бубненкова Б.Б., решения N 6/7 от 27.07.2017 г. о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное по многомандатному избирательному округу N 1 Петухова Е.Б., решения N 6/9 от 27.07.2017 г. о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное по многомандатному избирательному округу N 1 Смирнова В.Н., - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Мельник М.Н. обратился в суд с административными исками, в которых просил отменить решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Чертаново Северное N6/4 от 27.07.2017 г. о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное по многомандатному избирательному округу N 1 Зайцевой Л.А., решения N 6/1 от 27.07.2017 г. о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное по многомандатному избирательному округу N 1 Абрамовой Е.И., решения N 6/2 от 27.07.2017 г. о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное по многомандатному избирательному округу N 1 Абрамова-Бубненкова Б.Б., решения N 6/7 от 27.07.2017 г. о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное по многомандатному избирательному округу N 1 Петухова Е.Б., решения N 6/9 от 27.07.2017 г. о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное по многомандатному избирательному округу N 1 Смирнова В.Н.
Определением Чертановского районного суда г. Москвы от 28.08.2017г. указанные административные иски объединены в одно производство.
В обоснование требований административный истец указал, что решением Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное N ЧС-01-03-57 от 21.07.2017 г. назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное. Решением Московской городской избирательной комиссии полномочия Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Чертаново Северное возложены на Территориальную избирательную комиссию района Чертаново Северное города Москвы. Решением Избирательной комиссии N 6/20 от 27.07.2017 г. административный истец зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов Муниципального округа Чертаново Северное по многомандатному избирательному округу N 1. Решениями Избирательной комиссии заинтересованные лица Зайцева Л.А., Абрамова Е.И., Абрамов-Бубненков Б.Б., Петухов Е.Б., Смирнов В.Н., выдвинутые Московским Городским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", зарегистрированы кандидатами в депутаты Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное по многомандатному избирательному округу N 1. Административный истец считает, что данные решения приняты в нарушение действующего законодательства, нарушают принцип равенства кандидатов и, тем самым, его права как кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, нарушены. Решения подлежат отмене на том основании, что кандидаты в депутаты в нарушение требований избирательного законодательства, не предоставили лично документы, предусмотренные Избирательным Кодексом для регистрации кандидата, а именно "первый финансовый отчет". Первый финансовый отчет вместо кандидатов подписала и представила Усачева М.А., которая является уполномоченным по финансовым вопросам вышеназванных кандидатов. Административный истец указывает, что действующее избирательное законодательство не предусматривает представление первого финансового отчета доверенным лицом, уполномоченным по финансовым вопросам.
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Мельник М.Н. заявленные административные требования поддержал; представители административного ответчика Назарова Н.И. и Рыкунов М.А. административный иск не признали; заинтересованные лица Зайцева Л.А., Абрамова Е.И., Абрамов-Бубненков Б.Б., Петухов Е.Б., Смирнов В.Н. в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, обеспечили явку своего представителя Алиева О.В., который возражал против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановленоприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, указывая на то, что судом допущено нарушение норм материального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца Мельника М.Н. и его представителя Салкина М.И., представителей административного ответчика Назаровой Н.И., Рыкунова М.А., представителя заинтересованных лиц Алиева О.В., сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительных причинах своей неявки, не просивших об отложении слушания дела, выслушав заключение прокурора Артамоновой О.Н., полагавшей, что решение отмене либо изменению не подлежит, поскольку постановленов соответствии с нормами материального и процессуального права, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального и процессуально права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления ( статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия ( статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу ( часть 10 статьи 239 КАС РФ).
С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор (часть 11 статьи 239 КАС РФ).
Согласно ч.1 ст. 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными (ч.2 ст. 244 КАС РФ).
Согласно ч.1 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Судом установлено, что решением Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное NЧС-01-03-57 от 21.07.2017 г. назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное.
Решением Московской городской избирательной комиссии полномочия Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Чертаново Северное возложены на Территориальную избирательную комиссию района Чертаново Северное города Москвы.
Решением Избирательной комиссии N 6/20 от 27.07.2017 г. административный истец - Мельник М.Н. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов Муниципального округа Чертаново Северное по многомандатному избирательному округу N 1.
Решением Избирательной комиссии N 6/4 от 27.07.2017 г. Зайцева Л.А., выдвинутая Московским Городским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное по многомандатному избирательному округу N1.
Решением Избирательной комиссии N 6/1 от 27.07.2017 г. Абрамова Е. И., выдвинутая Московским Городским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное по многомандатному избирательному округу N 1.
Решением Избирательной комиссии N 6/2 от 27.07.2017 г. Абрамов-Бубненков Б.Б., выдвинутый Московским Городским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное по многомандатному избирательному округу N 1.
Решением Избирательной комиссии N 6/7 от 27.07.2017 г. Петухов Е.Б., выдвинутый Московским Городским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное по многомандатному избирательному округу N1.
Решением Избирательной комиссии N 6/9 от 27.07.2017 г. Смирнов В.Н., выдвинутый Московским Городским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное по многомандатному избирательному округу N 1.
Как усматривается из материалов дела, от имени кандидатов в депутаты Зайцевой Л.А., Абрамовой Е.И., Абрамова-Бубненкова Б.Б., Петухова Е.Б., Смирнова В.Н. для их регистрации первый финансовый отчет в Избирательную комиссию был подписан и представлен их уполномоченным представителем по финансовым вопросам- Усачевой М.А., полномочия которой удостоверяются нотариально заверенными доверенностями, которые предоставляли ей право на подпись и представление указанного документа. Доверенность выдавалась на основании заявлений кандидатов в депутаты, с согласия доверенного лица, о чем Избирательная комиссия была уведомлена.
Решениями Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Чертаново Северное от 20.07.2017г. N 5/10, 5/8, 5/9, 5/15, 5/16 Усачева М.А. была зарегистрирована в качестве уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное Зайцевой Л.А., Абрамовой Е.И., Абрамова-Бубненкова Б.Б., Петухова Е.Б., Смирнова В.Н. соответственно.
Разрешая заявленные требования, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления, поскольку при принятии решения о регистрации в качестве кандидатов в депутаты Зайцевой Л.А., Абрамовой Е.И., Абрамова-Бубненкова Б.Б., Петухова Е.Б., Смирнова В.Н., избирательной комиссией соблюдение порядка выдвижения кандидата было проверено, сроки предоставления кандидатами документов, в том числе первого финансового отчета были соблюдены, в связи с чем, ею были правомерно приняты решения о регистрации данных лиц в качестве кандидатов в депутаты; представитель по финансовым вопросам кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное Зайцевой Л.А., Абрамовой Е.И., Абрамова-Бубненкова Б.Б., Петухова Е.Б., Смирнова В.Н. - Усачева М.А. имела право подписи и предоставления в Избирательную комиссию от имени своих доверителей для их регистрации в качестве кандидатов в депутаты, первые финансовые отчеты; утверждение административного истца о том, на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документов, имелись документы, оформленные с нарушением требований избирательного законодательства, не нашло своего подтверждения в судебном заседании.
Данные выводы суда мотивированы и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением представляются копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом, если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом.
Согласно п. 5, п. 7 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ документы, указанные в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично.
Избирательная комиссия доводит до избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией.
В соответствии с п. 18 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона, а при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - также соблюдение требований федерального закона к представлению сведений о кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствии с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
К числу оснований для отказа регистрации кандидата, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 указанного Федерального закона относится отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1"); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (подпункт "в.2").
В соответствии с ч.5 ст. 35 Закона г. Москвы от 06.07.2005 N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" для своей регистрации кандидат в депутаты Московской городской Думы, депутаты представительного органа местного самоуправления, на должность главы муниципального образования не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов до 18 часов представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, одновременно следующие избирательные документы: 1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей); 2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей). Протокол об итогах сбора подписей избирателей в машиночитаемом виде представляется, если в поддержку выдвижения кандидата собрано более 100 подписей избирателей; 3) список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц, а также список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной Городской комиссией (если в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы производился сбор подписей). Представление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, не требуется в случае, если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры; 4) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 3 статьи 32 настоящего Кодекса (если такие изменения имели место); 5) первый финансовый отчет кандидата, а в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 62 настоящего Кодекса, - уведомление, предусмотренное частью 1 статьи 57 настоящего Кодекса; 6) документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов (если в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы производился сбор подписей); 7) при проведении выборов депутатов Московской городской Думы письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Как следует из Постановления ЦИК России от 11.06.2014 N 235/1486-6 (ред. от 18.05.2016) "О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления" настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях единообразного применения избирательными комиссиями положений Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях", Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" регулирующих вопросы выдвижения кандидатов, списков кандидатов, представления в избирательные комиссии документов для выдвижения кандидатов, списков кандидатов, заверения списков кандидатов, регистрации кандидатов, списков кандидатов.
Согласно п. 4.4 указанных Методических рекомендаций документы для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, главы муниципального образования, представляются лично кандидатом либо иным уполномоченным кандидатом лицом: уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом ( пункт 2 статьи 39 Федерального закона N 67-ФЗ). Документы для регистрации списка кандидатов представляются уполномоченным представителем, доверенным лицом избирательного объединения, выдвинувшего этот список.
В соответствии с п.2 ст. 39 Федерального закона N 67-ФЗ от имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам, доверенные лица, а в случае выдвижения кандидата в составе списка кандидатов также уполномоченные представители, доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список.
При таких данных суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Мельником М.Н. требований об отмене решений избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Чертаново Северное от 27.07.2017 г. о регистрации кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное по многомандатному избирательному округа N 1 Зайцевой Л.А., Абрамовой Е.И., Абрамова-Бубненкова Б.Б., Петухова Е.Б., Смирнова В.Н.
Судебная коллегия находит, что постановленное по делу решение является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 КАС РФ; материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом истолкован верно, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении формы первого финансового отчета были проверены судом первой инстанции и обоснованно отвергнуты.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку по своему существу они основаны на выборочном, избирательном толковании норм действующего законодательства; направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает; являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
По делу отсутствуют, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чертановского районного суда г. Москвы от 29 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мельника М.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.