Заместитель председателя Московского городского суда Панарин М.М., рассмотрев жалобу Сатинбаева Б на вступившие в законную силу постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 26 августа 2016 года по делу об административном правонарушении ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Мещанского районного суда города Москвы от 26 августа 2016 года гражданин Республики Киргизия Сатинбаев Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В порядке, предусмотренном ст. ст. 30.1-30.3 КоАП РФ, указанное постановление судьи районного суда не обжаловалось.
В настоящей жалобе Сатинбаев Б. , не оспаривая факт совершения административного правонарушения и его виновность, просит изменить названные судебные акты в части назначенного ему (Сатинбаеву Б.) дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, ссылаясь на то, что на территории Российской Федерации проживают его жена - Исматилла А.к. и его малолетний ребенок - Сатинбаев Т.Б., которые являются гражданами Российской Федерации, в связи с чем назначенное наказание в виде административного выдворения нарушает его право на уважение личной и семейной жизни, гарантированное Конвенцией о защите прав человека и основных свобод; дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствии переводчика, в услугах которого он нуждался.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 26 августа 2016 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела, 25 августа 2016 года инспектором службы 1 ОП УВД на Московском метрополитене ГУ МВД России по г. Москве в отношении гражданина Республики Киргизия Сатнбаева Б. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
В соответствии с данным протоколом 25 августа 2016 года в 14 час. 45 мин. по адресу: *, был выявлен гражданин Республики Киргизия Сатинбаев Б., который в нарушение ст. ст. 2, 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не имел при себе документов, удостоверяющих личность и подтверждающих законность его нахождения на территории Российской Федерации, а именно: миграционной карты.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Сатинбаева Б. к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Приходя к выводу о наличии в действиях Сатинбаева Б. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, судья районного суда сослался на протокол об административном правонарушении, рапорт сотрудника полиции; досье иностранного гражданина.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья Московского городского суда также пришел к выводу о наличии в действиях Сатинбаева Б. административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Вместе с тем при даче письменных объяснений на досудебной стадии производства по делу (л.д. 5) и рассмотрении дела об административном правонарушении (л.д. 16-17) Сатинбаев Б. последовательно указывал на то, что по прибытию в место пребывания уведомил органы УФМС.
Указанный довод отвергнут судьей районного суда как не имеющий правового значения для настоящего дела со ссылкой на то, что на момент проверки у Сатинбаев Б. отсутствовали документы, удостоверяющие личность и подтверждающие его право на пребывание на территории Российской Федерации (паспорт и миграционная карта), что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
С таким выводом судьи районного суда нельзя согласиться.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан).
На основании п. 1 ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан, срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, гражданин Республики Киргизия Сатинбаев Б. прибыл на территорию Российской Федерации 28 июля 2016 года, ему выдана миграционная карта серия *, о чем свидетельствуют сведения АС ЦБДУИГ. В материалах дела также имеется копия национального паспорта серия, выданного на имя гражданина Республики Киргизия Сатинбаева Билала (л.д. 12).
Согласно пункту 8 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, граждане государства-члена при въезде на территорию другого государства-члена по одному из действительных документов, допускающему проставление отметок органов пограничного контроля о пересечении государственной границы, при условии, что срок их пребывания не превышает 30 суток с даты въезда, освобождаются от использования миграционной карты (карточки), если такая обязанность установлена законодательством государства въезда.
Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 219-ФЗ Российской Федерацией ратифицирован Договор о присоединении Республики Кыргызстан к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении 25 августа 2016 года Сатинбаев Б. законно находился на территории Российской Федерации, поскольку срок его временного пребывания на территории Российской Федерации не истек, у него имелись паспорт и миграционная карта, удостоверяющие его личность и подтверждающие его право на временное пребывание на территории Российской Федерации.
Суждение судебных инстанций о наличии в рассматриваемом случае события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, сделано без учета приведенных выше положений Закона о правовом положении иностранных граждан, международных договоров и не основано на фактических обстоятельствах дела.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием события административного правонарушения.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 26 августа 2016 года подлежит отмене, производство по делу прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 , 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу Сатинбаева Б. удовлетворить.
Постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 26 августа 2016 года по делу об административном правонарушении , предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Сатинбаева Б - отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Заместитель председателя
Московского городского суда М.М. Панарин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.