Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Пономарева А.Н., Ставича В.В.,
при секретаре Агаевой Г.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе Буровой И.В. на решение Бутырского районного суда г. Москвы от 10 июля 2017 года, которым постановлено:
"Исковые требования Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного Фонда России N6 по г. Москве и Московской области к Буровой И.В. о взыскании суммы недоимки удовлетворить.
Взыскать с Буровой И.В., *** года рождения, уроженки г. Москвы, в пользу Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного Фонда России N6 по г. Москве и Московской области недоимку по страховым взносам за 2015 год в размере 22 388 руб. 54 коп.
Встречный иск Буровой И.В. к Главному управлению ПФР N6 по г. Москве и Московской области об освобождении от уплаты страховых взносов - оставить без удовлетворения",
УСТАНОВИЛА:
Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного Фонда России N6 по г. Москве и Московской области обратилось в суд с административным иском к Буровой И.В. о взыскании задолженности по страховым взносам за 2015 год в размере 22 388 руб. 54 коп., мотивируя свои требования тем, что ответчица являлась плательщиком страховых взносов, однако предусмотренную законом обязанность по уплате страховых взносов за 2015 год не исполнила.
В судебное заседание представитель административного истца явился, заявленные требования поддержал. Административный ответчик в суд явился, против удовлетворения иска возражал, заявил встречные требования о признании действий ГУ-ГУ ПФР N6 по г. Москве и Московской области незаконными.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Бурова И.В.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца - Жарикова В.Н., административного ответчика - Бурову И.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено, что Бурова И.В. осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и являлась плательщиком страховых взносов.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей административный ответчик зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 27.10.2010 ОГРНИП *** , прекратила деятельность в связи с принятием соответствующего решения 23.09.2016.
04.04.2016 в адрес Буровой И.В. направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени N *** за отчетный период 2015 г. в сумме 22 261 руб. 38 коп., пени 775 руб. 44 коп.
Срок уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов установлен вышеуказанным требованием до 22.04.2016. Бурова И.В. в указанный срок требование не выполнила.
Определением мирового судьи судебного участка N95 района Отрадное г. Москвы от 21.02.2017 отменен судебный приказ, вынесенный 06.02.2017 о взыскании с Буровой И.В. суммы задолженности и пени за 2015 год.
Согласно справке о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, задолженность за 2015 год составила - 22 388 руб. 54 коп.
12 апреля 2017 года ГУ-ГУ ПФР N6 по г. Москве и Московской области обратилось в суд с настоящим иском.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются, что в соответствии со ст. 64 КАС РФ освобождает участвующих лиц от их дальнейшего доказывания.
Удовлетворяя требования ГУ - ГУ ПФР N 6 по г. Москве и Московской области суд первой инстанции исходил из того, что административный истец как орган, производящий администрирование страховых платежей, вправе предъявлять указанные требования, Буровой И.В. не исполнена обязанность по своевременной уплате страховых взносов, срок на обращение в суд с иском не пропущен.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции преждевременными, ошибочными, основанными на выборочном, избирательном толковании норм материального и процессуального права.
Пунктом 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В п. п. 1, 2 ст. 18 указанного Закона плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Обязанность плательщиков страховых взносов по правильному исчислению и своевременной уплате (перечислению) страховых взносов также установлена п. 1 ч. 2 ст. 28 указанного Закона.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в ПФР и в ФФОМС осуществляют территориальные органы ПФР (ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а администрирование страховых взносов осуществляет Федеральная налоговая служба. Соответствующие изменения в часть вторую НК РФ внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ).
Частью 2 статьи 4 Закона N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Закон N 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ).
Согласно частям 1, 2 статьи 19 Закона N 250-ФЗ передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Первичные документы, подтверждающие обоснованность начисления указанных в части 1 настоящей статьи сумм, своевременность и полноту принятия мер по их взысканию, представляются органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по запросам налоговых органов в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Из вышеприведенных норм следует, что после 01.01.2017 взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникших до 01.01.2017, осуществляется налоговыми органами.
Часть 1 статьи 44 КАС РФ предусматривает, что в случае, если в период рассмотрения административного дела орган государственной власти, иной государственный орган или орган местного самоуправления, являющиеся стороной в административном деле, реорганизован, суд производит замену этой стороны его правопреемником. В случае, если какой-либо из указанных органов либо организация, наделенная государственными или иными публичными полномочиями, упразднены, суд производит замену этой стороны органом или организацией, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно части 1 статьи 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае рассмотрения административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (пункт 2); о принятии судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле (пункт 4).
В силу п. 3 ст. 309, пп. 1 и 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Как следует из материалов дела, настоящее административное исковое заявление направлено в суд ГУ-ГУ ПФР N6 по г. Москве и Московской области 12 апреля 2017 года.
В тоже время суду первой инстанции и судебной коллегии административным истцом не представлено данных о делегировании ГУ-ГУ ПФР N6 по г. Москве и Московской области права на обращение в суд со стороны налоговых органов после 01.01.2017.
При таких обстоятельствах решение суда признать законным нельзя и судебная коллегия по административным делам полагает необходимым отменить судебное постановление, направив настоящее административное дело на новое рассмотрение в Бутырский районный суд г. Москвы.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо определить состав лиц, участвующих в деле, чтобы разрешение спора не повлекло нарушения прав либо освобождения от обязанности лиц, к участию в деле не привлеченных.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бутырского районного суда г. Москвы от 10 июля 2017 года отменить, дело направить в районный суд для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.