Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В.
судей Пономарева А.Н. и Моргасова М.М.
при секретаре Бакулиной А.В.
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Моргасова М.М. административное дело по апелляционной жалобе Лебедева Бориса Николаевича на решение Таганского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
В удовлетворении административного искового заявления Лебедева Бориса Николаевича к кандидатам в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 2 Бондаревой Светлане Николаевне, Аперян Карену Манвеловичу, Викторовой Татьяне Викторовне, Молокоедову Игорю Владимировичу, Дмитриевой Ирине Николаевне, Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес муниципального адрес, Территориальной избирательной комиссии адрес об отмене регистрации кандидатов, - отказать.
установила:
Решением Совета депутатов муниципального адрес от дата N 7-1/72 назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального адрес в адрес на дата.
Административный истец Лебедев Б.Н., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 2, обратился в суд с административным иском об отмене регистрации кандидатов Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 2 Бондаревой С.Н., Аперяна К.М., Викторовой Т.В., Молокоедова И.В., Дмитриевой И.Н., указывая в обоснование своих требований, что, по его мнению, в нарушение действующего избирательного законодательства административными ответчиками при распространении агитационных материалов нарушены требования ч. 3-4, 6-7 ст. 54 Закона адрес от дата N 38 "Избирательный кодекс адрес", что является основанием для отмены регистрации указанных кандидатов. В связи с изложенным, административный истец просит отменить регистрацию кандидатов Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 2 Бондаревой С.Н., Аперяна К.М., Викторовой Т.В., Молокоедова И.В., Дмитриевой И.Н.
В заседании суда первой инстанции административный истец Лебедев Б.Н. изложенные в административных исковых заявлениях требования поддержал в полном объеме.
Административные ответчики Бондарева С.Н., Аперян К.М., Викторова Т.В., Молокоедов И.В., Дмитриева И.Н., а также представитель административных ответчиков Федосеева А.Ю., представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии адрес в судебное заседание явились, просили отказать в удовлетворении административных исковых требований Лебедева Б.Н., полагая их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Лебедев А.С., ссылаясь на то, что судьей не учтены требования закона и обстоятельства дела, действия ответчиков являлись недобросовестными.
В заседание судебной коллегии по административным делам Московского городского суда административный истец Лебедев Б.Н. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Административный ответчик Бондарева С.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.
Административный ответчик Аперян К.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.
Административный ответчик Викторова Т.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.
Административный ответчик Молокоедов И.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.
Административный ответчик Дмитриева И.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом.
Представитель административных ответчиков Бондаревой С.Н., Аперяна К.М., Викторовой Т.В., Дмитриевой И.Н. по доверенности Федосеева А.Ю. явилась, доводы апелляционной жалобы полагала необоснованными.
Представитель административного ответчика ТИК адрес по доверенности Павлова Е.С. явилась, доводы апелляционной жалобы полагала необоснованными.
Представитель административного ответчика Избирательной комиссии ВМО в адрес МО Таганский не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административных ответчиков Бондаревой С.Н., Аперяна К.М., Викторовой Т.В., Дмитриевой И.Н. по доверенности Федосеевой А.Ю., представителя административного ответчика ТИК адрес по доверенности Павлову Е.С., заключение прокурора Слободина С.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и - исходя из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, - возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы, охранять достоинство личности (статьи 2 и 18; статья 21, часть 1).
Согласно статье 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что, по смыслу статей 1, 3 (часть 3), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 32 (часть 2) и 81 (часть 1) Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им и являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации положений Всеобщей декларации прав человека (статья 21), Международного пакта о гражданских и политических правах (статья 25), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 3 Протокола N 1), Европейской хартии местного самоуправления (статья 3) и Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (статья 1), существо и реальное содержание конституционного права избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления образует признаваемая и гарантируемая Российской Федерацией как демократическим правовым государством возможность добровольного участия граждан в формировании органов народного представительства на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; всеобщее избирательное право означает, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а государство может и, по сути, должно определять порядок и условия реализации гражданами избирательного права, в том числе порядок выдвижения кандидатов в депутаты, с учетом того, что непосредственно Конституцией Российской Федерации (статья 32, часть 3) в обладании данным конституционным правом отказано гражданам, признанным судом недееспособными, а также содержащимся в местах лишения свободы по приговору суда (Постановление от дата N 16-П, Определение от дата N 1794-О-О и др.).
В силу приведенных положений Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование порядка и условий реализации гражданами Российской Федерации пассивного избирательного права (статья 71, пункт "в"; статья 72, пункт "н" части 1; статья 76, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации), не должен допускать искажения конституционных принципов избирательного права, отмены или умаления принадлежащих гражданам Российской Федерации прав, с тем чтобы они не утрачивали свое реальное содержание, и обязан исходить из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации иные возможные ограничения пассивного избирательного права федеральным законом должны преследовать конституционно значимые цели, быть соразмерны им, не посягая на само существо данного права и не приводя к утрате его основного содержания. Соответственно, предусмотренный законом порядок реализации пассивного избирательного права, в том числе выдвижения кандидатом, не должен вводить условия, исключающие возможность выдвижения кандидатами граждан, в отношении которых Конституцией Российской Федерации и в соответствии с нею федеральным законом не установлены ограничения данного права.
Согласно ч. 2 ст. 239 КАС РФ и ч. 1 ст. 75 Федерального закона N 67-ФЗ от дата "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено, что избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели обладают различным объемом прав и обязанностей в период избирательной кампании, кампании референдума и могут обращаться в суд за защитой этих прав, если считают их нарушенными (статья 3 и часть 1 статьи 4 ГПК РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 87 Избирательного кодекса адрес, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного но тому же избирательному округу; если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частями 20-22 статьи 37 настоящего Кодекса, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Кодексом. Избирательное законодательство не предусматривает обязательного соблюдения досудебного порядка рассмотрения данного спора или подачи жалобы в порядке подчинённости.
В соответствии пунктом 7 статьи 87 Закона адрес от дата N 38 "Избирательный кодекс адрес" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:
1) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным пунктом 1, 2, 6, 8, 9, 10, 11 или 14 части 20 статьи 37 настоящего Кодекса. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата;
2) использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного статьей 57 настоящего Кодекса, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного статьей 57 настоящего Кодекса, более чем на 5 процентов;
3) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
4) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;
5) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных частью 1 или 1.1 статьи 55 настоящего Кодекса;
6) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных частью 5.2 статьи 55 настоящего Кодекса;
7) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в пункте 4 части 10.1 статьи 4 настоящего Кодекса (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет") призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения;
8) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости;
9) при проведении выборов в органы государственной власти адрес -
установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов
(вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках,
расположенных за пределами адрес, владения и (или)
пользования иностранными финансовыми инструментами.
В соответствии с п. 1,3,4 ст. 54 Закона адрес от дата N 38 "Избирательный кодекс адрес" кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие муниципальные списки кандидатов, вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все агитационные материалы должны изготавливаться на адрес. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей(заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание на то, что их изготовление оплачено из средств соответствующего избирательного фонда. Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии или экземпляры иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены: кандидатом на должность Мэра Москвы - в Городскую комиссию; кандидатом в депутаты Московской городской Думы, выдвинутым по одномандатному избирательному округу, - в соответствующую окружную комиссию, а если указанная комиссия еще не сформирована, - в Городскую комиссию; избирательным объединением, выдвинувшим муниципальный список кандидатов, кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления, кандидатом на должность главы муниципального образования - в комиссию муниципального образования. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения об адресе юридического лица, индивидуального предпринимателя (адресе места жительства физического лица), изготовивших и заказавших эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала из соответствующего избирательного фонда. При проведении выборов в органы государственной власти адрес, органы местного самоуправления вместе с указанными материалами в комиссию должны быть представлены электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде.
В силу п. 6 ст. 54 Закона адрес от дата N 38 "Избирательный кодекс адрес" запрещается изготовление печатных агитационных материалов в организациях и у индивидуальных предпринимателей, не выполнивших требования, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, либо по договору с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, с нарушением требований, установленных частями 7, 8, 9.1 и 10.1 статьи 48 настоящего Кодекса, частью 3 настоящей статьи. Запрещается распространение агитационных материалов, изготовленных с нарушением части 6 настоящей статьи и (или) с нарушением требований, предусмотренных частью 10 статьи 48 настоящего Кодекса, частью 4 настоящей статьи (п. 7 указанной статьи).
Судом при рассмотрении дела установлено, что административный истец Лебедев Б.Н., является зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 2.
Решениями Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес муниципального адрес от дата N 5/18, 5/19, 5/22, 5/25, 5/17 зарегистрированы кандидаты в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 2 Бондарева С.Н., Аперян К.М., Викторова Т.В., Молокоедов И.В., Дмитриева И.Н.
Административный истец в обоснование своих требований ссылался на то, что в дата среди избирателей, проживающих на территории избирательного округа N 2 муниципального адрес распространялись агитационные материалы в виде календарей кандидатов в депутаты по указанному избирательному округу Бондаревой С.Н., Аперяна К.М., Викторовой Т.В., Молокоедова И.В., Дмитриевой И.Н., которые, в нарушение норм избирательного законодательства не содержат сведений, изложенных в п. 3 ст. 54 Закона адрес от дата N 38 "Избирательный кодекс адрес", на указанных агитационных материалах указаны телефоны служб адрес, в том числе Управы адрес, что дает основание полагать, что оплата указанных материалов произведена из бюджета адрес, указанные материалы до начала их распространения не были представлены в избирательную комиссию, а также не представлены сведения об адресе юридического лица, индивидуального предпринимателя (адресе места жительства физического лица), изготовивших и заказавших эти материалы, копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала из соответствующего избирательного фонда, электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде, чем нарушены требования ч.4 ст. 54 Закона адрес от дата N 38 "Избирательный кодекс адрес".
В силу ст. 49 Закона адрес от дата N 38 "Избирательный кодекс адрес" агитационный период для избирательного объединения начинается со дня принятия им решения о выдвижении кандидата, кандидатов, списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов, начинается со дня представления в соответствующую избирательную комиссию списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого непосредственно, начинается со дня представления кандидатом в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться, а в случае, предусмотренном частью 7 статьи 33 настоящего Кодекса, - со дня представления в избирательную комиссию документов, предусмотренных в указанной части. Агитационный период прекращается в ноль часов дня, предшествующего дню голосования.
Согласно ст. 48 Закона адрес от дата N 38 "Избирательный кодекс адрес" граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.
Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: призывы голосовать за или против кандидата, кандидатов, муниципальный список, муниципальные списки кандидатов; выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой муниципальный список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с частью 2 статьи 47 настоящего Кодекса); описание возможных последствий, в случае если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной муниципальный список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, муниципальный список кандидатов.
Оценив собранные по делу доказательства, судья пришел к обоснованному выводу, что представленные административным истцом календари применительно к требованиям закона, не обладают признаками предвыборной агитации, поскольку не содержат прямого или косвенного упоминания о предстоящих выборах и участии указанных в них лиц в данных выборах, не содержат каких-либо обещаний от лица кандидата, указанные материалы не сопровождались призывами голосовать, не имеют направленности склонить потенциальных избирателей в пользу или против какого-либо кандидата, а представляют собой информационное сообщение жителей о должностных лицах, осуществляющих свою деятельность на адрес и телефоны приемной главы управы, диспетчерской ГБУ и дежурной части.
Более того, как следует из материалов дела, в частности представленного договора на изготовление рекламной и сувенирной продукции и товарного чека, указанный материал был изготовлен за счет средств Бондаревой С.Н., Аперяна К.М., Викторовой Т.В., Молокоедова И.В., Дмитриевой И.Н. дата, т.е. задолго до начала избирательной кампании, при этом по утверждению административных ответчиков в период избирательной кампании не распространялся.
Доказательств обратного административным истцом в суд не представлено.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела аналогичны заявленным в суде первой инстанции, проверялись и своего подтверждения не нашли, фактически сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, аналогичны заявленным в суд первой инстанции, сами по себе, не могут повлечь отмену судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Таганского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Лебедева Бориса Николаевича без удовлетворения.
Председательствующий: |
|
Судьи: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.