Заместитель председателя Московского городского суда Панарин М.М., рассмотрев жалобу защитника государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы" (далее - ГУП "НИ и ПИ Генплана Москвы", Предприятие) Докудовского С.Ю. на вступившие в законную силу постановление N 968 Главного государственного санитарного врача по городу Москве от 30 августа 2016 года, решение судьи Останкинского районного суда города Москвы от 22 февраля 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 12 мая 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 968 Главного государственного санитарного врача по городу Москве от 30 августа 2016 года ГУП "НИ и ПИ Генплана Москвы" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Решением судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 22 февраля 2017 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба директора ГУП "НИ и ПИ Генплана Москвы" Гармаш О.А. - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 12 мая 2017 года постановление N 968 Главного государственного санитарного врача по городу Москве от 30 августа 2016 года и решение судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 22 февраля 2017 года оставлены без изменения, жалоба защитника Предприятия Тонушкиной Е.А. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Докудовский С.Ю., выражая несогласие с названными постановлением должностного лица и судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу, ссылается на то, что Предприятие не осуществляет проектирование объекта, который может оказать воздействие на окружающую среду, соответственно, в данном случае не требуется согласование технического задания с Управлением; ГУП "НИ и ПИ Генплана", как победитель конкурентной процедуры (исполнитель государственного контракта), в силу положений законодательства РФ не обладает правомочиями по согласованию либо корректировке технического задания, но обязан исполнить условия сделки, заключённой по итогам конкурса; на момент вынесения обжалуемого постановления от 30 августа 2016 года Проект планировки утверждён не был и находился на стадии доработки, что исключает возможность его оценки на предмет соответствия требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства и иных нормативно-правовых актов; проект планировки территории не является проектной документацией, а отнесён к градостроительной документации, в связи с чем п. 4 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ) в данном случае неприменим; в постановлении должностного лица и судебных решениях не указано время совершения административного правонарушения; должностным лицом и судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о законности и обоснованности постановления должностного лица и судебных решений.
Административная ответственность по ст. 6.3 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий.
На основании ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии с п.п. 1, 2 и 4 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путём комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарно-эпидемиологических требований или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.
Согласно п. 1.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" территория ЗСО относится к зоне ограниченного хозяйственного и градостроительного освоения, где не допускается размещение и развитие промышленного и крупного сельскохозяйственного производства, а развитие населённых мест и размещение новых объектов гражданского строительства ограничивается ассимиляционной способностью почв и водных объектов (их способностью к самоочищению).
В соответствии с п.п. 4.1.1, 4.2.1 и 2.7 СП 2.1.4.2625-10 "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы" в границах территории и акватории 1А пояса ЗСО станций водоподготовки допускается только деятельность, связанная с забором, подготовкой, хранением и подачей питьевой воды. На территории 1Б пояса ЗСО станций водоподготовки запрещаются все виды нового строительства. Не допускаются виды хозяйственной и иной деятельности, приводящие к микробному и химическому загрязнению почвы, грунтовых вод и воды источника, включая притоки первого порядка, в том числе ведение животноводства, применение ядохимикатов, размещение общественных гаражей и ангаров, складов, общественных пляжей.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением режима ЗСО, в том числе согласование документов по предоставлению земельных участков под строительство и реконструкцию, за выполнением предусмотренных санитарно-противоэпидемиологических мероприятий, а также контроль качества виды источников водоснабжения осуществляется в пределах 1А и 1Б поясов ЗСО станций водоподготовки и 1 пояса гидроузлов - органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в г. Москве.
Согласно материалам дела, 16 августа 2016 года в 18 часов 00 минут по адресу: г. Москва, Графский переулок, д. ** в ходе проведения по распоряжению руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве от 15 июля 2016 года внеплановой документарной проверки сотрудниками Роспотребнадзора г. Москвы установлено нарушение ГУП "НИ и ПИ Генплана Москвы" законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил, а именно: выполнение работ по "Подготовке проекта планировки участка линейного объекта улично-дорожной сети - Продление Рублёвского шоссе до МФЦ со строительством моста на территории Рублёво-Архангельское" на основании государственного контракта от 01 ноября 2013 года, где участок указанного линейного объекта улично-дорожной сети попадает в границы 1А и 1Б поясов ЗСО Рублёвской станции водоподготовки; планируемый объект является источником антропогенного воздействия на атмосферный воздух, территорию, и как следствие, на качество воды в источнике водоснабжения, при этом техническое задание не было согласовано с Управлением, не содержит санитарного задания и не представлялось в Управление, сведения о приостановке или прекращении Предприятием работ на момент проведения проверки отсутствуют, также ГУП "НИ и ПИ Генплана Москвы" не уведомило заказчика о нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства, нарушив тем самым ст. ст. 11, 12, 18, 20, 21 Федерального закона от 20.03.1999 г. N 52-ФЗ, п.п. 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3, 3.2.4. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населённых мест" п.п. 1.4, 3.2.1.2, 3.3.2. СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", п.п. 2.2, 2.4 СанПиН 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы", п.п. 1.2.4., 2.6., 2.8., 4.2.1., 4.2.2. СП 2.1.4.2625-10 "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы". Действия ГУП "НИ и ПИ Генплана Москвы" квалифицированы по ст. 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения ГУП "НИ и ПИ Генплана Москвы" административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают: протоколом об административном правонарушении; актом проверки; распоряжением о проведении внеплановой, документарной проверки; ответом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве от 14 октября 2015 года; актом N 1 сдачи-приёмки работ от 05 декабря 2013 года; государственным контрактом от 01 ноября 2013 года; техническим заданием и другими материалами дела.
При разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо и судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям Предприятия и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что ГУП "НИ и ПИ Генплана Москвы" не осуществляет проектирование объекта, который может оказать воздействие на окружающую среду, соответственно, в данном случае не требовалось согласование технического задания с Управлением, проверялся судьёй районного суда и судьёй Московского городского суда при рассмотрении жалоб и правильно был признан несостоятельным, поскольку он опровергается приведёнными выше доказательствами. Так, в частности, из письма Управления Роспотребнадзора по городу Москве от 29 октября 2015 года следует, что планируемый участок линейного объекта улично-дорожной сети "Подление Рублёвского шоссе до МФЦ (Международного финансового центра) со строительством моста на территории Рублёво-Архангельское" проходит в границах 1А и 1Б поясов зоны санитарной охраны Рублёвской станции водоподготовки.
На основании п. 2.2.2 и п. 2.2.3 СП 2.1.4.2625-10 "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы" 1А пояс ЗСО станции водоподготовки (строгого режима) включает территорию и акваторию расположения водозаборов, площадок расположения всех водопроводных сооружений, сооружений гидроузлов и каналов, подводящих воду от водозаборов к площадкам водоочистных сооружений, где исключается всякая деятельность, не связанная с нуждами водопровода, в том числе и мероприятия по обезвреживанию осадков сооружений водоподготовки. 1Б пояс ЗСО станции водоподготовки (строгого режима) включает часть акватории источника водоснабжения, притоков первого порядка и их прибрежных территорий в пределах, обеспечивающих постоянство состава воды в месте водозабора. Назначение 1Б пояса ЗСО станции водоподготовки - защита акватории источника и прибрежной территории от антропогенного воздействия, оказывающего неблагоприятное влияние на постоянство состава воды у места водозабора.
ГУП "НИ и ПИ Генплана Москвы" осведомлённое о том, что планируемый объект улично-дорожной сети - продление Рублёвского шоссе до Международного финансового центра со строительством моста на территории Рублёво-Архангельское является источником антропогенного воздействия на атмосферный воздух, территорию, и как следствие, на качество воды в источнике водоснабжения, о чём свидетельствует обращение Предприятия в Управление Роспотребнадзора по г. Москве от 14 октября 2015 года (л.д. 35), тем не менее, в нарушение п. 4 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ не прекратило выполнение работ по "Подготовке проекта планировки участка линейного объекта улично-дорожной сети - Продление Рублёвского шоссе до МФЦ со строительством моста на территории Рублёво-Архангельское", что заявитель не отрицает и в доводах настоящей жалобы, и не уведомило заказчика о выявлении нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при формировании технического задания к государственному контракту.
При таких обстоятельствах действия ГУП "НИ и ПИ Генплана Москвы" правильно квалифицированы по ст. 6.3 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Ссылка в жалобе на то, что в ходе рассмотрения дела не установлено время совершения административного правонарушения, не обоснована.
В силу ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Поскольку нарушение ГУП "НИ и ПИ Генплана Москвы" законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил, а именно: выполнение работ по "Подготовке проекта планировки участка линейного объекта улично-дорожной сети - Продление Рублёвского шоссе до МФЦ со строительством моста на территории Рублёво-Архангельское", является длящимся административным правонарушением, должностное лицо и судебные инстанции правильно установили время его совершения - 16 августа 2016 года, то есть день его выявления.
Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы должностным лицом и судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалоб и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Предприятию в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 6.3 КоАП РФ.
Судья Московского городского суда, рассмотрев жалобу на постановление должностного лица и решение судьи районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и судебных актов.
Порядок и срок давности привлечения ГУП "НИ и ПИ Генплана Москвы" не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление N 968 Главного государственного санитарного врача по городу Москве от 30 августа 2016 года, решение судьи Останкинского районного суда города Москвы от 22 февраля 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 12 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы" оставить без изменения, жалобу защитника Докудовского С.Ю. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда М.М. Панарин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.