Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В.
судей Пономарева А.Н. и Моргасова М.М.
при секретаре Бакулиной А.В.
с участием прокурора Артамоновой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Моргасова М.М. административное дело по апелляционной жалобе Кучербаевой Лилии Мунировны на решение Дорогомиловского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
В удовлетворении административного искового заявления зарегистрированных кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального округа Филевский адрес и Кучербаевой Лилии Мунировны к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес муниципального адрес, зарегистрированному кандидату в депутаты Совета депутатов муниципального округа Филевский адрес об отмене регистрации кандидата, - отказать.
установила:
дата Совет Депутатов муниципального адрес принял решение N 8/4 о назначении выборов депутатов Совета депутатов муниципального адрес на дата.
дата Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в адрес муниципального адрес приняла решение N 7/20 о регистрации Прохорова Д.Ю. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 1.
Зарегистрированные кандидаты в депутаты Совета депутатов муниципального адрес Чекунаева Ю.А. и Кучербаева Л.М. обратились в суд с административным исковым заявлением к зарегистрированному кандидату в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по адрес N 1 Прохорову Дмитрию Юрьевичу, Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес муниципального адрес об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес Прохорова Д.Ю.
В качестве оснований для отмены регистрации кандидата Чекунаева Ю.А. и Кучербаева Л.М. указывают на то, что дата кандидат в депутаты Совета депутатов муниципального адрес Прохоров Д.Ю. находился в государственном бюджетном учреждении "Галактика" по адресу: адрес, готовил агитационный печатный материал других кандидатов, который находился в мешках, стоящих на полу, к уничтожению. Кроме того, Прохоров Д.Ю. находился в бюджетном учреждении, которое не имеет право использовать в рамках предвыборной кампании, чем нарушается равноправие кандидатов.
Административные истцы Чекунаева Ю.А. и Кучербаева Л.М. в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о рассмотрении дела судом извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела, уважительных причин неявки суду не представили.
Административный ответчик Прохоров Д.Ю. в судебном заседании административный иск не признал, указав, что действительно находился в помещении ГБУ "Галактика" по адресу: адресдата, но прибыл туда не для совершения указанных административными истцами действий, а для проверки готовности данного помещения для встречи с избирателями, назначенной на дата, причем назначенной как у него, так и у административных истцов - Чекунаевой Ю.А. и Кучербаевой Л.М. На момент его прибытия в данном помещении осуществлялись работы по его уборке, в помещении находились документы на бумажных носителях, но какие именно, он не знает. Заявил о пропуске истцами срока на обращение с данным заявлением.
Представитель административного ответчика Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в адрес муниципального адрес Писоцкий С.И. административный иск не признал, полагая его необоснованным, заявил о пропуске истцами срока на обращение с данным заявлением.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Кучербаева Л.М., ссылаясь на то, что судьей не учтены требования закона и обстоятельства дела, действия ответчиков являлись недобросовестными.
В судебное заседание Московского городского суда административный истец Кучербаева Л.М. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом.
Административный истец Чекунаева Ю.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом.
Представитель административного истца Кучербаевой Л.М. по доверенности Королев А.С. явился, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Избирательной комиссии ВМО в адрес МО Филевский парк председатель избирательной комиссии Писоцкий С.И. явился, доводы апелляционной жлобы полагал не обоснованными.
Административный ответчик, зарегистрированный кандидат в депутаты Прохоров Д.Ю. явился, доводы апелляционной жалобы полагал необоснованными.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Кучербаевой Л.М. - Королева А.С., представителя административного ответчика Избирательной комиссии ВМО в адрес МО Филевский парк, председатель избирательной комиссии Писоцкого С.И. , административного ответчика Прохоров Д.Ю., выслушав заключение прокурора Артамоновой О.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и - исходя из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, - возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы, охранять достоинство личности (статьи 2 и 18; статья 21, часть 1).
Согласно статье 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что, по смыслу статей 1, 3 (часть 3), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 32 (часть 2) и 81 (часть 1) Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им и являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации положений Всеобщей декларации прав человека (статья 21), Международного пакта о гражданских и политических правах (статья 25), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 3 Протокола N 1), Европейской хартии местного самоуправления (статья 3) и Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (статья 1), существо и реальное содержание конституционного права избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления образует признаваемая и гарантируемая Российской Федерацией как демократическим правовым государством возможность добровольного участия граждан в формировании органов народного представительства на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; всеобщее избирательное право означает, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а государство может и, по сути, должно определять порядок и условия реализации гражданами избирательного права, в том числе порядок выдвижения кандидатов в депутаты, с учетом того, что непосредственно Конституцией Российской Федерации (статья 32, часть 3) в обладании данным конституционным правом отказано гражданам, признанным судом недееспособными, а также содержащимся в местах лишения свободы по приговору суда (Постановление от дата N 16-П, Определение от дата N 1794-О-О и др.).
В силу приведенных положений Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование порядка и условий реализации гражданами Российской Федерации пассивного избирательного права (статья 71, пункт "в"; статья 72, пункт "н" части 1; статья 76, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации), не должен допускать искажения конституционных принципов избирательного права, отмены или умаления принадлежащих гражданам Российской Федерации прав, с тем чтобы они не утрачивали свое реальное содержание, и обязан исходить из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации иные возможные ограничения пассивного избирательного права федеральным законом должны преследовать конституционно значимые цели, быть соразмерны им, не посягая на само существо данного права и не приводя к утрате его основного содержания. Соответственно, предусмотренный законом порядок реализации пассивного избирательного права, в том числе выдвижения кандидатом, не должен вводить условия, исключающие возможность выдвижения кандидатами граждан, в отношении которых Конституцией Российской Федерации и в соответствии с нею федеральным законом не установлены ограничения данного права.
Согласно ч. 2 ст. 239 КАС РФ и ч. 1 ст. 75 Федерального закона N 67-ФЗ от дата "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено, что избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели обладают различным объемом прав и обязанностей в период избирательной кампании, кампании референдума и могут обращаться в суд за защитой этих прав, если считают их нарушенными (статья 3 и часть 1 статьи 4 ГПК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, дата Совет Депутатов муниципального адрес принял решение N 8/4 о назначении выборов депутатов Совета депутатов муниципального адрес на дата.
дата Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в адрес муниципального адрес приняла решение N 7/20 о регистрации Прохорова Д.Ю. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 1.
дата Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в адрес муниципального адрес приняла решение N 6/3 о регистрации Кучербаевой Л.М. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 1.
дата Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в адрес муниципального адрес приняла решение N 7/28 о регистрации Чекунаевой Ю.А. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N1.
Статьей 240 КАС РФ установлены сроки подачи административных исковых заявлений о защите избирательных прав. Согласно части 5 данной статьи заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования, данное исковое заявление поступило в суд дата, о нарушенном праве, как указывают истцы, им стало известно дата, выборы депутатов Совета депутатов муниципального адрес назначены на дата, таким образом суд не нашел оснований согласиться с доводами административных ответчиков о пропуске истцами срока на обращение в суд с указанными требованиями.
В силу положений ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
По мнению административных истцов, использование Прохоровым Д.Ю. бюджетного учреждения "Галактика" для осуществления своей деятельности как кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес нарушает равноправие кандидатов, носит систематический характер, а именно чинятся препятствия при проведении встреч кандидатов от других партий, либо двери помещения закрыты, ибо у охраны данных учреждений, где должны быть проводится встречи с избирателями в списке на допуск в данное учреждение значится только Прохоров Д.Ю.
Прохоровым Д.И. в обоснование своих возражений указано, что он действительно находился в ГБУ "Галактика" по адресу: адресдата, но прибыл туда не для совершения указанных административными истцами действий, а для проверки готовности данного помещения для встречи с избирателями, назначенной на дата.
Под использование преимуществ должностного или служебного положения подпадают не любые действия кандидата, а только перечисленные в пункте 5 статьи 40 Федерального закон от дата N 67-ФЗ (ред. от дата) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с дата), а именно:
а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной
зависимости, государственных и муниципальных служащих к
осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей
выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов;
б) использование помещений, занимаемых государственными
органами или органами местного самоуправления, организациями
независимо от формы собственности, за исключением помещений,
занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности,
способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или)
избранию кандидатов, если иным кандидатам, избирательным объединениям
не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же
условиях;
в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи,
оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование
государственных органов, органов местного самоуправления,
государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от
формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и
информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических
партий, для проведения предвыборной агитации, если их использование не
оплачено из соответствующего избирательного фонда;
г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях
транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов;
д) сбор подписей избирателей, ведение предвыборной агитации
лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные
должности, либо находящимися на государственной или муниципальной
службе, либо являющимися главами местных администраций, либо
являющимися членами органов управления организаций независимо от
формы собственности, за исключением политических партий, в ходе
служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета,
средств соответствующей организации) командировок;
е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным
средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей,
ведения предвыборной агитации, если иным кандидатам, избирательным
объединениям для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в
соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;
ж) агитационное выступление в период избирательной кампании при
проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и
(или) муниципальными органами, организациями независимо от формы
собственности, за исключением политических партий;
з) обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 36 Постановления Пленума от дата N 5, перечень действий, которые могут рассматриваться в качестве использования преимуществ должностного или служебного положения при проведении избирательной кампании, кампании референдума, установлен пунктом 5 статьи 40 Федерального закона от дата N 67-ФЗ и не подлежит расширительному толкованию.
При решении вопроса о том, является ли использование служебного или должностного положения достаточным основанием для применения судом предусмотренных Федеральным законом от дата N 67-ФЗ неблагоприятных последствий для кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, необходимо, в частности, выяснять кратность, характер, содержание, цель совершения этих действий.
При этом следует учитывать, что основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, для отказа в проведении референдума, для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов, для отмены регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может служить только неоднократное (не менее двух раз) использование преимуществ должностного или служебного положения (подпункт "л" пункта 24, подпункт "к" пункта 25, подпункт "г" пункта 26 статьи 38, подпункт "в" пункта 7, подпункт "в" пункта 8, пункт 9 статьи 76 Федерального закона от дата N 67-ФЗ).
Для отмены регистрации кандидата по мотиву использования преимуществ своего должностного или служебного положения необходимо установить виновное поведение самого кандидата, а не иных лиц.
Согласно ст. 39 Федерального закон от дата N 67-ФЗ (ред. от дата) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с дата) все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Суд установил, что помещение по адресу: адрес занимает ГБУ "Галактика".
Согласно представленному суду определению об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении участкового уполномоченного ОМВД России по адрес Лебедева Е.В. от дата по результатам рассмотрения материалов проверки по сообщению и заявлению гр. Кучербаевой Л.Н. по факту возможных противоправных действий со стороны Прохорова Д.А., в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Прохорова Д.Ю. по ст. 5.14 КоАП РФ отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Из указанного определения следует, что при указанных Кучербаевой Л.Н. обстоятельствах в материале проверки не имеется объективного подтверждения факта уничтожения Прохоровым Д.Ю. либо иным лицом агитационного материала, размещенного в соответствии с законом, вывешенного на здании, сооружении или ином объекте в период избирательной кампании, кампании референдума, либо нанесение надписей или изображений на такой материал.
Факт наличия агитационных материалов, принадлежащих другим кандидатам, и уничтожение их Прохоровым Д.Ю. в указанном помещении в ходе судебного разбирательства судом также не установлен. Доводы административных истцов о наличии на столах непонятных документов, листовок других кандидатов, а также смятых листовок, похожих на агитационный печатный материал, находящихся в мешках, является непроверенной и неподтвержденной информацией. Ни одно из приведенных административными истцами обстоятельств к понятиям использования преимуществ должностного или служебного положения отнесено быть не может.
Нахождение Прохорова Д.Ю. в помещении ГБУ "Галактика" не является использованием помещений для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидата, что понимается под использованием преимуществ должностного или служебного положения в соответствии с пунктом "б" части 5 статьи 40 Федерального закона N 67-ФЗ.
Фактическое использование Прохоровым Д.Ю. вышеуказанного помещения для проведения предвыборной агитации не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Относимых и допустимых доказательств неоднократного (не менее двух раз) использования административным ответчиком преимуществ должностного или служебного положения материалы дела не содержат.
Поскольку относимых и допустимых доказательств в подтверждение доводов о нарушении кандидатом Прохоровым Д.Ю. требований избирательного законодательства суду не представлено, суд пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения административного иска и отмены регистрации Прохорова Д.Ю. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N1.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела аналогичны заявленным в суде первой инстанции, проверялись и своего подтверждения не нашли, фактически сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, в связи с чем, сами по себе, не могут повлечь отмену судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Дорогомиловского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Кучербаевой Лилии Мунировны - без удовлетворения.
Председательствующий: |
|
Судьи: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.