Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Гордеевой О.В., Лукьянченко В.В.,
с участием прокурора Артамоновой О.Н.,
при секретаре Купеевой Л.Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В.
административное дело по апелляционной жалобе административного истца Даниловцева В.В. на решение Перовского районного суда г. Москвы от 4 сентября 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного иска Даниловцева Валерия Валерьевича к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве муниципального округа Косино-Ухтомский об обязании внести в сводный плакат согласованный текст - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Даниловцев В.В. обратился в суд с административным иском к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве муниципального округа Косино-Ухтомский об обязании внести в сводный плакат согласованный текст.
В обоснование требований административный истец указал, что решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве муниципального округа Косино-Ухтомский N 7/4 от 19 июля 2017 г. он был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Косино-Ухтомский по многомандатному избирательному округу N 2. При его посещении места досрочного голосования в ИКВМО Косино-Ухтомский выяснилось, что комиссией изготовлен сводный плакат с кандидатами в депутаты, однако в плакате отсутствуют фотографии кандидатов, представлены лишь минимальные сведения о кандидатах. По мнению административного истца, его права нарушаются, так как с ним не был согласован текст плаката, в связи с чем просил внести согласованный текст кандидата в депутаты: "Даниловцев Валерий Валерьевич, родился в **** году, место рождения и регистрация г. ******, ******-********* район, помощник депутата Государственной Думы ********* ****** ********, образование Уральский государственный горный университет. Дополнительно: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Арбитражный управляющий Ассоциации "Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих". В 2000 году дипломирован Всероссийским конкурсом "Антикризисный управляющий - 2000". Выдвинут региональным отделением Политической партии Справедливая Россия, член Политической партии Справедливая Россия. Международный мастер спорта по шахматам. Женат. Воспитывает дочь".
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Даниловцев В.В. заявленные административные требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме; представитель административного ответчика Огиевская О.Д. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановленоприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, указывая на то, что судом допущено нарушение норм материального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца Даниловцева В.В., представителя административного ответчика Зиминой О.В., выслушав заключение прокурора Артамоновой О.Н., полагавшей, что решение отмене либо изменению не подлежит, поскольку постановленов соответствии с нормами материального и процессуального права, проверив решение, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с подп. п. 10 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.
Аналогичная норма установлена частью 2 ст. 239 КАС РФ.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.
Согласно ч. 2 ст. 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Судом установлено, что решением Московской городской избирательной комиссии от 28 августа 2003 г. N 3/5-25 "О возложении полномочий комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию района Косино-Ухтомский" полномочия избирательной комиссии муниципального образования возложены на территориальную избирательную комиссию района Косино-Ухтомский.
Решением Совета депутатов муниципального округа Косино-Ухтомский от 20 июня 2017 г. N 1/12-17 были назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Косино-Ухтомский на 10 сентября 2017 г. Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве муниципального округа Косино-Ухтомский N 7/4 от 19 июля 2017 г. Даниловцев В.В. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Косино-Ухтомский по многомандатному избирательному округу N 2.
7 августа 2017 г. Избирательной комиссией внутригородского муниципального образования в городе Москве муниципального округа Косино-Ухтомский принято решение N 12/3 о порядке изготовления информационных плакатов, содержащих сведения о кандидатах в депутаты по многомандатным избирательным округам N 1, N 2, согласно которому общий объем биографических данных о каждом кандидате не может превышать 1000 печатных знаков.
28 августа 2017 г. Даниловцеву В.В. по электронной почте было направлено письмо от ** ******* 2017 г. N **-**/*** с предложением согласовать текст информационного плаката.
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве муниципального округа Косино-Ухтомский от 29 августа 2017 г. N **/* утверждены тексты и макеты информационных плакатов, содержащих сведения о зарегистрированных кандидатах в депутаты Совета депутатов муниципального округа Косино-Ухтомский по многомандатным избирательным округам N 1, N 2.
В плакат включена информация о Даниловцеве В.В. в объеме сведений, внесенных в избирательный бюллетень для голосования: год рождения Даниловцева В.В, - ****, место жительства - город ******, арбитражный управляющий, выдвинут Политической партией Справедливая Россия, член Политической партии Справедливая Россия.
Разрешая заявленные требования, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления, поскольку избирательная комиссия в пределах своей компетенции определилаинформацию о каждом зарегистрированном кандидате, внесенные в бюллетень биографические данные каждого зарегистрированного кандидата, и последовательность изложения указанных данных, данным решением обеспечен принцип равенства всех кандидатов, а также представленная ими информация, которая также обязательна для размещения в бюллетень. При этом суд указал, что для всех кандидатов в депутаты определены одинаковые критерии для включения информации в плакат.
Исходя из положений законодательства о выборах, суд пришел к выводу, что права административного истца не нарушены, так как информация, по поводу которой возник спор, содержит необходимый в соответствии с законом объем сведений о нем.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции правильным, мотивированным, подтвержденным имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ. В то же время судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы, направленными на переоценку собранных по делу доказательств.
Нормы права, регулирующие информирование избирателей, закреплены в ст. 45 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривают, что информирование избирателей и участников референдума осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий, физические и юридические лица в соответствии с настоящим Федеральным законом. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений. Информирование избирателей, участников референдума, в том числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения выборов, референдумов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, действий по участию в референдуме, о законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, о кандидатах, об избирательных объединениях осуществляют комиссии. Комиссии также принимают необходимые меры по информированию избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее изготовленные в соответствии с настоящим Федеральным законом и размещенные в установленном законом порядке на специальных местах, указанных в пункте 7 статьи 54 настоящего Федерального закона, на рекламных конструкциях или иных стабильно размещенных объектах в соответствии с пунктами 8 и 10 статьи 54 настоящего Федерального закона, могут сохраняться в день голосования на прежних местах.
Пунктом 3 ст. 61 названного Закона определено, что в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает следующую информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень:
а) биографические данные кандидатов в объеме, установленном комиссией, организующей выборы, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в бюллетень;
б) если кандидат, список кандидатов выдвинуты избирательным объединением, - слова "выдвинут избирательным объединением" с указанием наименования этого избирательного объединения;
в) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, - слово "самовыдвижение";
д) сведения о доходах и об имуществе кандидатов в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией;
е) информацию о фактах представления кандидатами недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона (если такая информация имеется).
Аналогичные нормы установлены ч. 4.1., ч. 4.2 ст. 65 Закона г. Москвы от 6 июля 2005 г. N 38 "Избирательный кодекс города Москвы".
В силу п. 4, п. 5 ст. 63 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждается соответствующими комиссиями не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
При проведении голосования за кандидатов фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке, при этом бюллетень содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов:
а) фамилия, имя, отчество. Если фамилии, имена и отчества двух и более кандидатов совпадают полностью, сведения о кандидатах размещаются в бюллетене в соответствии с датами рождения кандидатов (первыми указываются сведения о старшем кандидате), при этом если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество в период избирательной кампании либо в течение года до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, в бюллетене также указываются прежние фамилия, имя, отчество кандидата;
б) год рождения;
в) наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата;
г) основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);
д) если кандидат является депутатом, но работает на непостоянной основе, - сведения об этом одновременно с указанием наименования представительного органа;
е) если кандидат выдвинут избирательным объединением, - слово "выдвинут" с указанием наименования соответствующей политической партии, иного общественного объединения в соответствии с пунктом 10 статьи 35 настоящего Федерального закона;
ж) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, - слово "самовыдвижение".
Аналогичные нормы закреплены в части 5 ст. 66 Закона г. Москвы от 6 июля 2005 г. N 38 "Избирательный кодекс города Москвы".
Таким образом, по смыслу закона, избирательные комиссии не занимаются агитацией, а лишь определяют содержание информационных материалов, способы и порядок их размещения в соответствии с требованиями объективности, достоверности, соблюдения равенства кандидатов, избирательных объединений.
В строгом соответствии с этим Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в г. Москве муниципального округа Косино-Ухтомский определилаобъем информирования для избирателей, равный для всех кандидатов и учитывающий те сведения, которые сообщили о себе сами кандидаты в заявлении о своем выдвижении и в подписных листах.
Доводы апелляционной жалобы не учитывают требований названных норм права, не опровергают установленных судом первой инстанции обстоятельств, фактически направлены на предоставление Даниловцеву В.В. преимущества перед остальными кандидатами и возложение на Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в г. Москве муниципального округа Косино-Ухтомский не свойственных ей функций по агитации данного кандидата.
По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Перовского районного суда г. Москвы от 4 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Даниловцева В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.