Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Гордеевой О.В., Коневой С.И.,
с участием прокурора Артамоновой О.Н.,
при секретаре Теплове К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В.
административное дело по апелляционной жалобе административного истца Лебедева Б.Н. на решение Таганского районного суда г. Москвы от 30 августа 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении административных исковых заявлений Овчинникова Георгия Владимировича, Лермонтовой Валентины Александровны, Лебедева Бориса Николаевича к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве муниципального округа Таганский, Территориальной избирательной комиссии Таганского района г. Москвы об отмене решений о регистрации кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального округа Таганский по многомандатным избирательным округам N 1,2,3 Агаяна Александра Владимировича, Миллер Дмитрия Георгиевича, Калининой Людмилы Викторовны, Парахневич Алексея Евгеньевича, Рябец Ирины Анатольевны, Мезеновой Елены Алексеевны, Абрамовой Наталии Александровны, Свиридова Ильи Тимуровича, Лапченко Сергея Александровича, Иванова Руслана Игоревича, Борисова Владимира Геннадьевича, Емельяновой Анастасии Сергеевны, Кремлевой Марии Валерьевны, Набатяна Левона Борисовича, Красовского Сергея Петровича, - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административные истцы Овчинников Г.В., Лермонтова В.А., Лебедев Б.Н. обратились в суд с административными исками, в которых просили отменить решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Таганский N 5/4 от 20 июля 2017 года "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Таганский по многомандатному избирательному округу N1 Агаяна Александра Владимировича", N 5/11 от 20 июля 2017 года "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Таганский по многомандатному избирательному округу N 1 Миллера Дмитрия Георгиевича", N 5/9 от 20 июля 2017 года "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Таганский по многомандатному избирательному округу N 1 Калининой Людмилы Викторовны", N 4/16 от 12 июля 2017 года "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Таганский по многомандатному избирательному округу N1 Парахневича Алексея Евгеньевича", N 7/2 от 27 июля 2017 года "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Таганский по многомандатному избирательному округу N 1 Рябец Ирины Анатольевны", N 5/15 от 20 июля 2017 года "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Таганский по многомандатному избирательному округу N 3 Мезеновой Елены Алексеевны", N 7/12 от 27 июля 2017 года "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Таганский по многомандатному избирательному округу N3 Абрамовой Наталии Александровны", N 4/11 от 12 июля 2017 года "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Таганский по многомандатному избирательному округу N 3 Свиридова Ильи Тимуровича", N 4/15 от 12 июля 2017 года "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Таганский по многомандатному избирательному округу N 3 Лапченко Сергея Александровича", N 5/8 от 20 июля 2017 года "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Таганский по многомандатному избирательному округу N 3 Иванова Руслана Игоревича", N 4/14 от 12 июля 2017 года "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Таганский по многомандатному избирательному округу N 2 Борисова Владимира Геннадьевича", N 5/7 от 20 июля 2017 года "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Таганский по многомандатному избирательному округу N 2 Емельяновой Анастасии Сергеевны", N 5/24 от 20 июля 2017 года "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Таганский по многомандатному избирательному округу N 2 Кремлевой Марии Валерьевны", N 5/35 от 20 июля 2017 года "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Таганский по многомандатному избирательному округу N 2 Набатяна Левона Борисовича", N5-36 от 20 июля 2017 года "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Таганский по многомандатному избирательному округу N 2 Красовского С.П.", ссылаясь на то обстоятельство, что в нарушение действующего избирательного законодательства Агаяном А.В., Миллером Д.Г., Калининой Л.В., Парахневичем А.Е., Рябец И.А., Мезеновой Е.А., Абрамовой Н.А., Свиридовым И.Т., Лапченко С.А., Ивановым Р.И., Борисовым В.Г., Емельяновой А.С., Кремлевой М.В., Набатяном Л.Б., Красовским С.П. производство и распространение агитационных материалов произведено с нарушением требований ст. 48, 49, 54 Закона г. Москвы от 06.07.2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы", что является основанием для отмены регистрации указанных кандидатов. В связи с изложенным, административные истцы просят отменить решения избирательной комиссии муниципального округа Таганский о регистрации в качестве кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального округа Таганский по многомандатным избирательным округам N 1, N 2, N 3 следующих лиц: Агаяна А.В., Миллера Д.Г., Калининой Л.В., Парахневича А.Е., Рябец И.А., Свиридова И.Т., Абрамовой Н.А., Мезеновой Е.А., Лапченко С.А., Иванова Р.И., Емельяновой А.С, Борисова В.Г., Кремлевой М.В., Набатяна Л.Б., Красовского С.П.
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Лебедев Б.Н., действуя в своих интересах и в интересах Овчинникова Г.В., Лермонтовой В.А., заявленные административные требования поддержал; административные истцы Овчинников Г.В., Лермонтова В.А. в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представитель административного ответчика Павлова Е.С. административный иск не признала; заинтересованные лица Красовский С.П., Миллер Д.Г., Борисов В.Г., Набатян Л.Б., а также его представитель Тамурка А.В., возражали против удовлетворения заявленных требований, заинтересованные лица Агаян А.В., Калинина Л.В., Парахневич А.Е., Рябец И.А., Свиридов И.Т., Абрамова Н.А., Мезенова Е.А., Лапченко С.А., Иванов Р.И., Емельянова А.С, Кремлева М.В. в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судом постановленоприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, указывая на то, что судом допущено нарушение норм материального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца Лебедева Б.Н., действующего также в интересах Овчинникова Г.В., Лермонтовой В.А., заинтересованного лица Набатяна Л.Б. и его представителя Тамурка А.В., сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительных причинах своей неявки, не просивших об отложении слушания дела, выслушав заключение прокурора Артамоновой О.Н., полагавшей, что решение отмене либо изменению не подлежит, поскольку постановленов соответствии с нормами материального и процессуального права, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального и процессуально права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления ( статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия ( статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
При этом, с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу ( часть 10 статьи 239 КАС РФ).
С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор (часть 11 статьи 239 КАС РФ).
Согласно ч.1 ст. 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными (ч.2 ст. 244 КАС РФ).
Согласно ч.1 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Судом установлено, что решениями Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве муниципального округа Таганский от 20 июля 2017 года N 5/2, от 20 июля 2017 года N 5/4, от 20 июля 2017 года N 5/11, от 20 июля 2017 года N 5/9, от 12 июля 2017 года N 4/16, от 27 июля 2017 года N 7/2 зарегистрированы кандидаты в депутаты Совета депутатов муниципального округа Таганский по многомандатному избирательному округу N 1 Овчинников Г.В., Агаян А.В., Миллер Д.Г., Калинина Л.В., Парахневич А.Е., Рябец И.А.
Решениями Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве муниципального округа Таганский от 12 июля 2017 года N 4/10, от 12 июля 2017 года N 4/14, от 20 июля 2017 года N 5/7, от 20 июля 2017 года N 5/24, от 20 июля 2017 года N 5/35, от 20 июля 2017 года N 5/36 зарегистрированы кандидаты в депутаты Совета депутатов муниципального округа Таганский по многомандатному избирательному округу N 2 Лебедев Б.Н., Борисов В.Г., Емельянова А.С, Кремлева М.В., Набатян Л.Б., Красовский С.П.
Решениями Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве муниципального округа Таганский от 12 июля 2017 года N 4/5, от 20 июля 2017 года N 5/15, от 27 июля 2017 года N 7/12, от 12 июля 2017 года N 4/11, от 12 июля 2017 года N 4/15, от 20 июля 2017 года N 5/8 зарегистрированы кандидаты в депутаты Совета депутатов муниципального округа Таганский по многомандатному избирательному округу N 3 Лермонтова В.А., Мезенова Е.А., Абрамова Н.А., Свиридов И.Т., Лапченко С.П., Иванов Р.И.
В обоснование своих требований административные истцы ссылались на нарушение действующего законодательства кандидатами в депутаты Агаяном А.В., Миллером Д.Г., Калининой Л.В., Парахневичем А.Е., Рябец И.А., Мезеновой Е.А., Абрамовой Н.А., Свиридовым И.Т., Лапченко С.А., Ивановым Р.И., Борисовым В.Г., Емельяновой А.С, Кремлевой М.В., Набатяном Л.Б., Красовским С.П., в части размещения агитационных материалов и их оплаты.
Разрешая заявленные требования, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, исходя из положений законодательства о выборах, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления, поскольку оспариваемые решения избирательной комиссии приняты в соответствии с требованиями закона, никаких прав административных истцов, в том числе и их избирательных прав, не нарушают.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Согласно ч.4, 5 ст. 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ к андидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц. Расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 49 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N48 "Избирательный кодекс города Москвы" агитационный период для избирательного объединения начинается со дня принятия им решения о выдвижении кандидата, кандидатов, списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов, начинается со дня представления в соответствующую избирательную комиссию списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого непосредственно, начинается со дня представления кандидатом в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться, а в случае, предусмотренном частью 7 статьи 33 настоящего Кодекса, - со дня представления в избирательную комиссию документов, предусмотренных в указанной части. Агитационный период прекращается в ноль часов дня, предшествующего дню голосования.
Согласно ч.1, 3, 4 ст. 54 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N48 "Избирательный кодекс города Москвы" к андидаты, избирательные объединения, выдвинувшие муниципальные списки кандидатов, вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание на то, что их изготовление оплачено из средств соответствующего избирательного фонда. Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии или экземпляры иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены: кандидатом на должность Мэра Москвы - в Городскую комиссию; кандидатом в депутаты Московской городской Думы, выдвинутым по одномандатному избирательному округу, - в соответствующую окружную комиссию, а если указанная комиссия еще не сформирована, - в Городскую комиссию; избирательным объединением, выдвинувшим муниципальный список кандидатов, кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления, кандидатом на должность главы муниципального образования - в комиссию муниципального образования. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения об адресе юридического лица, индивидуального предпринимателя (адресе места жительства физического лица), изготовивших и заказавших эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала из соответствующего избирательного фонда. При проведении выборов в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления, вместе с указанными материалами в комиссию должны быть представлены электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде.
В соответствии с ч.6, 7 ст. 54 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N48 "Избирательный кодекс города Москвы" з апрещается изготовление печатных агитационных материалов в организациях и у индивидуальных предпринимателей, не выполнивших требования, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, либо по договору с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, с нарушением требований, установленных частями 7, 8, 9.1 и 10.1 статьи 48 настоящего Кодекса, частью 3 настоящей статьи. Запрещается распространение агитационных материалов, изготовленных с нарушением части 6 настоящей статьи и (или) с нарушением требований, предусмотренных частью 10 статьи 48 настоящего Кодекса, частью 4 настоящей статьи.
С учетом положений действующего законодательства, суд, разрешая спор, правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку, применил закон, подлежащий применению.
При таких данных, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований об отмене решений избирательной комиссии муниципального округа Таганский о регистрации в качестве кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального округа Таганский по многомандатным избирательным округам N 1, N 2, N 3 следующих лиц: Агаяна А.В., Миллера Д.Г., Калининой Л.В., Парахневича А.Е., Рябец И.А., Свиридова И.Т., Абрамовой Н.А., Мезеновой Е.А., Лапченко С.А., Иванова Р.И., Емельновой А.С, Борисова В.Г., Кремлевой М.В., Набатяна Л.Б., Красовского С.П.
Судебная коллегия находит, что постановленное по делу решение является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 КАС РФ; материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом истолкован верно, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку по своему существу они основаны на выборочном, избирательном толковании норм действующего законодательства; направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает; являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Таганского районного суда г. Москвы от 30 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лебеда Б.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.