Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В.,
судей Лукьянченко В.В., Гордеевой О.В.,
при секретаре Сытине В.В.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ставича В.В. административное дело по апелляционной жалобе Бутримова М.К. на решение Перовского районного суда г. Москвы от 4 сентября 2017 года, которым постановлено:
Отменить регистрацию Бутримова Михаила Константиновича в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Вешняки в городе Москве, произведенную на основании решения от 14 июля 2017 года N ... избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве муниципального округа Вешняки,
УСТАНОВИЛА:
решением Совета депутатов муниципального округа Вешняки от 20 июня 2017 г. N ... на 10 сентября 2017 г. назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Вешняки.
Зарегистрированный кандидат в депутаты Совета депутатов муниципального округа Вешняки по многомандатному избирательному округу N3 Гентер Е.З., выдвинувший свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, обратился в суд с административным иском об отмене регистрации кандидата в депутаты по этому же избирательному округу Бутринова М.К., выдвинувшего свою кандидатуру в порядке самовыдвижения.
При этом указал, что названный кандидат допустил существенные нарушения избирательного законодательства, поскольку в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на своей странице в социальной сети Facebook разместил материалы, в которых оправдывал экстремизм, допускал высказывания, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, что соответствует признакам экстремистской деятельности, предусмотренным статьей 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности".
Это является основанием для отмены регистрации кандидата согласно пп. "ж" пункта 7 статьи 76 Федерального закона о т 12 июня 2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
По мнению административного истца, допущенные нарушения избирательного законодательства нарушают установленный принцип равенства кандидатов.
Судом постановленоприведенное выше решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме просит в апелляционной жалобе Бутримов М.К., ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В заседании судебной коллегии административный ответчик Бутримов М.К. и его представитель - адвокат Глушенков А.В. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Административный истец Гентер Е.З. просил решение суда оставить без изменения.
Представитель избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве муниципального округа Вешняки Исаева О.Л. решение по делу оставила на усмотрение судебной коллегии.
Исследовав материалы административного дела, выслушав стороны, заключение прокурора Ларионовой О.Г., полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Основания для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты установлены ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно подп. "ж" п. 7 указанной статьи регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению, в том числе кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подп. "г" п. 3.2 ст. 4 данного Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть Интернет) призывал к совершению деяний, определяемых в ст. 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения.
Пункт 1 ст. 56 вышеупомянутого Федерального закона содержит требования того, что предвыборные программы кандидатов, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая Интернет), выступления кандидатов и их доверенных лиц, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая Интернет) не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм.
Понятие экстремистской деятельности дано в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N114-ФЗ, согласно которому под экстремистской деятельностью понимается насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам, указанным в п. "е" ч. 1 ст. 63 Уголовного кодекса Российской Федерации; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в данной статье и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
В п. 3 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N114-ФЗ дано понятие экстремистских материалов, под которыми понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности.
Согласно подп. "г" п. 3.2 ст. 4 Федерального закона N67-ФЗ не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации (не обладающие пассивным избирательным правом), в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56 указанного Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных подп. "ж" п. 7 и подп. "ж" п. 8 ст. 76 этого Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.
Проанализировав приведенные нормы действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу о наличии по данному делу предусмотренного подп. "ж" п. 7 ст. 76 Федерального закона N67-ФЗ основания для отмены регистрации кандидата.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 1 мая 2017 года Бутримовым М.К. опубликованы посты с заголовком "Мир, труд, май. Гастарбайтер уезжай!", с тегам "Москва русский город", "Стоп иммиграция", а также высказывал осуждение приговора суда в отношении одного из лидеров русских националистов Дёмушкина, деятельность которого признана экстремисткой по решению суда, тем самым оправдывая совершенные преступления.
Посты иллюстрированы фотографией с лозунгом " Stopper Limmigration massive ". Данные публикации размещены на странице кандидата в депутаты Бутримова М.К. в социальной сети Facebook , распечатка которой имеется в материалах дела.
Суд установил, что в данных постах содержатся высказывания Бутримова М.К., оправдывающие экстремизм, призывающие и побуждающие к нарушению прав и свобод человека и гражданина в зависимости от его национальной принадлежности, а также возбуждающие национальную рознь.
С учетом того, что данные публикации имели место до 14 июля 2017 г., то есть до приобретения Бутримовым М.К, статуса кандидата в депутаты, в течение срока полномочий Совета депутатов муниципального округа Вешняки, в который назначены выборы, суд правомерно пришел к выводу о наличии оснований для отмены регистрации данного кандидата в соответствии с подп. "ж" п. 7 ст. 76 Федерального закона N67-ФЗ.
Учитывал специфику избирательных правоотношений и, соглашаясь выдвигаться кандидатом в депутаты, Бутримов М.К. должен был действовать с той степенью осмотрительности, которая исключала бы любую возможность нарушений вышеуказанных ограничений.
Вопреки доводам жалобы факт причастности Бутримова М.К. к опубликованию материалов, имеющую экстремистскую направленность установлен в рамках производства по административному делу, что соответствует требованиям подпункта "г" пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Довод апелляционной жалобы о пропуске административным истцом срока на обращение в суд, подлежит отклонению.
Суд правильно применил часть 5 статьи 240 КАС РФ, пункт 5 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в соответствии с которыми административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования. Административное исковое заявление по настоящему делу подано административным истцом 1 сентября 2017 года, то есть ранее, чем за восемь дней до дня голосования.
При этом отсутствуют основания полагать, что данный срок следует исчислять с момента привлечения Бутримова М.К. к участию в деле в качестве административного ответчика.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установилправильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Перовского районного суда г. Москвы от 4 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.