Судья Московского городского суда Неретина Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ПАО "МОЭК" Седельниковой В.П. на решение судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 07 июня 2017 г., которым оставлено без изменения постановление заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды Департамента природопользования и охраны окружающей среды Рябова Г.А. от 14 марта 2017 года N 1002-85/2017 о привлечении юридического лица - ПАО "МОЭК" к административной ответственности по ст.4.39 Кодекса г.Москвы об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды Департамента природопользования и охраны окружающей среды Рябова Г.А. от 14 марта 2017 года N 1002-85/2017 ПАО "МОЭК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.39 Закона г. Москвы от 21.11.2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях (далее КоАП г. Москвы).и подвергнуто административному штрафу в размере 300 000 руб.
Защитником ПАО "МОЭК" Седельниковой В.П. обжаловано постановление должностного лица в Лефортовский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше решение.
В жалобе поданной в Московский городской суд защитник просит об отмене постановления, решения судьи, прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что ПАО "МОЭК" действовало в состоянии крайней необходимости, при проведении аварийных работ.
Законный представитель, защитник ПАО "МОЭК" в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Кузяев К.В. в судебное заседание явился, против удовлетворения жалобы возражал, пояснил, что 21.02.2017 в ходе проверки выявлен факт проведения земляных работ ПАО "МОЭК", разрытие до коммуникаций, скол асфальта, грунт, плиты складируются на участке занятом зелеными насаждениями, прислонены к деревьям, деревья не имеют защитного ограждения, что является недопустимым. Работы проводились еще 16.02.2017 г. поэтому действия общества к моменту проверки 21.02.2017 нельзя признать в состоянии крайней необходимости.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя Департамента, прихожу к следующим выводам.
Статьей 4.39 КоАП г. Москвы предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных правовыми актами города Москвы правил и требований в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 2 Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений", граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений. Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений. Работы по уходу за зелеными насаждениями, связанные с проведением агротехнических мероприятий, осуществляются специализированными организациями. Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Согласно п. 9.8 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП, при производстве строительных и иных видов работ строительные и другие организации обязаны в числе прочего:
- ограждать деревья, находящиеся на территории строительства и в зоне производства иных работ, сплошными щитами высотой 2 м. Щиты располагать треугольником на расстоянии не менее 0,5 м от ствола дерева, а также устраивать деревянный настил вокруг ограждающего треугольника радиусом 0,5 м;
- выкопку траншей при прокладке кабеля, канализационных труб и прочих сооружений производить от ствола дерева при толщине ствола до 15 см на расстоянии не менее 2 м, при толщине ствола более 15 см - не менее 3 м, от кустарников - не менее 1,5 м, считая расстояние от основания крайней скелетной ветви;
- при реконструкции и строительстве дорог, тротуаров, трамвайных линий и других сооружений в районе существующих насаждений не допускать изменения вертикальных отметок против существующих более 5 см при понижении или повышении их. В тех случаях, когда засыпка или обнажение корневой системы неизбежны, в проектах и сметах предусматривают соответствующие устройства для сохранения нормальных условий роста деревьев;
- не складировать строительные материалы и не устраивать стоянки машин и автомобилей на газонах, а также на расстоянии ближе 2,5 м от дерева и 1,5 м от кустарников. Складирование горючих материалов производится не ближе 10 м от деревьев и кустарников;
- сохранять незагрязненный плодородный слой почвы на всех участках нового строительства, организовать снятие его и буртование по краям строительной площадки. Забуртованный незагрязненный плодородный слой почвы передавать предприятиям зеленого хозяйства для использования при озеленении этих или новых территорий.
Как следует из материалов дела, 21 февраля 2017 года в 11 часов 40 в результате проведенного обследования внутридомовой территории, расположенной за детской площадкой у синего забора по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская, д. 106, к. 1,2 выявлен факт проведения ПАО "МОЭК" земляных работ, в результате которых скол асфальта, грунт, ж/б плиты частично складированы на участке, занятом зелеными насаждениями, в том числе грунт, скол асфальта, прислонены к стволу дерева, не имеющего защитного ограждения; деревья произрастающие в зоне проведения работ, не имеют защитного ограждения (раскопка выполнена в метра от ствола дерева).
Действия ПАО "МОЭК" квалифицированы по ст. 4.39 КоАП г. Москвы
Факт административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.39 КоАП г. Москвы и вина ПАО "МОЭК" в его совершении объективно подтверждаются имеющимися по делу доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает: - протоколом об административном правонарушении от 06 марта 2017 года, - письмом исполнительного директора Филиала N 20 ПАО "МОЭК" от 28.02.2017; - актом обследования территории от 21 февраля 2017 года, - схемой проведения работ, - фотоматериалом, объяснениями свидетеля Гридчина О.В., и иными материалами дела.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Не согласиться с оценкой указанных доказательств оснований не имеется.
Действия ПАО "МОЭК" квалифицированы по ст. 4.39 КоАП г. Москвы правильно.
Довод заявителя о действии в состоянии крайней необходимости, поскольку заявителем в связи с аварийной ситуацией выполнялись работы по восстановлению участка тепловой сети проверены судом и обоснованно признаны несостоятельными.
В соответствии со ст. 2.7 КоАП РФ, не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Однако, обстоятельства, при которых ПАО "МОЭК" совершено данное административное правонарушение, и его действия не отвечают условиям, при наличии которых согласно ст. 2.7 КоАП РФ, возникает состояние крайней необходимости. ,
Из представленной заявителем распечатки телефонограммы следует, что 16 февраля 2017 года в 11 часов 53 минуты ПАО "МОЭК" поступила информация об аварийной ситуации на теплосети, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская, д. 106, к. 1. Вместе с тем факт правонарушения был выявлен 21 февраля 2017 года, то есть спустя пять дней после проведения аварийных работ, при этом, заявитель не приступил к немедленному устранению допущенных нарушений природоохранного законодательства.
Допущенные ПАО "МОЭК" нарушения оказывают влияние на экологию окружающей среды и ее обитателей, сопряженную с риском наступления тяжких последствий, т.е. существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения.
Административное наказание ПАО "МОЭК" назначено должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ и соответствует санкции ст. 4.39 КоАП г. Москвы.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом и судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
Решение судьи Лефортовского суда г. Москвы от 07 июня 2017 г. и постановление заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды Департамента природопользования и охраны окружающей среды Рябова Г.А. от 14 марта 2017 года N 1002-85/2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.39 КоАП г. Москвы в отношении ПАО "МОЭК" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского
городского суда Неретина Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.